Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ уровня конкурентоспособности предприятий




На конкурентоспособность предприятия влияют множество показателей и, в практике применяется несколько подходов к оценке конкурентоспособности:

1. Оценка с позиции сравнительных преимуществ (может быть выражена низкой себестоимостью товаров).

2. Оценка по теории равновесия основывается на утверждении, что если производитель достиг максимального объема выпуска и сбыта продукции при неизменном уровне спроса, то он получает максимальный объем прибыли, соответственно, имеет конкурентопреимущество.

3. Структурный подход – основан на оценке уровня монополизации отрасли. Уровень монополизации определяет степень конкурентной борьбы. Определяет наличие и сложность преодоления барьеров для предприятий, которые пытаются или стремятся освоить производство в данной отрасли. Чем выше степень концентрации капитала и производства в отрасли, тем выше уровень конкурентоспособности фирм в данной отрасли. Конкурентоспособность фирм, предприятий данной отрасли имеет уровень намного превосходящий степень конкурентоспособности новых предприятий.

4. Функциональный подход – заключается в определении соотношения издержки/цены (рентабельность производства). Чем выше рентабельность отрасли, тем выше степень конкурентной борьбы. Чем больше уровень разницы между значением рентабельности предприятий одной отрасли, тем выше угроза поражения предприятий с низкой рентабельностью в конкурентной борьбе.

5. Оценка конкурентоспособности на основе сравнения качества продукции с использованием многоугольных профилей – базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей покупателей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности. Затем проводятся сравнения техника - экономических показателей анализируемого продукта с другими конкурирующими продуктами в следующей последовательности:

1) устанавливается рынок или рынки, на которых может присутствовать данный товар;

2) решается вопрос, каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечением максимальной рентабельности;

3) анализируется работа сбытового подразделения и всего предприятия в сравнении с показателями конкурентов.

6. Метод, основанный на матричной подходе оценки конкурентоспособности с использованием матрицы BKG.

 

Методика 1. Расчет обобщающего показателя уровня конкурентоспособности предприятия ():

, доли единиц.

- индекс конкурентоспособности по товарной массе, доли единиц;

- индекс относительной эффективности предприятия.

, доли единиц,

где:

i – индекс товаров;

Р – количество товаров, которое производится на предприятии;

- коэффициент значимости i – го товара на конкретном рынке;

- количество i – го товара, предлагаемого конкурирующими сторонами на конкретном рынке;

- значение объема продаж i-го товара, приобретенным конкурентом. Это значение принимается за базу сравнения.

- комплексные показатели качества соответственно нашей фирмы и приоритетного конкурента.

Для количественной оценки этого показателя может использоваться значение какого-то одного показателя, характеризующего качество продукции или это показатель определения экспертным методом.

- совокупные затраты на приобретение и использование i – го товара за весь ЖЦ, руб.

Значение определяется экспертным путем, при этом должно выполняться условие, что:

, доли единиц, где:

j – индекс показателя эффективности деятельности предприятия;

r – количество показателей, которые характеризуют эффективность производства и реализации продукции на предприятии;

- коэффициент значимости j-го показателя эффективности;

- показатели эффективности соответственно оцениваемой организации и организации – конкурента, занимающего приоритетное место.

Величина определяется экспертным путем, при этом должно соблюдаться условие:

Показатели выбираются исследователями. В расчете должны участвовать:

1) показатели, которые могут быть определены на основе статистических данных с достаточной степенью достоверности;;

2) показатели, характеризующие основную отдачу основного и оборотного капитала (фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных и оборотных средств, рентабельность, производительность труда на предприятии и др.)

По данной методике проводятся расчеты по нескольким предприятиям, которые присутствуют и могут присутствовать на данном рынке.

Наиболее конкурентоспособным предприятием можно считать того, у которого значение обобщающего показателя () выше. Для приоритетного конкурента, то есть предприятия, занимающего лидирующее положение на рынке по объему продаж, показателям качества продукции, величине затрат на производство и реализацию продукции, значение показателя должно быть равно 1.Основным недостатком данной модели является то, что:

1) позволяет оценивать конкурентоспособность на какой – то момент времени;

2) сложность сбора исходной информации;

3) данная методика не может оценить количественное воздействие на уровня менеджмента на предприятии.

Представленная методика сложна с точки зрения свода исходной информации, показатели оцениваются весьма поверхностно.

Методика 2. Эта методика рекомендована Фатхутдиновым:

, доли единиц, где:

i – индекс товара;

n – количество товаров, производимых предприятием, для производства определяется ;

- удельный вес i-го товара в общем объеме продаж за анализируемый период времени, доли единиц;

Анализируемым периодом должен быть последний промежуток времени, в зависимости от диапазона продаж.

, где:

- объем продаж i-го товара за анализируемый период времени в стоимостных единицах измерения.

- показатель значимости i-го рынка, на котором представлен i-тый товар;

- показатель конкурентоспособности для однопараметрических объектов, который определен по формуле: см. пункт 3.1 этой темы .

