Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следующие цели

IV. Понятие и система функций органов прокуратуры.

Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов определяется точным определением состава функций, необходимых для выполнения на прокуратуру задач.

В ст.1 Закона «О прокуратуре» раскрываются основная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов.

При этом подчеркивается, что прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В ст. 3 определяется, что на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций.

В законе о прокуратуре не содержится общего определения понятия функций.

Рябцев В.П. под функциями прокуратуры понимает такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использование присущих ему полномочий, правовых средств и процедур.

Ястребов В.Б. определяет функцию прокуратуры как социально обусловленную и установленную законом обязанность исполнения органами системы прокуратуры определенного вида действий, выражающих государственно – правовое предназначение прокуратуры как одного из основных институтов правовой охраны государства и направленных на обеспечение верховенства Конституции и законов, единство и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Ключевым признаком, образующим понятийную характеристику функций прокуратуры, выступают цели, достижения которых связывается с выполнением определенных функций.

1. наблюдение за соответствием положениям Конституции и требованиям законов действий и правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Реализации назначенной цели посвящена функция надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ законов;

2. Обеспечение привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших преступления и назначения им судом предусмотренного законом наказания. Данной цели соответствует функция уголовного преследования.

3. Обеспечение согласованных условий системы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Достижению этой цели подчинена функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. Использование материалов органов прокуратуры в интересах совершенствования законодательства. Данная цель обусловила наделение прокуратуры функцией участия в правотворческой деятельности;

5. Осуществление связей с органами прокуратуры других государств и международными организациями. Наличие этой цели позволяет выделить функцию международного сотрудничества.

6. Защита государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан. Для ее обеспечения на прокуратуру возложена функция участия в рассмотрении гражданских дел судами.

Таким образом, функция прокуратуры – это установленная законом обязанность исполнение органами прокуратуры определенного вида действий, направленных на обеспечение верховенства Конституции и законов, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

II. Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которой осуществляется деятельность прокуратуры надзорная функция подразделяется на подфункции:

В РК «высший надзор»

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, агентствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностных лиц, а также за соответствием законом издаваемых или правовых актов.

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

4) надзор за соблюдением права и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

5) надзор за исполнением законов судебными приставами.

Надзорные функции (подфункции) прокуроров тесно связаны между собой. В совокупности надзорные функции составляют один прокурорский надзор, осуществляемый прокурорами от имени РФ на всей ее территории.

II. С надзорной функциями тесно связана функция участия в правотворческой деятельности. Ее реализация способствует созданию совершенной правовой базы государства, формированию системы законов, обеспечивающих надлежащий уровень правового регулирования общественных отношений, что является обязательным условием реального утверждения режима законности в обществе.

Правом законодательной инициативы Генеральный прокурор РФне обладает. Прокуроры субъектов РФ наделяется правом законодательной инициативы.

Эффективной и активной используемой формой участия прокуратуры РФ в правотворческой деятельности следует назвать правовую экспертизу законопроектов. Это направление получило наиболее полное претворение в деятельности Генеральной прокуратуры РФ.Помимо подготовки заключений по законопроектам, сотрудники органов прокуратуры принимают участие в различных рабочих комиссиях, занимающейся разработкой проектов законов.

III. Функция уголовного преследования. С уть функции уголовного преследования определяется как возбуждение обвинения в совершении преступления и отстаивании обвинения в суде (дореволюционный период)

В современном представлении функция уголовного преследования охватывает комплекс действий включающих возбуждение обвинения в отношении конкретных лиц, доказывание обвинения на стадии расследования преступлений поддержание обвинения в суде.

Уголовное преследование служит одной из форм исполнения решений прокурора, по результатам надзора (по результатам прокурорских проверок может быть возбуждено уголовное дело).

Прокурор осуществляет функцию уголовного преследования по делам:

 

Публичным частно – публичного обвинения

 

IV. К функциям прокуратуры закон относит и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ее назначение состоит в обеспечении согласованных действий всех правоохранительных органов в борьбе с наиболее опасными нарушениями законов.

Материалы органов внутренних дел, таможенной службы и других правоохранительных органов используется для выводов о состоянии законности в государстве, оценки результативности работы прокурора – происходит анализ правовой информации.

Прокуратура дает сведения о тенденциях, характеризующих состояние законности, интенсивность проявления отдельных видов преступлений, особенности преступности в определенных сферах жизнедеятельности общества, о личностных особенностях правонарушителей.

V. Функция участия прокурора в рассмотрении дел судами.

В уголовном процессе – статус государственного обвинителя

В гражданском судопроизводстве –

 

в качестве представителя органа в качестве органа, заявившего иск

надзора за исполнением законов в защиту интересов лиц, не

при рассмотрении судами способных в силу различных причин

гражданских дел. самостоятельно осуществлять защиту

своих прав.

