Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок как форма организации и функционирования экономики




Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Рынок как форма организации и функционирования экономики.

2. Теории трудовой стоимости и предельной полезности о товаре и его свойствах.

3. Деньги как развитая форма товарных отношений.

4. Теория цен товаров, виды цен.

5. Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка.

 

Существует множество определений рынка, но ни в одном из них не удается достичь той степени полноты, которая охватила бы все его стороны.

Анализ рынка как экономической категории требует выявления, во-первых, его место и роли в следующей последовательности социально-экономических процессов: обмен – обращение – рынок; во-вторых, его место и роли в системе производственных отношений, то есть отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

В самом общем виде можно сказать, что обмен – это форма общественной связи производителей и потребителей, т.е. обмен составляет отношения между людьми в процессе движения благ и услуг от одного субъекта к другому. Его природа и роль в экономической жизни общества определяется тем, что, с одной стороны, обмен – это составная часть производства, где протекает обмен деятельностью. Эта форма связи порождается непосредственно производством, способом его организации. С другой стороны, обмен – это фаза общественного воспроизводства, которая связывает производство, распределение и потребление. Здесь протекает обмен результатами деятельности. В этом случае обмен выполняет особые функции и приобретает ряд конкретных форм.

Обмен в общественном хозяйстве бывает двух ти­пов — натуральный и товарный. Натуральный обмен представляет собой непосредственный продуктообмен, основанный на различии в полезных свойствах продук­тов. Этому типу обмена соответствует натуральное хозяй­ство, в котором продукты производятся для внутрихо­зяйственного потребления, для удовлетворения собствен­ных потребностей производителя. К числу таких хозяйств относятся: первобытная община, патриархальная кресть­янская семья, феодальное поместье и др. Это самое консервативное и примитивное хозяйство. В нем ис­пользуется рутинная техника, а темпы развития чрезвы­чайно низки.

Товарный обмен тоже основан на различении полезных свойств продуктов, но он соответствует товарному хозяйству, в котором производство продуктов осуществляется не для собственного потребления, а на продажу. Товарный обмен осуществляется в формах:

1) мены, то есть непосредственного обмена товара на товар (Т – Т);

2) купли-продажи, то есть обмен опосредуется деньгами (Т – Д – Т);

3) торговли, или товарного обращения. Это развитая форма товарного обмена, где обособление производителей и потребителей достигло наивысшей ступени и купля-продажа осуществляется при посредничестве третьих лиц. Благодаря их деятельности существует торговля как самостоятельная отрасль общественного хозяйства. Конкретной формой проявления товарного обращения является рынок.

Очевидно, что в историческом плане рынок есть результат развития товарного производства и обмена. И потому объективная необходимость рынка обусловлена теми причинами, которые вызвали разложение натурального хозяйства и появление товарного хозяйства. Этому способствовали два взаимосвязанных процесса: углубление общественного разделения труда (ОРТ) и экономическое обособление производителей как собственников. ОРТ – это обособление различных видов трудовой деятельности внутри общества и внутри предприятия. В связи с этим различают:

· общее разделение труда – по родам производства: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь и т.д.;

· частное разделение труда – родов производства на виды и подвиды;

· территориальное разделение труда – по территориям, регионам;

· единичное разделение труда – внутри предприятия.

В истории ОРТ выделяют три этапа. На первом этапе скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами. На втором – отделилось ремесло от земледелия, что означало зарождение товарного производства. На третьем этапе произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период обмен становится регулярным.

Очевидно, что ОРТ проявляется в материально-производственном обособлении производителей, в его специализации на производстве продукта или его части. Чем глубже ОРТ, тем теснее взаимосвязь между производителями, тем интенсивней обмен. Однако ОРТ – это необходимое, но недостаточное условие для возникновения товарного хозяйства. Второе условие – обособление производителей как собственников. Как отмечалось в теме 2, исторически этот процесс происходил в форме возникновения частной собственности. Это экономическое обособление производителя означало, что он сам распоряжается ресурсами и результатами труда, решает, что и в каком объеме производить, и именно это обусловливает возмездный и эквивалентный характер обмена.

Впервые товарное производство возникло как про­стое. Простое товарное производство характеризуется мел­кой (индивидуальной, семейной) частной собственно­стью на средства производства и личным трудом их соб­ственников. Представителями этого типа производства являются ремесленники.

Впоследствии благодаря наличию общих черт простое товарное производство перерастает в более развитое и прогрессивное — в капиталистическое товарное производство. Это такой тип организации производства, при котором во главе единичного хозяйства становится собственник средств производства (капиталист), а их непосредственное ис­пользование в процессе труда осуществляют наемные рабочие.

При капиталистическом товарном производстве, в отличие от простого, вся продукция или подавляющая ее часть предназначается для обмена, т.е. становится това­ром. Товаром становится труд человека или его способ­ность к труду. Это означает, что товарное производство достигает высшей ступени зрелости и приобретает всеоб­щий характер: все продается и покупается, все превра­щается в товар.

Условия для перерастания простого товарного производства в капиталистическое были созданы в эпоху первоначального накопления капитала (эпоха разложения феодализма). Суть первоначального накопления капитала состояла в двух взаимосвязанных процессах: накоплении денежных средств в руках немногих, формировании класса капиталистов и отделении производителей от средств производства, формировании класса наемных рабочих. В историческом плане капиталистическое товарное производство, достигнув высокой степени зрелости, порождает рыночное хозяйство (рыночную экономику), которое сформировалось на стадии крупного машинного производства.

Итак, рынок – это сфера товарного обращения, в которой связь между субъектами общественного производства осуществляется в форме купли-продажи. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, а в качестве продавцов и покупателей в настоящее время выступают:

· домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства; удовлетворяет свои потребности;

· фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли, самостоятельно принимает решения;

· государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все эти субъекты вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, распоряжения объектами рынка.

В качестве объектов рынка выступают товары и деньги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.