Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Культура как ценностно-нормативная система

Цель лекции:

 

План лекции:

1. Культура как объект социального познания: сущность, понятие, закономерности в развитии.

2. Структура культуры.

3. Классификация культуры.

4. Социальные функции культуры.

5.Формы проявления культуры в жизни человека

 

1.На протяжении XIX в. происходило постепеное размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни общества, социальными науками, основаными на теоретическом осмыслении его закономерностей, структур, процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязаную целостную систему отношений, процессов, институтов. Заметное размежевание происходило также между социальной философией, философией культуры, которые неизбежно были связаны с определеными мировоззренческими принципами, умозрительными формулами «сущности» истории, собствено социологическим подходом к общественым явлениям. Интенсивное знакомство с культурами народов мира приводило к накоплению гуманитарного знания о религиях, языках, литературах, истории, т.д., что породило богатую компаративистику, привело к формированию комплекса ориенталистики, американистики, африканистики, исламоведения, индологии, буддологии, т.д. Однако наряду с ростом описательных, гуманитарных исследований происходило постепеное совершенствование социологического познания социальных, культурных явлений. При всех различиях в методах этого познания им присуща установка на анализ не внешнего, а внутренего смысла явлений, т- е. той роли, которую играют те или иные культурные факты, тексты, образы, средства в социальной регуляции, социальных процессах.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, даные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций, не из художественого творчества мастеров культуры; а на основе эмпирических методов. Конечно, эти источники не могут отвергаться, так как, они выражают некоторые существеные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая, не перекрывая значения «низких истин», обыденых ориентации различных слоев, групп населения. На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение, так как исходная методология находилась в распоряжении «философского центра». Социологии пришлось расстаться или же удалиться на значительное расстояние от всеобщих категорий, от «материи», «сознания», «сущности религии», сферы идеального, метафизических оснований справедливого общества, представлений о всестороне развитом человеке, непреходящих ценостях, т.д. Крупным мыслителям-социологам второй половины XIX — начала XX в. пришлось провести основательную работу по признанию первичности, специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах деятельности. Но в этой реальности существеным компонентом являются, представления, как тот комплекс духовных средств, которые создаются обществом для регуляции этих отношений. Поэтому уже в период становления социологии важным предметом анализа стали, те нормативно-ценостные представления, смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.

По мере созревания социальных наук, дифференциации их состава все в большей степени происходило обособление социальной культурологии как самостоятельной дисциплины, а также растущая дифференциация этого комплекса на различные варианты — по содержанию того социокулътурного компонента, который подлежал изучению (художественая культура, религия, наука, т.д.), по уровню анализа (макро-закономерности, средний или микроуровень), по историческим периодам, регионам, т.д. Сфера социологического анализа расширялась, уже с начала XX в. все более проявляется экспансия социологии, которую считали философия, гуманитарное культуроведение. Социология все больше занимается, устроением общества, культурой, религией, гносеологические вопросы стали предметом социологии знания, а проблематика свободы, демократии, счастья, любви, истины, красоты вошла в социальный анализ в рамках эмпирической, «понимающей» социологии. На долю философии все больше остаются вечные проблемы смысла бытия, а главное — вопросы метода, логики исследования. Философии пришлось отказаться от роли контролирующей инстанции, направляющей деятельность смежных наук. Социология оказалась способной к самоуправлению, располагать своим обширным методологическим аппаратом. Одновремено происходило «разбожествление» религии, представшей как одна из порожденых обществом систем социальной регуляции. Этот процесс охватил, сферу художественой культуры, которая стала не только сферой постижения, приобщения к высоким культурным ценостям, но н сферой критического анализа реальных функций в общественой жизни.

Социологическое изучение культуры сформировалось уже после того, как в достаточной мере выявились возможности, пределы иных подходов к культуре как основному предмету гуманитарного знания. Как мы видели, своеобразие культуры состоит в том, что ее необходимо не только познать, но, освоить. Каждый человек, изучающий культуру в научном плане как существующий вне его объект, одновремено включен в собственую культурную среду. Это не только его непосредственое окружение, но, та нация или цивилизация, к которым он принадлежит. В этом качестве он становится в определеной степени продуктом воздействия культуры, ее носителем, представителем, а потому должен специально вырабатывать в себе профессиональную способность объективного анализа.

 

2.Элементы культуры: язык, цености, нормы, обычаи.

