Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 27. Измерение социальных явлений и процессов




Цель лекции: изучить процедуру проведения измерения социальных явлений и процессов.

План лекции:

1. Социологические измерение: содержание, индикаторы.

2. Типы шкал.

 

 

1. Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском и использованием таких фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К таким фактам относятся разнообразные предметы, события, акты, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами.

Если интерпретация основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор количественной информации, а операционализация – о чём следует собирать информацию (в рамках каких социальных институтов, либо в каких сферах жизнедеятельности личности), то нахождение индикаторов позволяет уяснить, как и в какой форме надо подойти к её сбору.

В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них.

В качестве индикаторов целесообразно выбирать в первую очередь объективные по отношению к респондентам факты, так как они повышают достоверность информации.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям образуют шкалу измерения. Например,

Предположим, что в числе выделенных операциональных понятий есть понятие, «образование». В соответствии с ним выбран такой объективный индикатор, как «уровень образования». Его характеристики: начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Они-то и становятся позициями шкалы измерения.

Когда же измеряется признак явления, который отображён операциональным понятием «удовлетворённость моральным поощрением», то позициями шкалы измерения могут стать характеристики такого субъективного индикатора, как «степень удовлетворённости»: «вполне удовлетворён», «удовлетворён частично», «не удовлетворён».

В первом примере шкала измерения жёстко связана с признаком явления, а во втором нет, т.к. может использована для измерения этого же признака («удовлетворённость») других явлений.

Таким образом при подборе индикаторов учитываются следующие положения:

1. Выбор индикатора предопределён операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов.

2. Есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов (пол, возраст, национальность и др.). Тогда ответ на вопрос строго определяется этими понятиями.

3. Имеются такие операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов.

4. В каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится.

 

2. В социологических исследованиях применяются три основных типа шкал: номинальные, ранговые и интервальные.

1. Номинальная шкала – при её помощи измеряют преимущественно объективные признаки респондентов (пол, семейное положение, профессия и др.).

Например: Укажите, какими видами досуга наполнены обычно ваши выходные дни:

– посещаю парк,

– езжу на рыбалку,

– хожу в кино.

2. Ранговая шкала – с её помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных явлений. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой либо наоборот.

Например: укажите, характер выполняемого вами труда.

1 – труд физический, ручной, без применения техники и инструментов.

2 – труд ручной с применением инструментов.

3 – труд с применением техники, полуавтоматов.

Номера вариантов ответов могут представлять собой ранги. Так, с позиций интеллектуального содержания труда цифра 1 означает, что первая позиция менее предпочтительна, чем вторая, а вторая – чем третья.

3. Интервальная шкала – при помощи её измеримы в основном те, свойства и признаки значение которых можно выразить числом. Таковыми могут быть: возраст, стаж работы, учёбы, число членов семьи и др. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значений индикатора, используемого для конструирования шкалы. Шкала с неравными интервалами имеет вид: «Сколько лет Вы работаете на данном предприятии?»

– менее года

– от 1 до 3 лет включительно

– от 3 до 5 лет

– от 5 до 10 лет

– свыше 10 лет.

Шкала с равными интервалами имеет вид.

– от 1 года до 3 лет

– от 3 до 6 лет

– от 6 до 9 лет

При измерении социологической шкалы необходимо учитывать валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкалы измерения зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Например, «Будете ли Вы участвовать в выборах президента страны, в случае их проведения?»

Да, непременно; ещё не задумывался над этим; определённо нет.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора. Например: «Из каких источников Вы чаще всего узнаёте об актуальных политических событиях?»

– из сообщений радио.

– из сообщений прессы.

– из передач телевидения.

Данная шкала неполная, т.к. наряду с первичными существуют и вторичные источники, к примеру родители, друзья, коллеги и др.

Чувствительность шкалы – это её способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число её позиций, определяется самим исследователем. Чем больше их, тем шкала чувствительней.

Например, «Удовлетворены ли Вы прослушанной лекцией?»

Шкала с тремя позициями:

– удовлетворён.

– не могу высказать определённого мнения.

– не удовлетворён.

Шкала с пятью позициями:

– полностью удовлетворён.

– удовлетворён не полностью.

– не могу высказать определённого мнения.

– в основном неудовлетворён.

– лекция произвела на меня крайне отрицательное впечатление.

В социологической практике, как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Оценивать явления по более чувствительной шкале, как показывает опыт, респонденты затрудняются.

Позиции ранговых шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означает, что число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным значением.

При конструировании шкал в социологии соблюдают такие требования, как точность и надёжность.

Точность шкалы – характеристика результата измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления с их истинной величиной.

Надёжность шкалы – её устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении, при многократном (повторном) измерении.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4.Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.