Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к определению права




Определение – указание существенных признаков, выделяющих данный предмет.

Обыденный подход – результат наблюдений, эмпирический подход уже носит научный характер. Сила эмпирического подхода в том, что он связан с практикой.

Обыденно-психологический подход:

«Всякое право есть команда, приказ» (Дж. Остин).

«Право, как его ни понимать, есть, в самом общем смысле слова, совокупность правил поведения людей в обществе» (А.С. Ященко).

Право – это такое правило, которое опирается на принуждение. Принуждение может быть как внутренним, так и внешним. Внутреннее принуждение – это мораль, а внешнее – это право (А.С. Ященко). Отличать право разбойника от права государства нет смысла, так как государство – такой же разбойник.

Согласно Канту, лучше, чтобы в государстве было не много разбойников, а один, пусть и большой, иначе будет хаос.

В отличие от команды или приказа право имеет дело с обобщениями, с некой нормой. Право применяется в определенной типичной ситуации. Право обобщает; в этом сила права и его слабость.

Право – часть системы социальных норм. Право выделяется тем, что оно упирается на публичную власть.

Эмпирический подход (описание внешних существенных качеств):

«Позитивное право во всяком обществе выступает, прежде всего, в виде системы норм, установленных или санкционированных государством» (Дж. Остин).

Когда мы говорим, что право – система норм, санкционированных государством, мы подразумеваем куда больше, чем публичную власть, ведь государство выражает идеологию общества?

Теоретико-правовой подход (трактовка сущности в рамках теории права):

«Право – это система, совокупность общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, издаются и обеспечиваются принудительной силой государства…и призваны регулировать наиболее значимые общественные отношения».

Социо-культурный подход (выдвижение социального субстрата права):

Право – это социальная субстанция.

1) свободное соглашение («договор» - Эпикур);

2) мораль («минимум добра»; «принудительная справедливость»; «исторически изменчивое принудительное соотношение личного интереса и общего блага» - Соловьев);

3) наука («чистое учение о праве» - Кельзен; позитивизм – равновесие интересов);

4) власть («воля, сила» - Гоббс, Руссо; часть своей воли, свободы люди должны отдать государству, чтобы оно вывело их из состояние догосударственной борьбы (Гоббс));

5) интерес («баланс интересов»; «столкновение интересов» («в борьбе обретешь ты право свое») - Иеринг);

6) вера («божественный закон» - Аквинат) и др.;

7) гармония добра и зла (Пифагор);

8) борьба мнений (софисты);

9) истина, которая рождается в споре (Сократ);

10) мир идей (Платон);

11) представление двойственности сущности человека (как индивида и существа, которое может жить лишь в полисе («человек – существо политическое»))(Аристотель).

Философский подход (всеобщая субстанция бытия):

«Право – это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» (закон свободы: не относись к другому, как к средству, человек есть только субъект) (И. Кант).

Гегель: абсолютная идея – всеобщая субстанция, внутри ответвление – право, понятие свободы.

Всеобщая философская субстанция и субстанция социальная соотносятся как общее и частное.

Философский подход – это когда определяется всеобщая субстанция бытия.

(Идолы рынка – нестрогое оперирование понятиями (Бэкон))

Понятия – инструментарий, посредством которого человек конструирует реальность.

Энгельс говорил, что любая довольно сложная вещь, особенно социальная отображается множеством понятий. Никогда ни одно понятие не может выразить сущность социального объекта. Речь идет либо о совокупности понятий, либо о том, чтобы давать рабочее определение понятий, чтобы из них исходить, наполнять новым смыслом известные комбинации.

Определение понятия должно иметь сущностный характер.

Понятие системы не философское, а общенаучное. Философские понятия подразумевают субстанцию.

Интегративные подходы (поликонцептуальные):

1) энциклопедический подход (обобщающий эмпирический подход, обобщающий не просто право, а идеи права; обобщение практики);

2) нормативизм (легизм; право есть норма, норма закона), естественное право, социологический подход (применение норм реализуется в социальной среде),– их комбинация; иногда к этой комбинации добавляется философский подход;

3) либертарно-юридический подход (Нерсесянц);

4) коммуникативный подход (Поляков);

5) рефлексивный подход (обыденно-психологический, эмпирический, социо-культурный, теоретико-правовой подход – это все формы самопознания, рефлексии; в процессе эволюции самопознания (рефлексии) право сливается с развитием общества и всего существующего). Согласно данному подходу, право есть рефлексивная нормативно-властная форма бытия человека.