Язык рассматривается как построеная определеным образом знаковая система. Знаки различают языковые, неязыковые. В свою очередь языки бывают естественые, искусственые. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы, значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом, многообразными отношениями человека к миру.

Обычаи.

Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленому поводу в определеное время, в определеном месте.

Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится вес же к более широкому кругу явлений, в применении к более дифференцированым формам регуляции деятельности, хотя, получает при этом семантическую перегрузку. Обряд, ритуал - более формализованые варианты привычного поведения, принятые в определеных частях совокупной культурной регуляции. Обряд, ритуал - формализованое повеление или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишеное непосредственой целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постояными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость, повышая уровень коммуникативности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание, похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый, не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженый дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации, т.д. («О времена! О нравы!»). Война, мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация, т.п. - процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые, влекут за собой постепеный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею качественой определености.

Нормы

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

формализованые правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определеную меру вариативности поведения, его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка, группа должны упорядочивать отношения в среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу, произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей, групп, приводить их в соответствие с общими интересами даной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие, принуждение, через политическое, идеологическое, психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собствено культуры, влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных чисто субъективных мотивов, обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность, общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание, способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленые практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами, социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя, наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет даных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен, выбор одежды. Допустимая степень обнажености - объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

В нормально функционирующем обществе каждая сфера - экономика, социальные структуры, политика, культура ~ создают специфические средства регуляции деятельности, которые дополняют друг друга. Нормативная сфера располагает своим набором средств, для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественая мораль, право. Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности, выхода за ее пределы являются цености.

Цености

Цености - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное, нежелательное, то к чему следует стремиться, чего следует избегать (оценка - отнесение к цености).

Различают цености:

терминальные (цености цели)

инструментальные (цености средства)

В отличие от норм, которым следуют, цености подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Цености помогают обществу, человеку отделить хорошее, плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину, заблуждение, красоту или безобразие, справедливое, несправедливое, допустимое, запретное, существеное, несущественое, т.д.

Классификация ценостей. Всякая классификация ценостей по типу, уровню неизмено условна в силу того, что в нее вносятся социальные, культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценость, имеющую свою многозначность (например, семья), в определеную графу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченую классификацию ценостей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические цености), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления, т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склоность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированость на прошлое или будущее, локальная (почвеная) или сверхлокальная (государственая, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственость, законость, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг. честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественый закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священое Писание, Предание, церковь,

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованой моде.

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные цености, нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственые ориентации, поведение, но, сам дух общества в целом, его своеобразие, отличие от других социумов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - это такие жизненые идеалы, цели, которых, по мнению большинства, следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственое отношение к делу, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, богатство, власть, образование, духовность, т.д.

Подобные цености общества вытекают из общепризнаных представлений о том, что хорошо, что плохо, что есть добро, а что есть зло, чего следует добиваться, а чего избегать, т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные цености как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям, служат своеобразным ориентиром в их поведении.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость, т.д. Для одних, скажем, государственый патернализм (когда государство до мелочей опекает, контролирует своих граждан) – высшая справедливость, а для других – ущемление свободы, чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценостные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются, общие, превалирующие оценки жизненых ситуаций. Они то, формируют социальные цености, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

В отличие от социальных ценостей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соотнесения определеных правил, тем самым регулируют поведение людей, их совместную жизнь в обществе.

 

3.Социальные функции культуры

Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накоплеными обществом знаниями, родным, иностраными языками, учится понимать литературу, искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества, эрудицию.

Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные цености, нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия, общения друг с другом, постепено начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержаность, терпимость к особеностям окружающих, через взаимные доброжелательность, уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованого, воспитаного человека.

Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные цености, нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

Наконец, благодаря • объединяющей функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученому от предков культурному наследию культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление, обогащение культуры, преемственость поколений, культурно-исторического единства общества.

4. Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

 

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер (211, с. 13) назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

 

Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных -"отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм -всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

 

Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления как бы примеряя их на себя.

тноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

 

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

 

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этно-центризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Техническое оснащение: мультимедийное оснащение.

Литература:

1. Маршак А.А. Социология. – М., 2002.

2. Социология. Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2004.

3. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

4. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Социальная структура общества | Лекция 9. Социология личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.