Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Страхование как путь снижения экономических рисков




Передача риска,является следующим общим средством снижения риска. Она означает, что инвестор передает ответственность за риск кому–то другому, например, страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.

Данному методу снижения риска будет посвящена специальная тема, а пока лишь отметим, что данный путь предусматривает проведения различного вида хеджирования (при страховании. например, валютных и ряда других рисков). Можно выделить три причины, по которым передача (трансферт) риска выгодна как для стороны, передающей(трансфера), так и для принимающей (трансфери);

1/ потери, которые велики для стороны передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

2/ трансфери может знать лучше способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь, чем трансфер;

3/ трансфери может находится в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Основной способ передачи риска (кроме страхования, которое будет рассмотрено позже) – это заключение контракта. При этом заключаются следующие типы контрактов.

1/ Строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. К рискам, с которыми сталкивается такая фирма и которые увеличивают стоимость объекта, могут относится: сбои в поставках материалов, плохие погодные условия, забастовки, хищения строительных материалов и др. В контракте обычно оговариваются штрафные санкции за несвоевременное возведение объекта, определяется, кто несет риск физических повреждений конструкций в период строительства.

В соответствии со ст.741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки объекта заказчиком несет строительная организация – подрядчик. В этом случае, если объект строительства поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования, либо исполнения ошибочных указаний заказчика, все потери ложатся на заказчика.

2/ Аренда – очень распространенный метод передачи рисков. Широко применяется финансовая аренда(лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным имуществомлежит насобственнике полностью (например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество) или частично (например, риск снижения коммерческой ценности объекта). Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды. Согласно ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и рик случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества.

Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Однако при длительном сроке аренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора. так как трудно предсказать будущее изменение коммерческой ценности арендованного имущества, а следовательно, и изменение размера арендной платы. Возможное решение, снижающее риск собственника имущества, в этом случае может быть связано с фиксированной рентой, т.е. установлением арендной платы в процентах к объему продаж арендатора не ниже определенной фиксированной суммы.

3/ Контракты на хранение и перевозку грузов. В данном случае объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, в нем оговоренных. Заключив договор на перевозку и хранение продукции, фирма передает транспортной компании в основном статические риски, связанные со случайной либо происшедшей по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции. При этом потери. связанные с падением рыночной цены продукции, несет фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

4/ Контракты продажи, обслуживания. снабжения. Договоры, связанные с распространением товаров и услуг. также предоставляют предпринимательской фирме широкие возможности по снижению риска путем их передачи. Производитель или дистрибьютор обычно предлагает потребителю гарантию устранения дефектов либо замены недоброкачественного товара или недоброкачественно выполненной услуги. При этом потребитель. покупая товар или услугу, передает риски, связанные с его эксплуатацией, производителю или дистрибьютеру на период гарантии.

Возможно также соглашение между оптовым торговцем и производителем или между розничным и оптовым торговцем о возврате части непроданных товаров. В данном случае речь идет о передаче рыночного риска.

К этой же группе контрактов относятся:

– соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе;

– аренда оборудования с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта;

– гарантия поддержания производительности;

– договоры на сервисное обслуживание техники.

5/ Контракт–поручительство. В подобном контракте фигурируют всегда три стороны:первая – поручитель, второе– принципал, третье – кредитор. Поручитель дает гарантии кредитору в том, что долг принципала будет возвращен вне зависимости от успеха или неудачи деятельности принципала. Принципал также обязуется возвратить долг, но доля риска, которую в случае неудачи он не сможет покрыть собственными средствами, переносится на поручителя.

Российское законодательство (ст.361 ГК РФ) предусматривает возможность заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительство обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма – кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с этим потери поручителю.

Существует еще один вид гаранта – банковская гарантия (ст.368 ГК РФ). Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица – принципала. уплатить кредитору принципала – бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет производственной фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.

Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются, прежде всего, риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно–разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет производственная фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

6/ Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). Здесь речь идет о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

–фактор–посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида;

– предприятие – поставщик;

– предприятие–покупатель.

Основной принцип факторинга – покупка фактором–посредником у своего клиента–поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор–посредник покупает дебиторскую задолженность, обычно в тече н ие двух–трех дней оплачивает 70–80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств на его счет от покупателей.

Факторинг может быть двух видов: открытый и закрытый. При открытом факторинге поставщик обязан указать на своих счетах, что требование передано фактор–фирме. При закрытом факторинге поставщик заключает договор с банком, высылает копии счетов по заключенным сделкам, не извещая об этом своих покупателей.

В случае если покупатель не в состоянии оплатить свои счета в установленные сроки. то поставщик – клиент банка извещает его об уступке требований фактор–посреднику.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: процентной ставки по кредитам (обычно на один–два пункта выше учетной банковской процентной ставки0 и комиссионных, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов.

Факторинг позволяет предпринимательской фирме, передающей свои долговые обязательства фактор-посреднику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.

7/ Биржевые сделки, снижающие риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем 6 приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится, и заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.

Приобретение опционов позволяет фирме получить уверенность в том. что интересующие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. Опцион – это документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион на приобретение товаров у более надежного поставщика может приобретаться параллельно с заключением выгодного, но рискованного контракта с поставщиком, вызывающим сомнения в надежности.

По сути, опцион является разновидностью ценной бумаги, ибо по истечении срока действия он может иметь вторичное хождение, т.е. быть перепродан на бирже по текущей котировке. Текущая цена опциона зависит от разницы между рыночной на данный момент ценой товара, на который выписан опцион. и ценой поставки. предусмотренной в опционе, а также от изменения к моменту выписки опциона инфляционных ожиданий. Сама цена поставки, зафиксированная в опционе, отличается от рыночной цены товара или услуги. на которые покупается опцион. В условиях инфляции цена поставки выше рыночной цены на момент покупки опциона, но, как правило, в будущем реальная цена товара выше цены по опциону на этот товар (услугу). Возможность перепродажи опциона несет в себе следующие преимущества для фирмы:

– фирма может приобрести опционы не только у самих поставщиков необходимого товара(услуги), но и у их временных держателей;

– фирма может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В случае если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишне заказанные товары (услуги). В данной ситуации фирма избегает возможных потерь, связанных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.

Операции по покупке и продаже опционов регулярно с большей надежностью осуществляются на биржах, но фирма имеет возможность приобретать опционы и через внебиржевых брокеров и маклеров. Заключение на бирже с поставщиками растущих в цене товаров (услуг0 фьючерсных контрактов на их закупку отличается от опциона тем, что:

– контракт на поставку подписывается между заинтересованной фирмой и поставщиком. но его исполнение отложено на определенный срок;

– момент времени. в который осуществляется поставка товара (услуги), строго фиксирован;

– в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки.

Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты, как и опционы, могут быть вторично проданы по особой цене, как поставщиком, так и заказчиком.

Цены фьючерсов на реализации товара и фьючерсов на его закупку являются самостоятельным предметом биржевой котировки и зависят от прогноза конъюнктуры сбыта и спроса по рассматриваемому товару, от объема фьючерсного контракта, времени, остающегося до наступления момента поставки товара по фьючерсу, от уровня инфляционных ожиданий, а также от других факторов.

Заключая фьючерсный контракт на покупку товара (услуги), фирма, с одной стороны, получает некоторую гарантию получения товара (услуги) в нужный срок по оговоренной цене, что снижает риск снабжения и инфляционный риск. С другой стоны, фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если она найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт.

Фьючерсный контракт на покупку товара (услуги) может быть заключен и как резервный в дополнение к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения. Если основной контракт, тем не менее, будет реализован, то фирме необходимо продать фьючерс на параллельную закупку до наступления по нему срока реальной закупки и ее оплаты. В данном случае необходимо, чтобы срок дополнительного фьючерсного контракта был более поздним, чем срок поставки по основному контракту.