Рекомендуется устанавливать значение . Если товар представлен на рынке развитых стран (США, страны Западной Европы, Япония, Канада и т. д.), то =1. Если товар представлен на рынках других стран, за пределами страны производителя, то =0,7. Если товары реализуются на внутреннем рынке, то =0,5. Если один и тот же товар представлен на разных рынках, целесообразно определяться показателем ai ..

Для оценки конкурентоспособности сравниваются значения для анализируемого предприятия с аналогичным показателем других предприятий, присутствующих на рынке, или с показателем , соответствующим приоритетному конкуренту.

Большей конкурентоспособностью будет обладать то производитель, у которого значение выше. В идеальном варианте значение =1, поэтому к нему и надо стремиться.

 

Пример. Оценить конкурентоспособность организации. Исходные данные в таблице.

Таблица 7

Исходные данные

Показатели Товары организации
А Б В Г
Рынок, на котором представлен товар Товары промышленно – развитых стран Остальные страны Внутренний рынок
Показатель значимости рынка     0,7 0,5 0,5
Уровень конкурентоспособности товара на конкретном рынке () 0,95 1,05 1,1 0,97
Объем продаж товара на данном рынке, млн. долл.        
Удельный вес товара в общем объеме продаж 0,056 0,194 0,676 0,074

 

Примечание: Каждый из товаров представлен только на одном рынке.

=0,056*1*0,95+0,194*0,7*1,05+0,676*0,5*1,1+0,074*0,5*0,97

=0,603

1Û 0,603

Сравнивая значения для нашего предприятия с 1, можно сказать, что показатель конкурентоспособности нашего производителя (1- 0,603) ниже наиболее высокого значения мирового уровня на 0,397.

Отсюда следует, что добиться конкурентного преимущества на рынке развитых стран нашему предприятию невозможно.

В структуре товарной массы предприятия, конкурентоспособен на внешнем рынке, за исключением промышленно развитых стран товар Б, так как значение показателя Kij для этого товара составляет 1,05.

На внутреннем рынке конкурентоспособным является товар В, который составляет 67,6%, а значение обобщающего показателя конкурентоспособности Kij=1,1.

Для увеличения конкурентоспособности предприятия, исходя из данных приведенной таблицы целесообразно:

1) повышать объемы производства Б и В на внешнем и внутренних рынках соответственно;

2) повышать конкурентность товара А, с целью завоевания рынки развитых стран с увеличением доли объемов продаж товара А в структуре объема продаж предприятия;

3) для товаров предприятия Г можно или повышать конкурентоспособность, с целью увеличения объема продаж и завоевания большей привлекательности у потребителей, что даст возможность увеличить объем продаж.

Целесообразно снимать с производства нерентабельные товары, повышая качество и др. показатели остальных товаров.

Для того чтобы проводить оценку конкурентоспособности предприятий, объектов необходима определенная информация по объектам конкурентов.

Рекомендуется собирать исходную информацию для оценки конкурентоспособности в следующую таблицу.

Таблица 8

Исходная информация для оценки конкурентоспособности

Показатели Значения показателей по предприятиям конкурентов Показатели анализируемой организации
К1 К2 К3 реальный прогнозируемый
1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), в единицах измерения полезного эффекта: показатели надежности (нормативный срок, коэффициент безопасности, коэффициент готовности и др.); показатели экологичности; показатели эргономичности (характеризуют совместимость товара с возможностями человеческого организма); показатели эстетичности, дизайна; показатели энергоемкости; показатели стандартизации и унификации; показатели технологичности (совместимость с другим оборудованием); № сертификата; показатели сервиса товара. 2. Совокупные затраты за ЖЦ единицы товара: затраты на стратегический маркетинг; затраты на НИОКР; затраты на ОТТП; затраты на производство; затраты на сервис; затраты на эксплуатацию и ремонт за нормативный срок службы. 3. Качество информационного сопровождения и коммуникаций: имидж организации – изготовителя; юридическая надежность организации; финансовая надежность предприятия; качество информации (количество информационных сообщений из разных источников); качество упаковки товара (в соответствии с требованиями); качество обслуживания торговой организации (взаимоотношения между дилером и производителем); качество послепродажного обслуживания (гарантийный срок); услуги по ремонту товара. 4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации. 5. Показатели значимости рынка, на котором представлен товар. 6. Параметры товарных рынков: объем товарного рынка; число продавцов, их доли на рынке; тип конкуренции на рынке. 7. Цена товара, стоимостные единицы товара
           

Для того чтобы управлять количественно оцениваемыми факторами конкурентных преимуществ или показателями, используемыми при ранее обобщающего показателя конкурентоспособности объекта, необходимо провести классификацию и выбрать необходимо провести и выбрать необходимые преимущества объектов, которые менеджеры предприятий могут учитывать, на которые можно оказывать воздействие – факторы внутренней среды фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.