Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проценты за кредит




Статистика процентных ставок или проценты за кредит — это статистика цен особого вида.

Задача статистики процентных ставок — краткосрочный учет условий выплаты процентов по выбранным видам вложений, кре­дита и ценных бумаг для того, чтобы можно было сделать вывод о тенденции изменения в развитии процентных ставок.

Процентная ставка — величина процента за кредит, которая представляет собой отношение размера дохода от ссуды к сумме ссуды, которая устанавливается кредитной организацией по согла­шению с клиентом, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. В одностороннем порядке кредитная организация не имеет права изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депози­там), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих догово­ров с клиентами, помимо случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

Учетная ставка — это процентная ставка, которую берут кре­дитные учреждения за покупку векселей.

Для анализа и прогнозирования формирования рынка кредит­ных ресурсов статистика изучает динамику процентов за кредит Центрального банка и коммерческих банков.

В зависимости от вида кредитных договоров на основную сум­му кредитов существуют различные способы начисления процен­тов. Соответственно, бывают и разные виды процентных ставок на каждый конкретный кредит или конкретный период его возв­рата.

В зависимости от того, меняется ли процент за кредит за период его возврата, различают следующие показатели.

1. Простые процентные ставки:

где I — сумма процентов, которые выплачивает клиент за все вре­мя использования кредита; Р — первоначальный размер кредита; Т — срок кредита; С — ставка наращения кредита.

Если надо рассчитать всю сумму, которую клиент должен вы­платить банку, то формула простых процентов имеет следующий вид:

где S — наращенная сумма кредита.

Наращенная сумма кредита представляет собой всю сумму де­нег, которую клиент должен вернуть банку, — величина первона­чального кредита плюс проценты (плата) за использование ссуды.

Выдаются под простые проценты, в основном, краткосрочные, небольшие кредиты. Помимо этого, на практике проценты не при­соединяются к сумме кредита (ссуды, долга), а периодически выпла­чиваются по фиксированной процентной ставке. Следовательно, ссуды с простым процентом и фиксированной ставкой выдаются, если рассчитываются:

1) точные (фиксированные) проценты на конкретный период (в основном в днях);

2) обычные проценты с фиксированным периодом (в днях);

3) обыкновенные проценты с приблизительно фиксированным сроком выдачи ссуды.

Простые процентные ставки с начислением процентов в смеж­ных календарных периодах рассчитываются по формуле:

Ролловерные кредиты (кредиты реинвестирования):

Если периоды начисления и ставки не меняются, то имеем сле­дующую формулу:

где m — количество реинвестиций.

2. Сложные процентные ставки.

Проценты выплачиваются при долгосрочных кредитных опера­циях, в основном, не сразу после их начисления, а присоединяются к сумме долга, т. е. применяется правило сложного процента. В отли­чие от простых процентов, база для начисления сложных процентов меняется во времени.

Абсолютная сумма начисляемых процентов возрастает и про­цесс накопления величины долга происходит с ускорением.

Капитализацией процентов называется присоединение начис­ленных процентов к сумме долга (базе для их начисления).

Основная формула расчета сложных процентов имеет следую­щий вид:

где S — наращенная сумма;

n — срок наращения (количество периодов, например лет); С — ставка наращениякредита.

Величину q = 1 + С называют множителем наращения по сложным процентам.

Очень важно отметить, что при значительном сроке нараще­ния даже небольшое изменение процентной ставки заметно влияет на величину множителя.

При наличии смежных календарных периодов имеем следую­щую формулу:

В случае переменных ставок:

где СL,..., Сk — последовательные во времени значения ставок;

пL,..., пk — периоды, в течение которых используются со

ответствующие ставки.

В случае дробных лет, т. е. неполных лет или незавершенных периодов формула расчета сложных процентных ставок имеет сле­дующий вид:

где а + b = n;

а — целое число периодов;

b — дробное число, т. е. количество неполных периодов.