Рассмотренными способами минимизации риска снабжения также можно снизить и риск сбыта продукции или услуги, соответственно приобретая опционы и фьючерсы на поставку товара или услуги. Однако трансферт риска – не обязательно самый безопасный и самый эффективный способ минимизации риска. Трансферт может не только не иметь достаточных средств для покрытия потерь трансферта, но, как правило, он не имеет никаких эффективных рычагов для снижения уровня риска. Поэтому при передаче риска фирма должна учитывать следующие моменты:

– распределение рисков между трансфертом и трансфери должно быть четким и недвусмысленным;

- трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;

– трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения и контроля за риском и наилучшим образом использовать эти полномочия;

– решения о трансферте должно приниматься на базе критерия эффективности (как недорогой или более прибыльный метод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации риска;

– риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной как для трансфера, так и для трансфери.

 

 

5) Учет инфляции при принятии экономических решений – является следующим методом снижения риска. Как известно, инфляционный риск – это риск, связанный с ростом цен, падением покупательной способности рубля, переполнением каналов денежного обращения излишней денежной массой (сверх потребностей товарооборота). Равенство товарной и денежной массы устанавливает формула И.Фишера, которая называется формулой обмена или количественной теории денег.

М х V = P х Q, где М – величина денежной массы; V– скорость обращения денежной единицы; Р – уровень цен в стране; Q– количество товаров и услуг за период времени. Эта формула показывает уровень ликвидности экономики, т.е. соотношение товарной и денежной массы. Если, в частности, денежная масса больше товарной, то такая ситуация приводит экономику к инфляции.

Учет инфляции необходим при расчете наращенной суммы денег и определении действительной ставки процентов при их получении. Для учета инфляции используются: дисконтирование всех будущих экономических показателей; вычисление инфляционной накидки и ряд других методов, которые изучаются в специальных экономических курсах (макроэкономика, финансовый менеджмент, экономика предприятия и т.д.)

Так, если С – наращенная сумма к сроку окончания кредита с учетом инфляции, то она определяется по формуле:

 

С = N {(1 + i)/ (1 + h) }n,

где: N – сумма, полученной ссуды; i – ставка процента; h – темпы выдачи ссуды, годы; n – продолжительность ссуды, годы.

Формула И.Фишера, учитывающая уровень инфляции следующая:

iα = i + α + iα, где: iα – ставка ссудного процента, учитывающая инфляцию;

α – темп инфляции; i – ставка ссудного процента без учета инфляции. Сумма (α + iα) является величиной, которую необходимо прибавить к реальной ставке доходности для компенсации инфляционных потерь. Эта величина называется инфляционной премией.

Таким образом, при определении эффективности инвестиционного проекта в расчетах надо использовать именно ставку ссудного процента. учитывающую инфляцию. Этот расчет покажет реальный риск инвестиционного проекта.

6) Получение большей информации о предстоящем выборе и результатах – это следующий метод снижения риска. Действительно. любое управленческое решение принимается в условиях. когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого–нибудь мероприятия (проекта, например), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

ПРИМЕР:

Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 500 единиц или 1000 ед. При

покупке 500 ед. товара затраты составят 2000 руб. за ед.. а при покупке 1000 ед. товара затраты составят 1200 руб. за ед. Предприниматель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за ед. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убыток его операции. При продаже товара вероятность составляет «50 на 50», т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 ед. товара и 0,5 для продажи 1000 ед. товара.

Прибыль составит при продаже 500 ед. товара 500 тыс. руб. {500 (3000 – 2000)}; при продаже 1000 ед. товара – 1800 тыс. руб. {(1000 (3000 – 1200)}; средняя ожидаемая прибыль – 1150 тыс. руб. (0,5 х 500 + 0,5 х 1800).