Рефлексия с точки зрения всеобщей философии – форма детерминизма. В ноосфере реализуется через сознание. В обществе рефлексия реализуется через общественное сознание. Может быть рефлексивность по отношению к вещам, а может быть по отношению к людям, обществу.

Необходима рефлексия над обществом и человеком. Право, мораль – это рефлексия человека и общества, однако право есть нормативно-властная рефлексия.

В сфере науки рефлексия проходит три этапа: эмпирия, теория, обобщение.

Есть эмпирическое единство объекта. Когда объект отражается в теории, возникает много теорий. Необходимо свести эти теории в единую и прийти к общему выводу.

От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике (Ленин).

Энгельс об отмирании демократии: коммунизм не может подразумевать демократию, так как в демократии – власть большинства, однако в демократическом государстве предполагается наличие государственной власти, то есть меньшинства, а в коммунизме не может быть признано, что большинство подавляется меньшинством.

Ленин: что может быть демократичней, чем вооруженный народ?... (Но тут и во многих других случаях при определении демократии, игра словами).

 

Представление о том, что философия есть наука, пошло с древности, когда они не различались. Основой была религия, а философия и наука играли вспомогательную роль. Именно религия определяла мировоззрение. В Новое же время философия отделилась от науки, и ее определили как всеобщую науку. Метафизика считалась наукой. Кант уже четко разделил науку и философию, сказав, что отождествлять их нельзя.

И философия, и наука рациональны. Типы рациональности в них тоже одинаковы (классическая, неклассическая, постнеклассическая). В науке есть элементы философии и наоборот. Эти общие черты заставляет некоторых ученых объединять философию и науку. Однако переход от науки к философии подразумевает переход к некой абстрактной сущности, которую наука уже не включает. Философия выдвигает некую гипотезу мира, некий идеал, а потом старается ее объяснить.

Философия и наука – формы общественного сознания, они в определенных моментах схожи, пересекаются, однако отождествлять их не следует.

Три этапа в познании: эмпирический, логический, интегративный.

Берман полагает, что нужен деятельностный подход, он поддерживает Холла. У Холла интегратором является деятельность.


Вебер исходит из понятия понимающей социологии.

Ценностно-рациональный – это улучшенный капитализм («капитализм с человеческим лицом»).

У Вебера интегратор – политика.

 

Позитивизм, легизм и этатизм – это разные вещи, не следует их путать.

 

У Нерсесянца интегратор – либерально-юридическая концепция.

 

 

Социальная действительность=>проблема регулирования общественных отношений=>мировоззренческая установка=>эмпирико-теоретическая-проблема сущности=>

(философско-субстанциональная рефлексия, культуро-цивилизационная, социально-институциональная (классы, как у Маркса, корпоративные отношения и др.), социально-личностная (все, в том числе и закон, исходит из человека, но все зависит от того, как трактуется человек и его место в мире), рационально-юридическая рефлексия (наука), духовно-мистическая, интуитивно-психологическая, – весь этот столбик – это типы рефлексии, теоретические обобщения)=>

проблема интеграции=>интегративно-деятельностная (коммуникация, диалог)=>концепция правовой деятельности (онтология права, гносеология права, аксиология права, методология права).

Мировоззренческая установка – необходимо познать самого себя.

Историко-эмпирический подход – основа исторической школы права. В праве выражается народный дух. Право существовало задолго до нашего рождения, поэтому нет необходимости нам пытаться сказать, каким оно должно быть. Данный подход является чем-то типа предтечи позитивизма, имеет с ним схожие черты.

В зависимости от того, защита каких ценностей осуществляется, разные течения определяют цели (например, либералы – права личности, или державники – защита государства), а остальные создают, обеспечивают условия и средства реализации.

Право есть рефлексивная деятельность по нормативно-властному регулированию общественных отношений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.