Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля и власть




ЛЕКЦИЯ 9. Право и власть

1. Воля и власть.

2. Власть и закон.

3. Право и государственная политика.

 

Давно замечено, что взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Одним из первых философов к проблеме воли обратился Аристотель. Он определял волю как «хотение», «желание», «выбор». Древнегреческий философ утверждал, что всякое действие человека является свободным, даже если он его совершает под влиянием страсти.

С этих позиций Аристотель подверг критике известный тезис Сократа: «никто не делает зла по своей воле», который поддерживал и Платон в своих работах «Законы», «Протагор», «Менон», «Горгий». По мнению Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и поэтому не несёт ответственности за свои поступки. Между тем, указывал он, «пьяных считают виновными вдвойне», так как во власти человека «не напиться». Аналогично с этим, отмечал Аристотель, правосудие наказывает «за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и нетрудно».

Таким образом, человек ответствен за свои поступки, реализующие его желания. Но желания одного не всегда совпадают с желаниями другого. Конфликт человеческих желаний ведёт к свободе воли: способности человека осуществлять выбор добра или зла, добродетели или порока – к такому выводу подводит нас Аристотель.

Очень важна мысль философа о том, что добродетель предполагает не только активную волевую деятельность человека, но и «известное состояние души», делающее совершаемое действие «целью самой по себе». Другими словами, высшие ценности не существуют для достижения чего-либо помимо самой ценности, добро должно совершаться ради добра, а справедливость – ради справедливости.

Августин Блаженный считал волю внутренним фактором, «свободным произволением». Говоря о таких «аффектах души», как вожделение, страх, радость, печаль, Августин полагал, что именно в них пребывает воля, а сами эти чувства рассматривал как «пробуждения воли». «Ибо чем могут быть вожделение и радость, как не волей одобрять то, чего мы хотим? И чем могут быть страх и печаль, как не волей не одобрять того, чего мы не хотим?» – спрашивал Августин в своём трактате «О граде Божьем».

Философ эпохи Возрождения Лоренцо Валла (1405/07–1457) был убеждён, что от воли зависит любое человеческое действие, всякое право и несправедливость, любая награда и наказание.

И. Кант, разрабатывая теорию нравственного и правового категорических императивов, также обращался к воле как к способное человека. В работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов» философ рассматривал её как источник, основание человеческих поступков и всей жизнедеятельности. Он считал автономную волю высшим принципом нравственности, так как «она сама для себя закон (независимо от каких бы то ни было свойств предметов воления)». Кант исследовал волю с разных точек зрения: как «сознание своей причинности в отношении поступков»; как «практическое сознание»; как «способность чистого разума», выступающая внутренней причиной поступков, и др. Именно воля, по его мнению, лежит в основании нравственного категорического императива, который, как известно, гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Проблему воли как одну из важнейших философско-правовых проблем всесторонне исследовал в своей «Философии права» Г. Гегель. Он подчёркивал неразрывность воли и права, рассматривая право как «наличное бытие свободной воли». Волю он определял как основанную на потребностях, желаниях, влечениях и вожделении личности, государства, народа способность действовать, реализовывать поставленные цели. Воля у Гегеля выступает одновременно и единичным – как внутренняя способность индивида, и всеобщим, так как она выражает мотивы, намерения и цели других людей: членов семьи, гражданского общества или государства.

Как диалектик Гегель не мог не заметить, что воля постоянно оценивается человеком, пересматривается, меняется, а при определённых условиях может приобретать и форму произвола. Произвол – это воля, «обусловленная естественными влечениями», определяющая себя как «свобода», уверенная, что сущность её состоит в том, «чтобы делать всё, что угодно».

А. Шопенгауэр под «волей к жизни» подразумевал мир человека. Только воля, по Шопенгауэру, постигает мир изнутри. В книге «Мир как воля и представление» он пишет: «...понятие воли – единственное из всех возможных, которое имеет свой источник не в явлении, не просто в наглядном представлении, а исходит изнутри, вытекает из непосредственного сознания каждого, сознания, в котором каждый познаёт собственную индивидуальность в её существе...».

Ф. Ницше рассматривал волю как инстинктивную способность всего живого к самосохранению и развитию и подразделял её на слабую и сильную. Слабая воля проявляется как рассогласованность инстинктов, отсутствие единства, целеустремлённости, энергичности, властности. Слабая воля – удел «толпы». А сильная воля координирует действия других, обеспечивает ясность и определённость развития общества, но ею обладают только избранные. Следовательно, сильная воля с необходимостью ведёт к установлению власти.

В современной научной литературе власть определяется как волевое отношение между людьми. А это означает, что воля способна активно влиять на властные отношения.

Особенно отчётливо связь воли и власти проявляется в современной России. Как справедливо отмечает В.И. Митрохин, «чтобы стать формальным статусным членом властного синклита – достаточно воли и случая». По его мнению, «безволие способствовало политическому унижению и моральному падению Горбачёва. Неумение мобилизовать волю лишило Н. Рыжкова реального шанса стать первым президентом России. Воля и случай сделали Ельцина высшим должностным лицом огромного государства. Во многом благодаря воле поднялись на Олимп Гитлер и Муссолини, Сталин и Тито, де Голль и Тэтчер».

Воля служит глубинным основанием властного потенциала. Властный потенциал – феномен многозначный. К нему относятся не только сильная воля, но и образованность, профессионализм, высокая нравственность, духовность. Тем не менее, исследователи отмечают такой парадокс: властный потенциал не всегда сочетается со способом организации публичной власти. Так, известный английский философ и экономист Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) в книге «Дорога к рабству» спрашивает: «Почему в тоталитарном обществе к власти приходят худшие?». В.И. Митрохин предлагает этот вопрос поставить шире: «Почему в весьма разнообразных по степени цивилизованности и стандартов демократизма обществах к власти не приходят, или приходят не часто, лучшие, наиболее талантливые, подготовленные к политической деятельности люди? Почему среди членов законодательных органов, других выборных властных корпораций растёт число демагогов и явных шизофреников?». Ответ получить не просто. Однако очевидно, что не последнюю роль в том, что человек оказался во властных структурах, играют его амбиции, устремление к власти и воля.

Власть – это бытие воли. Власть есть способность и возможность оказывать определённое воздействие на деятельность, на поведение людей при помощи таких средств, как воля, авторитет, право, насилие, отмечал В.И. Даль в «Толковом словаре». Во всех этих средствах воздействия на людей воля проявляется как «властная воля», как, говоря словами И. Канта, «повеление и требование».

Таким образом, власть и воля неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основание власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов. С другой – власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкций в случае неповиновения; она проявляется как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть – это и возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, и отношение между людьми по принципу «подчинения»; власть, наконец, – это направляющая воля, не существующая без её носителя.

Следовательно, власть выступает как осуществление чьей-то воли: вождя, государства, партии, церкви, государственного деятеля, чиновника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.