Ожидаемая стоимость информации при условии определенности составляет 1150 тыс. руб., а при отсутствии неопределенности (покупка 1000 ед. товара) составит 900 тыс. руб. (0,5 х 1800).

Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150 – 900).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо получить информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс. рублей.

Даже если прогноз окажется не совсем точным. все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.

Таким образом, принимать решение следует только в том случае, когда потери от задержки принятия решения допустимы, а в будущем перекроются прибылью, полученной в результате принятия решения на основе дополнительной информации. Следует отметить, что с увеличением времени и затрат на сбор информации качество решения имеет следующую тенденцию: до определенного времени с накоплением информации качество решения улучшается, но после этого резко падает. В таком случае от дальнейших поисков информации следует отказаться, поскольку возникает риск упущенной выгоды.

7 ) Распределение риска между участниками проекта также важнейший путь снижения риска. Дело в том, что рост размеров и продолжительность инвестирования. внедрение новых технологий. высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. Эта экономическая операция представляет собой предоставление ряда комиссионно – посреднических услуг, оказываемых фактором (посредником, например, банком) клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием оборотного капитала. Цель его – инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Так, если используется факторинг с финансированием, то банк покупает счета–фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80 – 90% стоимости отгрузки, а 20% не выплачивается, а бронируются на случай претензий покупателя.

Такимобразом, развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще.

Банк, выкупивший такие претензии у поставщиков может понести убытки. Операции факторинга относят к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения (в некоторых случаях он доходит до 20%) зависит как от степени риска (от уровня сомнительности выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки.

Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков. Фирмы–консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, который они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска используется при разработке финансового проекта и контрактных документов. Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным.

Для качественного распределения риска в проектах предлагается использовать так называемую концептуальную модель. Модель базируется на стандартных методах решений, основой которых является «дерево вероятностей и решений».

Последовательность решений по выбору того или иного заказа определяется на стадии формирования портфеля заказов. Эта проблема носит двойственный характер, обусловленный участием в инвестиционном проекте по меньшей мере двух сторон – покупателя и продавца. или заказчика и исполнителя. С одной стороны заказчик стремится по возможности уменьшить стоимость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполненными.

С другой стороны, исполнитель при формировании портфеля заказов стремится е получению максимальной прибыли. Прибыль исполнителя, т.е. оценка портфеля заказов, может быть определена по формуле:

П = (К + Y1)Р(Y1) . (К + Y2Р(Y2) …… (К + YnР(Yn)),

где П – прибыль фирмы с учетом неопределенности;

К – первоначальный капитал фирмы;

Yi – возможная прибыль фирмы; i = 1, ….., n, n – число возможных исходов событий при выполнении проекта.

Р(Yi) – вероятность каждого исхода.

Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов.

Чем больше степень риска участники намереваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь опытных инвесторов к финансированию проекта.

Поэтому участникам проекта рекомендуется при ведении переговоров проявлять максимальную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.

Желание обсудить вопрос о принятии участниками проекта на себя большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

 

8 ) Разделение риска с партнерами по бизнесу.

Необходимо отметить, что особенно рисковой бывает экономическая деятельность на зарубежных рынках, поскольку они наименее знакомы отечественным предпринимателям. Тем не менее в связи с неблагоприятной конъюнктурой в России отечественные предприниматели часто стремятся именно за рубеж. Поэтому им весьма важно знать способы уменьшения риска за рубежом. Это необходимо знать и тем, кто работает в своем отечестве, но во взаимодействии с иностранными фирмами. Ведь только зная их методы минимизации риска, можно понять стратегическую ориентацию партнеров и предвидеть тактические ходы.

Простейший способ уменьшения риска – выйти на внешний рынок путем косвенного экспорта, т.е. производить и продавать свою продукцию на отечественном рынке, отечественным партнерам, но с тем, чтобы эта продукция в качестве деталей, узлов, агрегатов и т.п. затем была продана в составе другого, конечного продукта. Почти весь риск при этом переносится на партнера, но и участие в прибыли от экспорта в подобном случае минимально.