 

В порядке надзора поддается жалоба на приговор, вступивший в законную силу.

VI. Функция международного сотрудничества прокуратуры РФ с правоохранительными органами и организациями зарубежных стран.

Международное сотрудничество направлено на решение задач борьбы с преступностью, обмен опытом.

Кроме того, в деятельности прокуратуры выделяются основные направления – определения линии движения, стороны, пути развития.

В качестве основных направлений могут выступать:

1) борьба с преступностью

2) защита собственности

3) защита предпринимательской деятельности.

4) укрепление законности в правотворческой деятельности субъектов РФ

В отличие от системы функций, которые являются постоянными, направления деятельности прокуратуры характеризуются подвижностью.

Совокупность направления деятельности определяется актуальностью стоящих перед государством задач в конкретный период времени. Вступление Российского государства в стадию перехода к рыночным отношениям дало основание сделать вывод о возможности активизации правонарушения в сфере хозяйственной деятельности.

 

 

В связи с этим существенное место заняли такие направления как:

 
 


борьба с нарушениями борьба с внешне – экологические прест-

законности при приватизации экономическими ния, прест-ния связанные

об-в гос собственности. преступлениями. с проведением земельной

реформы.

Таким образом, основное направление деятельности прокуратуры составная часть деятельности прокуратуры, обеспечивающая решение определенного круга задач, и выделяемая исходя из особенностей конкретно – исторической ситуации и степени актуальности решаемых вопросов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите систему принципов организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Назовите Конституционные принципы организации и деятельности прокуратуры.

3. Обозначьте внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.

2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.

3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова, А.И. Современные тенденции развития законодательного процесса [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

2. Андреев, Г. А. Прокуратура – опора законности и государства [Текст] / Г.А. Андреев // Законность. – 2008. - №9. – С.22-24

3. Ванькаева, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей РФ [Текст] / А.Н. Андреев //Российский следователь. – 2008. - №10. – С.32-34

4. Галузо, В.Н. Власть прокурора в России: Историко-правовое исследование. [Текст] / В.Н. Галузо:Монография. –М., 2008. – 557 с.

5. Грузкова, Г. С. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан [Текст] / Г.С. Глузкова // Законность. – 2008. - №5. – С.31-34

6. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ [Текст] /Н.Н. Карпов. Монография. – М., 2007. – 127 с.

7. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

Тема 3. Система органов и учреждений прокуратуры в РФ и ее организационная структура.

Цель занятия:

1.уяснение и закрепление понятия, сущности и правовых основ прокурорского надзора РФ; развитие практических навыков и основных умений сравнивать, анализировать, обобщать; формирование интереса к изучаемому курсу, уважения закона.

2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

 

 

Ключевые слова: система органов прокуратуры, генеральная прокуратура, территориальные и специализированные прокуратуры.

Вопросы:

1. Понятие прокурорской системы и становление ее организационной структуры.

2. Территориальные и специализированные органы прокуратуры.

3. Генеральная прокуратура РФ.

1. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 закона «О прокуратуре» прокуратура РФ представляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокуратуру РФ и осуществляющих от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и ин. функции, возложенные на нее Федеральными законами.

Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единство прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.

Систему прокуратуры составляют:

- Генеральная прокуратура РФ

- прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним военные и др. специализированные прокуратуры.

- прокуратуры городов и районов и др. территориальные военные и иные специализированные прокуратуры.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В г. Москве созданы муниципальные районы. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры.

Согласно ст. 11 Закона «О прокуратуре» образование, реорганизация и упразднение органов и учреждения прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокуратуру РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.

Важным свойством прокурорской системы является то, что все органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров в вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

1.2 Становление организационной структуры прокурорской системы. После упразднения Российской прокуратуры 24.11 1917 г. Декретом СНК «О суде» № в России прокуратуры как институт в течение ряда лет несуществовало. Она была воссоздана в новом виде с принятием положения о прокуратуре 28 мая 1922 г. III сессии ВЦИК.

Первоначально прокуратура являлась отделом Нарсомюста РСФСР

Положением о народном комиссариате юстиции была установлено структура отдела прокуратуры:

1) подотдел общего управления и личного состава прокурорского надзора;

2) подотдел общего надзора;

3) подотдел надзора за органом следствия, дознания и местами лишения свободы;

4) подотдел государственного обвинения и следственная часть.

Существовали прокуратуры в губерниях.

Структура губернских прокуратур:

1) Отделение общего надзора.

2) Отделение по организации обвинения, надзора за орган дознания, следствия.

