Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере




 

Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства регламентированы главой 25 Бюджетного кодекса.

Контроль за исполнением бюджетов осуществляют следующие органы:

1. Президент Республики Беларусь;

2. Парламент Республики Беларусь;

3. Правительство Республики Беларусь;

4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет контроль, в частности, за:

- исполнением доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- соблюдением других норм бюджетного законодательства.

5. Местные Советы депутатов. К полномочиям местных Советов депутатов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

- правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;

- исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов;

- исполнением местных бюджетов при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год.

6. Министерство финансов, его территориальные органы осуществляют контроль за:

1) соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не предусмотрено законодательными актами;

2) соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов;

3) соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;

4) своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами;

5) целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

К полномочиям местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на территории соответствующей административно-территориальной единицы на стадии составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих местных бюджетов.

По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии текущих (расчетных) счетов органов государственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей, иные организации, а также физические лица обязаны представлять информацию об использовании денежных средств, полученных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

7. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики осуществляют контроль в пределах их компетенции за поступлением доходов в республиканский бюджет и местные бюджеты.

8. Таможенные органы Республики Беларусь осуществляют в пределах их компетенции контроль за поступлением доходов в республиканский бюджет.

9. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов, своевременным возвратом бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

10. Распорядители бюджетных средств осуществляют в пределах их компетенции контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом ими бюджетных средств, выданных на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

1. Приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

2. Взыскание бюджетных средств;

3. Приостановление расчетов по банковским счетам;

4. Начисление и взыскание пени;

5. Иные меры в соответствии с БК и иными законодательными актами.

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются:

1. Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы;

2. Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

3. Иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

1. Незаконное получение средств из бюджета. Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Незаконное получение средств из бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

2. Нецелевое использование средств бюджета. Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой либо иным правовым основанием для их получения, в том числе финансирование расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований или принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями. Не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно.

Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

3. Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных БК и иными актами бюджетного законодательства.

Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

4. Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка. Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств.

5. Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, влечет взыскание в бесспорном порядке указанных средств.

Несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет взыскание пени в соответствии с законодательством

6. Неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

7. Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

8. Неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет или перечислению из бюджета, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.

9. Непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей. Непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении средств по счетам их получателей влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств.

10. Нарушение условий договора поставки с использованием бюджетных средств. Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством.

Кроме мер ответственности, применяемых в соответствии с Бюджетным кодексом, за нарушения в сфере бюджетных отношений могут применяться меры:

1) Административной ответственности: Статья 11.16 КоАП «Нарушение порядка использования средств из бюджета или государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов либо организации закупок за счет указанных средств» -

1. Незаконное получение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом средств из бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

2. Использование не по назначению и (или) с нарушением законодательства материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств, –

влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости материальных ресурсов, использованных не по назначению и (или) с нарушением законодательства.

3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом установленного порядка организации закупок за счет средств бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.

4. Нецелевое использование или использование с нарушением законодательства средств из бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере указанных средств.

2) Уголовной ответственности: статья 237 УК «Выманивание кредита или дотаций» -

1. Представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения дотаций заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации, либо умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему дотацию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или дотирования, –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.