Дальнейшее наращивание уровня риска и участие фирмы в прибылях происходит в таких формах вхождения на внешний рынок, как экспорт лицензий, участие в совместных предприятиях за рубежом и особенно вложение инвестиций с целью приобретения предприятия за рубежом исключительно в собственность данной фирмы.

Выходя на внешний рынок, следует в любом случае воспользоваться имеющимися данными по оценке уровней различных рисков в странах своего возможного экономического присутствия. Наиболее признанной международной системой оценки рисков на национальных рынках различных стран является система «Индекс BERI», о котором ранее уже шла речь.

Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово–промышленные группы (ФПГ); предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. Такие действия фирмы называются объединением рисков. Под ним понимается метод снижения риска, при котором он делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. Как правило, поиски партнеров проводятся среди фирм, располагающих дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка.

9 ) Защита коммерческой тайны на предприятии является также методом снижения риска.

Для решения этой задачи должен вводится определенный порядок работы с информацией и доступа к ней. Такой порядок включает комплекс правовых, административных. организационных, инженерно–технических, финансовых, социальных и иных мер, основанных на правовых нормах Российской Федерации и организационно–распорядительных положениях руководителя предприятия.

Эффективная защита предпринимательской тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий. К ним относятся:

– единство в решении производственных, коммерческих и финансовых вопросов;

– персональная ответственность руководителей всех уровней за обеспечение сохранности конфиденциальной информации;

– организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны;

– оптимальное ограничение числа лиц, имеющих допуск к информации, составляющей коммерческую тайну;

– выполнение требований по обеспечению сохранения коммерческой тайны при проектировании и размещении специальных помещений, в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, подписания контрактов; при проведении важных совещаний;

– наличие охраны и пропускного режима на территории предприятия;

– плановость разработки и осуществления мер по защите коммерческой тайны, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;

– создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности коммерческой тайны. Для снижения возможных потерь следует выявить, учесть и перекрыть все вероятные каналы утечки информации через: государственные учреждения; посредников и партнеров; адвокатские и консульские фирмы; промышленный шпионаж; подкуп, шантаж сотрудников предпринимательской фирмы; рекламу, печатную продукцию, прессу.

Носителями информации являются: бумажные документы, видеопленки, компьютерные файлы, телефонные, телеграфные и факсимильные сообщения и т.п. Соответственно для защиты коммерческой тайны необходимо правильно организовать:

– порядок делопроизводства в отношении документов, содержащих предпринимательскую тайну;

– контроль за средствами копирования и размножения документов;

– защиту коммерческой информации в средствах связи и компьютерной техники;

– учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (в первую очередь это касается опытных образцов);

– охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;

– контроль за посещениями предприятия посторонними лицами.

Главная опасность утечки информации – в людях. Так, вероятность утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, при проведении таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание служащих фирмы, составляет 43%, получение сведений путем их выведывания у сотрудников фирмы – 24%, путем проникновения в компьютерную сеть – 18%, кражи документов – 10%, подслушивания телефонных переговоров – 5%.

В качестве возможного выхода из такого положения можно рекомендовать два варианта:

– держать в особом секрете от кого бы то ни было небольшие, но стратегические подробности технологии дела и использовать их только самим руководителем;

– стимулировать способных сотрудников, регулярно выделять им денежные вознаграждения, в некоторых случаях наиболее способным и активным предлагать стать совладельцем фирмы.

Кроме того, при заключении трудового договора между руководителем предпринимательской фирмы и сотрудником в нем необходимо отражать обязательства последнего по неразглашению коммерческой тайны. Наличие подобного документа дает юридическую возможность для предпринимателя применить различные санкции к работникам, виновным в утечке конфиденциальной информации.

