Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокуратура советского периода




Датой воссоздания российской прокуратуры следует считать 28 мая 1922 г.. когда 111 сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета утвердила Положение о прокурорском надзоре. Этим Положением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан; поддержание государственного обвинения в суде.

В соответствии с Положением во главе прокуратуры стоял Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным Комиссаром юстиции.

На основании Положения о прокурорском надзоре была учреждена военная прокуратура.

Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре СССР. В соответствии с Положением была образована Главная военная прокуратура. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. все органы прокуратуры были выделены из системы юстиции.

Важное значение имело утверждение 5 декабря 1936 г. Конституции СССР, которая возложила на Генерального прокурора осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными учреждениями, должностными лицами и гражданами. Общесоюзным законодательным актом, регулирующим прокурорский надзор. Стал Закон о прокуратуре СССР, принятый Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. Этот Закон является по своей юридической природе актом комплексного регулирования, содержащим нормы, определяющие как организацию, так и деятельность прокуратуры.

В Законе была закреплена система органов прокуратуры и их внутренняя структура, требования, предъявляемые к липам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре. Прокуратура современного периода.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного органа находится в ведении РФ.

Ст. 129 Конституции РФ закрепила всего одну статью, посвященную органам прокуратуры в разделе «Правосудие».

В 1992 году был принят специальный нормативно-правовой акт - закон «О прокуратуре».

Таким образом, со времени учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокурорском надзоре.

  1. Понятие ПН: предмет, система

Теория и практика ПН выработали ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Коренным является понятие «прокурор». Прокурор- это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора.

Прокурорские работники- работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины. Обычно научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые другие.

ПН- понятие, характеризующее:

1. основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности;

2. отрасль юридической науки;

3. учебную дисциплину.

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на ее территории

Прокурорский надзор - как отрасль юридической науки- означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора.

Прокурорский надзор - как учебная дисциплина- это часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений

Ястребов В.Б. считает, что прокурорский надзор самостоятельная отрасль права. Признание прокурорского надзора как самостоятельной отрасли права было обоснованно в 60-е годы 20 века - С.Г.Березовский и В.К. Звирбуль. Чеканов В.Я., Мартинович и.И. дали название -прокурорское право. Отрицают теорию о выделении прокурорского надзора как отрасли права С.С. Алексеев. О. С. Иоффе, М.Д.Шаргородский.

Мы рассматривать будем прокурорский надзор как специфическую деятельность государства, учебную дисциплину и как юридическую науку.

Под предметом прокурорского надзора как вида государственной деятельности следует понимать исполнение законов юридическими и физическими лицами.

В предмет прокурорского надзора не входит исполнение законов высшими органами представительной и исполнительной власти, а также судебными органами.

Под объектом прокурорского надзора следует понимать деятельность государственных органов и учреждений, их должностных лиц, а также иных организаций, связанную с соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и иных нормативных актов. Законом о прокуратуре в число объектов прокурорский надзор не включены высшие должностные лица органов государственной власти РФ.

Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Ими являются как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора- это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Например, получение информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора:

1) надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу;

5) надзор за исполнением законов судебными приставами;

Взаимодействие прокуратуры с представительными, исполнительными, судебными органами. Прокуратура и судебная система.

Прокуратура взаимодействует с судами общей юрисдикции, арбитражными судами. В случае установления нарушения закона органами и должностными лицами, на которых распространяется надзорная деятельность прокуратуры, прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.

В случае, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права, тогда прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в порядке гражданского судопроизводства. И в данном случае прокурор выступает представителем пострадавшей стороны.

В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Генеральный прокурор вправе обращаться в пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Согласно ФЗ о прокуратуре Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокуратура и Президент РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ только по представлению Президента РФ.

По Конституции РФ Президент вносит в Совет Федерации предложение и об освобождении от должности Генерального прокурора. Исходя из Конституции и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности обязан издать Президент РФ.

Прокуратура и законодательная власть. Государственная Дума Федерального Собрания принимает федеральные законы, которые являются

основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры к их укреплению.

Согласно закону Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора.

Взаимоотношения прокуратуры и контролирующих органов, (Счетная палата РФ) т.е. государственные органы, деятельность которых связана с обеспечением выполнения нормативных предписаний физическими и юридическими лицами. В связи с этим контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы, иную информацию, требующую прокурорского реагирования, оказывать прокуратуре содействие при расследовании уголовных дел (путем проведения аудита, выделение специалистов для участия в проверках и т.п.)

Прокуратура, в свою очередь, обязана информировать контролирующие органы о принятых мерах по представленным ими материалам, принимать меры, чтобы контролирующие органы использовали все возможности для устранения условий, способствующих правонарушениям.

Система Прокурорского надзора состоит из:

1. Общая часть

2. Особенная часть.

Общая часть предусматривает раскрытие и обоснование места и роли прокуратуры как государственного института в структуре органов государственной власти, рассмотрение прокурорского надзора как курса. И т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.