3) Секретариат.

В 1928 г. в состав отдела прокуратуры НКЮ РФСФСР был включен подотдел надзора по трудовым делам.

В 1933 г. образовалась прокуратура СССР, которая выделилась окончательно в самостоятельную систему.

В прокуратуре РСФСР было выделено 5 отделов:

1) промышленности и труда

2) сельского хозяйства и советского строительства

3) государственной торговли и кооперации

4) судебно следственный отдел

5) отдел по надзору за ИТЧ (исправление трудовых учреждений)

2.2. Становление специализированных прокуратур. Военная прокуратура

Необходимость в создании и особом регулировании организации военной прокуратуры была обусловлена гражданской войной и борьбой с иностранной интервенцией. При каждом реввоентрибунале военного округа состоял военный прокурор.

В обязанности военного прокурора входило:

- наблюдение за законностью действий всех должностных лиц данного военного округа или фронта.

- возбуждение суд. преследования как по собственной инициативе так и по поступающим жалобам и заявлениям.

- координация деятельности по борьбе с преступностью вооруженных силах.

В губерниях, где не было военного прокурора, губернские прокуроры выполняли все функции.

Водно – транспортная прокуратура.

На водно – транспортную прокуратуру возглавляется надзор за законностью и борьба с преступлениями на водном транспорте независимо от того, находятся обвинительные преступления или место его совершения ведения нарком завода или других ведомств.

Прокуратура СССР определила, что расследование преступления срывающего или тормозящего работу водного транспорта, где бы оно ни было совершено, должно проводиться под надзором водно- транспортной прокуратуры.

Трудовая прокуратура. В условиях НЭПа получили распространение нарушения законодательства о труде. В 20 губерниях с января 1924 года были выделены прокуроры, на которых возглавлялся надзор за соблюдением законов, прежде всего со стороны любых нанимателей рабочей силы. Они осуществляли надзор:

- за исполнением законов инспекцией труда.

Выполнял все функции прокуратуры:

- возбуждение уголовного преследования против должностных лиц за нарушения закона о труде.

- надзор за следствием и дознания по делам о нарушении трудового права.

- поддержания обвинения в суде.

- опротестования суд приговоров и определения в кассационном и надзорном порядке.

Под организацией понимается упорядочение, приведение чего – либо в порядок, установления необходимых соотношений и взаимосвязи между элементами целого.

Под организацией работ в органы прокуратуры понимается комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирование прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры.

Организационная структура включает в себя:

1. внутрифункциональную подсистему

2. внешнефункциональная подсистема

3. вспомогательная подсистема

Внутрифункциональная подсистема включает:

1. анализ деятельности того или иного органа прокуратуры;

2. распределение обязанности между прокурорскими работниками;

3. организациями труда;

4. анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью; прогнозирование и планирование работы;

5. работа с кадрами;

6. взаимодействие и координация деятельности структурных единиц.

Внешнефункциональная подсистема:

1. организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнение законов законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами, осуществляющих ОРД, дознание, предварительное следствие;

- исполнение уголовного наказания;

- исполнение законов судебными приставами;

- участие прокурора в рассмотрении дел судами

Вспомогательная подсистема:

- делопроизводство;

- организация и ведение учета, отчетности;

- систематизация законодательства;

- материально- технического и финансового обеспечения

Правильная организация работы обеспечивает слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы

2. Территориальные органы прокуратуры РФ:

Органы прокуратуры РФ организуются в соответствии с административно – территориальным устройством Федерации.

Прокуратуры субъектов РФ составляют важнейшее звено системы органов прокуратуры.

Ныне соответственно числу регионов действуют 86 прокуратур субъектов РФ. Их возглавляют прокуроры республик, краев, областей, Москвы и Санкт- Петербурга, автономной области, автономных округов. Они имеют первого заместителя и заместителя

Согласно ст. 13 закона «О прокуратуре» прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.

Определение этой процедуры было полностью отдано на усмотрение субъектов РФ. Порядок согласования регламентируется их основными законами – Конституциями республик, уставами краев, областей, Москвы, Санкт – Петербурга, автономных областей, автономных округов. В одних случаях согласие дают законодательные органы власти (Республика Бурятия); в других законодательных и исполнительных органов субъектов РФ совместно (Алтайский край, Свердловская область).

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождается им от занимаемой должности.

Заместитель прокурора субъектов РФ назначается Генеральным прокурором. Ст.18 регламентирует полномочия прокуроров субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов:

- издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;

- могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и форда оплаты труда.

Структуру прокуратур субъектов РФ образуют управления и отделы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры | В состав коллегии по должности входят
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.