Если состав квалифицированных специалистов меняется из–за высокой текучести, разработки фирмы также будут становиться бесплатным достоянием конкурентов.

Система защиты коммерческой тайны в целом состоит из следующих этапов:

1/ Определение предмета защиты, т.е. разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в котором выделяется наиболее ценная информация, нуждающаяся в особой охране.

2/ Установление периодов, в течение которых конкретные сведения являются коммерческой тайной.

3/ Выделение категории носителей конфиденциальной информации: персонал, документы, изделия и материалы; технические средства хранения, обработки и передачи информации и т.п.

4/ Разработка систем допуска к конкретным сведениям, составляющим коммерческую тайну.

5/ Составление схемы работ с конфиденциальными сведениями как на предприятии, так и за его пределами.

6/ Распределение ответственности за защиту конфиденциальной информации между сотрудниками.

7/ Планирование действий по активизации и стимулированию лиц, задействованных в защите информации.

8) Разработка конкретных мер по защите коммерческой тайны и назначение ответственных исполнителей.

9) Проверка надежности принятых мер обеспечения коммерческой тайны.

Рассмотрим далее на примере учет и снижение риска при формировании проекта.

Финансирование проекта – одно из наиболее важных условий обеспечения эффективности его выполнения. Финансирование должно быть нацелено на решение двух основных задач:

обеспечение потока инвестиций, необходимых для планомерного выполнения проекта;

снижение капитальных затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.

План финансирования проекта должен учесть следующие виды рисков:

– риск нежизнеспособности проекта;

– налоговый риск;

– риск неуплаты задолженностей;

– риск незавершения строительства.

Рассмотрим их более подробно.

Риск нежизнеспособности проекта. Инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточными для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых капиталовложений. Кроме того, финансирование проекта должно удовлетворять существующим тестам на «адекватную надежность», чтобы определенные институциональные инвесторы, например страховые компании, получили возможность осуществлять инвестиции в проект.

При обсуждении данного типа гарантий участники должны проявить определенную гибкость вотношении с инвестором. Например, если при финансировании проекта появляются трудности с одним из наиболее серьезных тестов на адекватные гарантии, гарантии выплаты процентов, то проект может удовлетворять требованиям другого теста, например на наличие контракта на приобретение какой–либо организацией продукта, являющегося результатом реализации проекта.

Налоговый риск. Этот риск включает в себя:

невозможность гарантировать налоговую скидку из–за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате;

потерю выигрыша на налогах, если участники прекратили работы над функционирующим, но экономически себя не оправдавшим проектом;

изменение налогового законодательства, например увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед запуском проекта в эксплуатацию;

решения налоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта.

Инвесторам, как правило, удается частично защитить себя от налогового риска посредством соответствующих гарантий, включаемых в соглашения и контракты.

Риск неуплаты задолженностей. Даже успешные проекты могут столкнуться с временным снижением доходов из–за краткосрочного падения спроса на производимый продукт либо снижения цен из–за перепроизводства продукта на рынке.

Чтобы защитить себя от таких колебаний, предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженностям. Участники могут применит такие мерыснижениярисканеуплатызадолженностей, как:

– использование резервных фондов;

– производственные выплаты;

– дополнительное финансирование.

Помимо достаточности предполагаемых доходов часто план финансирования должен включать в себя резервный фонд выплат по задолженностям, например, на уровне максимальных ежегодных выплат по задолженностям. Финансовые соглашения должны быть составлены таким образом, чтобы в любом из них первоначально предусматривались выплаты по задолженностям, затем – на компенсацию резервного фонда и после этого – по участкам и третьим сторонам.

В некоторых проектах вместо резервного фонда выплат по задолженностям может использоваться принцип производственных выплат. В проектах, обеспеченных доходами, участники обязуются осуществлять выплаты по задолженностям, гарантируя на эти цели определенный процент доходов, получаемых от продукта, производимого по проекту. Недостаточность поступающих из этого источника сумм для оплаты задолженностей не рассматривается как невыполнение обязательств: возникающий дефицит суммируется и выносится на срок окончательной выплаты задолженности.

