Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности

Тема 6. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности.

2. Анализ потребительского поведения с точки зрения ординалистской теории полезности.

 

Потребительское поведение -процесс формирования спроса на товары и услуги. Теория потребительского поведения изучает, как влияют на спрос цены, доходы и предпочтения покупателей. Эта теория исследует рациональное поведение. Рациональность означает, что потребитель стремится получить максимальную полезность от использования ограниченного дохода.

В XV веке экономисты попытались количественно измерить предпочтения покупателей. Для этого была разработана кардиналистская теория полезности. Ее авторы Менгер, Визер, Джевонс, Госсен. Они предлагали ввести точное измерение величины полезности. В качестве меры полезности предлагалось использовать субъективную единицу измерения ютиль (U). Кардиналисты использовали две оценки полезности:

1. Общая полезность (TU) – мера общего удовлетворения от потребления всего количества товара за определенный период.

2. Предельная полезность (MU) – прирост общей полезности при потреблении дополнительной единицы блага.

;

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью иллюстрируется графически на рис. 9.

TU

Рис.9.

Общая полезность достигает максимума, когда предельная полезность равна нулю. Изменение предельной полезности подчиняется закону убывающей предельной полезности: если потребление всех остальных товаров неизменно, то в рамках определенного периода предельная полезность данного товара снижается по мере увеличения его потребления. Этот закон сформулирован немецким экономистом Госсеном и называется первым законом Госсена.

Рациональный покупатель принимает решение о покупке, соизмеряя затраты с результатами, то есть с полезностью.

Максимальная общая полезность достигается, когда соотношения предельных полезностей товаров с их ценами равны, то есть:

, где A, B…N – товары.

Это второй закон Госсена, который характеризует условие потребительского равновесия с точки зрения кардинализма. Равновесие означает достижение максимального результата при заданных затратах.

Главный недостаток кардиналистской теории состоит в том, что на практике не всегда удается найти универсальную и точную единицу измерения полезности, поэтому в конце XIX века на смену кардинализму пришла ординалистская теория.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении | Анализ потребительского поведения с точки зрения ординалистской теории полезности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.