План должен предусматривать возможности дополнительного финансирования, необходимость в котором может возникнуть из–за задержки поступления средств, значительного увеличения масштабов проекта или проблем, связанных с эксплуатацией. Необходимо установить контакт с отдельными кредиторами для обеспечения покрытия непредвиденных расходов.

После осуществления участниками проекта надежных мер по снижению риска неуплаты задолженностей инвестор может применять соответствующие гарантии частичных или полных выплат задолженностей в определенные этапы проекта или по его завершении. Кроме того, правительственные органы могут предоставить правительственные гарантии, экспортные гарантии или защиту политического риска.

Риск незавершения строительства. Если проект связан с процессом строительства, то необходимо учитывать возможный риск незавершенного строительства. Поэтому перед началом строительства его участники и инвесторы должны прийти к соглашению относительно гарантий его завершения.

При инвестировании проекта, в котором использован новый технологический процесс или ноу–хау, инвестор может потребовать безусловных гарантий завершения строительства, поскольку подобные проекты оказываются более дорогостоящими, чем первоначально предусматривалось.

 

Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий(страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Суть страхования заключается в передаче рисков от их носителей – организаций или физических лиц – к страховой компании, т.е. в принципе страхование относится к методу передачи риска посредством заключения контракта, в роли трансфери в данном случае выступает страховая компания.

Лицо, передающее риск, называется страхователем, а лицо, принимающее риск, – страховщиком.

Передача рисков осуществляется за определенную плату, которая называется страховым взносом, или страховой премией.

С юридической точки зрения передача риска означает принятие на себя страховщиком обязательства выплатить страхователю денежную (а иногда и натуральную) компенсацию понесенных им в определенных ситуациях убытков. Правовой основой регулирования процесса страхования является федеральный закон «О страховании» и ряд других законов, например, закон о страховании ответственности владельцев автотранспортных средств.

Совокупность ситуаций, при которых наступает вышеупомянутая ответственность страховщика, составляет содержание передаваемых рисков и носит название «страховой случай».

Отношения страхователя и страховщика оформляются путем заключения страхового договора, в котором должны быть указаны основные условия страхования, юридические основы взаимоотношений сторон, их обязанности, порядок взаиморасчетов, порядок урегулирования убытков и другие моменты.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям, предъявляемым к сделкам ГК РФ.

Для заключения договора страхования фирма представляет страховой компании письменное заявление по установленной форме. Договор вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса. Факт заключения договора страхования удостоверяется передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством, как правило, это страховой полис или страховой сертификат.

В страховом свидетельстве (полисе) указываются: наименование документа; наименование, юридический адрес, банковские реквизиты страховой компании; наименование страхователя и его адрес; объект страхования; размер страховой суммы; страховой риск; размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения; срок действия договора; порядок прекращения и изменения договора; другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них; подписи сторон.

Страховщик обязан:

1/ в случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств;

2/ при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в установленный договором срок. В случае если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере одного процента от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки;

3/ возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу в том случае, если возмещение предусмотрено правилами страхования. При этом не подлежат возмещению указанные расходы в части, превышающей размер причиненного ущерба;

4/ не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении.

Страхователь обязан:

1/ своевременно вносить страховые взносы;

2/ при заключении договора страхования сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также обо всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного объекта страхования.

3/ принимать необходимые меры для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страховом случае и сообщать страховой компании о наступлении страхового случая а сроки, установленные договором страхования.

Договором страхования могут быть предусмотрены и другие обязанности как страховщика, так и страхователя.

При наступлении страхового случая страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков и других предприятий, учреждений, организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая. Он также вправе самостоятельно выяснять причины и обстоятельства наступления страхового случая.

Страховая компания имеет право не производит страховые выплаты при:

– умышленных действиях страхователя, направленных на наступление страхового случая;

– совершении страхователем или иным лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;

– сообщении страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования;

– получении страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении ущерба.

Условиями договора страхования могут быть предусмотрены и другие основания для отказа выплаты страховой суммы. Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа. При этом отказ страховой компании произвести страховую выплату может быть обжалован страхователем в суде.

Договор страхования прекращается в случаях:

– истечении срока действия;

– исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

– неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;

– ликвидации страхователя;

– ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательством РФ;

– принятия судом решения о признании договора страхования недействительным.

Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования или по соглашению сторон.

Обычной практикой является вынесение типовых условий для каждого вида страхования в особый документ, называемый правилами страхования, и фиксация в договоре лишь специфических особенностей объекта страхования, его стоимости, стоимости страхования и дополнительных условий и оговорок, присущих конкретным случаям.

Необходимым условием заключения договора является достижение сторонами соглашения о финансовых условиях передачи риска. К числу финансовых параметров страхования относятся понятия страховой суммы, страхового взноса, страхового тарифа, франшизы и др.

Страховая сумма – представляет собой максимально возможный объем ответственности страховщика по данному риску. Так, выражение «страховая сумма по договору составляет 100 тыс. рублей» означает, что ни при каких условиях страховая компания не выплатит страхователю в течение срока действия договора сумму, в совокупности превышающую 100 тыс. рублей.

Или, например, размер максимальной страховой суммы по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет 400 тыс. рублей. Это и есть страховая сумма. Более того, она делится на две части. 240 тыс. рублей по здоровью и 160 тыс. рублей по «железу». Так, за повреждение имущества одного человека выплатят не более 120 тыс. рублей.

Размеры выплат в каждом конкретном случае, таким образом, определяются исходя из установленной страховой суммы. Например, в договоре может быть оговорено, что при полном разрушении объекта страхователь получит 100% страховой суммы, при частичном – компенсацию в размере реального ущерба, но не свыше страховой суммы, а при ущербе менее 5% страховой суммы не получит ничего (последнее условие называется франшизой).

Страховая сумма распределяется исходя из квалифицированной оценки стоимости объекта страхования, называемой страховой стоимостью. Процедура ее установления учитывает особенности страхования и вероятность наступления страховых случаев. Как правило, она не более рыночной цены объекта, а страховая сумма не может превышать его страховую стоимость.

Совокупность условий по возмещению убытков в результате наступления страховых случаев называется страховым покрытием.

Выплаты страховщика по страховым случаям называются страховым покрытием. Выплаты страховщика по страховым случаям называются страховым возмещением (для имущественного страхования) или страховым обеспечением (для личного).

Плата за страхование исчисляется на основании системы коэффициентов, называемых страховыми тарифами. Они обычно устанавливаются в процентах к страховой сумме.

Страховой взнос или страховая премия рассчитываются как произведение страхового тарифа и страховой суммы.

Дадим здесь определение еще некоторых понятий, широко применяемых в страховой практике.

Застрахованное лицо – юридическое и физическое лицо, риски которого выступают объектом страховой защиты. На практике застрахованный может одновременно быть страхователем, если уплачивает страховые взносы самостоятельно.

Выгодоприобретатель – лицо, назначенное на получение страховой суммы по условиям договора, например,в случае смерти завещателя – физического лица. Назначается страхователем или застрахованнымлицом.

Страховой полис – документ, выдаваемый страхователю или застрахованному и удостоверяющий факт заключения договора страхования.

Страховой платеж – единовременно перечисляемая часть страховой премии. Система таких платежей используется для того, чтобы распределить во времени уплату страхователем страховой премии и тем самым снизить его финансовые издержки. При этом ответственность страховщика начинается с момента уплаты первого страхового платежа.

Срок страхования – временной интервал, в течение которого действует страховая защита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.