С точки зрения социально-экономической статистики особый интерес представляет взаимосвязь между размером, величиной про­центов при осуществлении кредитно-депозитных операций и не­которых условий, которые оказывают положительное или отри­цательное влияние на размер маржи для банковских учреждений и прибыли для клиентов — физических лиц. В некоторых странах полученные юридическими и/или физическими лицами проценты облагаются налогом, что снижает реальную наращенную сумму и от­рицательно сказывается на популярности кредитных и депозитных банковских услуг. В результате чего часть денег выпадает из обо­рота, что влияет на величину денег в обращении, на скорость об­ращения, а в итоге — на эффективность результатов проводимой денежно-кредитной политики.

Соответственно если существует налог на проценты, начислен­ные и полученные в результате осуществления депозитной или кредитной операции, то формула наращенной суммы имеет следую­щий вид:

1) для начисления простых процентов:

где S'' — величина наращенной суммы после уплаты налогов; S — величина наращенной суммы до уплаты налогов; Н — размер налоговой ставки;

2) для начисления сложных процентов:

а) в случае, когда налог начисляется сразу на всю сумму:

б) если налог исчисляется за каждый истекший год (период), то величина наращенной суммы после выплаты на­
лога будет иметь вид:

где Нt — налог на период (на год).

Организация 6 февраля 2006 г. взяла в банке кредит на сумму 3 000 000 руб. под 15% годовых. По условиям кредитного договора проценты уплачиваются ежемесячно.

Сумма причитающихся к уплате процентов за февраль и март 2006 г. расчитывается следующим образом.

Исходные данные за февраль:

С = 15 — процентная ставка;

N = 22 — количество дней в феврале, за которое начисляются проценты. Кредит взят 6 февраля, проценты начисляются с 7 по 28 февраля, за 22 дня;

E = 3 000 000 — сумма долга по кредиту. Ни в феврале, ни в мар­те кредит не погашался;

К = 365 — в 2006 г. 365 дней.

Формула простых процентов выглядит следующим образом:

где L — сумма начисленных процентов;

С — процентная ставка по условиям договора;

N — количество дней, за которое начисляются проценты;

E — сумма долга по кредиту;

К — количество дней в году (365 или 366).

Итого расчет процентов за февраль:

Исходные данные за март будут такие же, за исключением по­казателя N (количество дней), так как в марте надо рассчитать про­центы за целый месяц, т. е. за 31 календарный день.

Расчет процентов за март:

За первое полугодие 2006 г. маржа по розничному кредитова­нию в рублях резко снизилась — более чем на 3 пункта. Это самый низкий уровень маржи по розничному кредитованию с начала раз­вития этого рынка. С начала 2006 г. маржа по кредитованию юри­дических лиц в рублях и валюте (как и маржа по кредитованию физических лиц в валюте) остается в русле тенденций 2005 г., т. е. практически на одном уровне.

Самая ярко выраженная тенденция в первом полугодии 2006 г. — резкое снижение маржи по кредитованию физических лиц в рублях с 16—17% в конце 2005 г. до 13% в середине 2006 г. Этот уровень маржи по кредитованию физических лиц в рублях самый низкий с начала развития рынка розничного кредитования в 2000 г.

Хотя маржа в данном сегменте кредитования все еще остается выше остальных на 6—8%, но такое резкое снижение маржи показы­вает снижение ставок по розничным кредитам. В связи с расшире­нием рынка розничного кредитования, на рынок начинают выходить новые игроки с новыми предложениями кредитных продуктов. Сле­довательно, с усилением конкуренции номинальный уровень ста­вок по разным видам кредитов стал снижаться. А к тому же, это объясняется уменьшением объемов экспресс-кредитования банка­ми, ставки по которым были одними из самых высоких на рынке.

Но все равно банки продолжают зарабатывать на комиссионных платежах по выдаче и обслуживанию кредитных продуктов населе­нию. При снижении маржи по кредитованию физических лиц в руб­лях банки начинают предлагать населению более широкую линейку кредитных продуктов, в том числе кредиты по кредитным картам.

ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)

Институциональная единица представляет собой хозяйствующий субъект, который имеет юридическое лицо, активы и обязательства (т. е. предприятия, занимающиеся определенной деятельностью).

Предмет статистики финансов предприятия — количественная сторона финансово-денежных отношений, неразрывно связанная с их качественными характеристиками по поводу распределения, образования и использования финансовых ресурсов и выполне­ния друг перед другом обязательств хозяйствующих субъектов пе­ред финансово-банковской системой и государством.

Основные задачи финансов предприятий:

1) изучение состояния и развития финансово-денежных отно­шений хозяйствующих субъектов;

2) выявление направлений использования денежных средств;

3) анализ структуры и объема источников формирования финан­совых ресурсов;

4) анализ динамики и уровня рентабельности (доходности), при­были предприятия;

5) оценка состояния платежеспособности и финансовой ус­тойчивости;

6) оценка выполнения финансово-кредитных обязательств хо­зяйствующими субъектами.

Сбор данных о показателях, которые отражают финансовое по­ложение предприятия, осуществляется на базе формирующейся госу­дарством бухгалтерской и статистической отчетности.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств.

В статистике финансов предприятий используются показате­ли, которые отражают финансовое положение институциональных единиц, поступление, распределение и характер использования денежных средств, размеры и структуру задолженности, в том числе просроченной, и др. Широко используются при статистическом изу­чении основных закономерностей финансового состояния предприя­тий методы группировок, структурного анализа, регрессионного и кор­реляционного анализа, рядов динамики, индексный метод и др.

Рассмотрим наиболее важные показатели финансовой деятель­ности предприятий.

 

1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года — это
финансовый результат, который выявлен на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий и представляющий собой сумму прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг, другого имущества предприятия и чистых доходов от внереализационных операций.

Данные по прибыли приводятся в статистике в фактических действующих ценах, по методологии и структуре соответствую­щих лет.

 

2. Рентабельность характеризует эффективность деятельности
предприятий. Рентабельность продукции определяется как отно­шение между величиной прибыли от продажи продукции и издержками на производство и реализацию продукции.

Рентабельность активов — это отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия.

3. Оборотные средства предприятия — это авансированная в де­нежной форме стоимость, которая принимает в результате оборота средств форму фондов обращения и оборотных фондов, ко­торые необходимы для поддержания постоянного кругооборота
и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения.

В оборотные производственные фонды включаются:

1) расходы будущих периодов и производственные запасы;

2) полуфабрикаты собственного изготовления и незавершен­ное производство;

3) производственные запасы. К фондам обращения относятся готовая продукция на складах

и товары отгруженные, средства в расчетах с потребителями про­дукции (в частности, дебиторская задолженность и денежные сред­ства на счетах).

 

4. Оборачиваемость оборотных средств определяется как соотношение средней стоимости оборотных средств и издержек на произ­водство реализуемой продукции, умноженное на число дней в периоде.

 

5. Денежные поступления предприятий включают всю сумму де­нежных средств, поступающих от реализации продукции, выполнен­ных работ, оказания услуг на предприятии.

 

6. Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выпол­ненные работы, оказанные услуги, задолженность по выданным векселям, с дочерними предприятиями, со служащими и работаю­щими по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, а также суммы полученных авансов по пла­нирующимся платежам.

 

 

7. Дебиторская задолженность — это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочер­ними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюд­жетом, с прочими дебиторами (задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с учетом сумм, уплаченных иными предприятиям, авансов по предстоящим ра­счетам).

 

8. Просроченная задолженность — это задолженность, не по­гашенная в оговоренные договором сроки.

 

 

9. Финансовые вложения — это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвести­рование), процентные облигации местных и государственных зай­мов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на тер­ритории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование).

 

10. Финансовая устойчивость предприятия определяется состоянием финансовых ресурсов, которые обеспечивают бесперебой­ный, расширенный процесс производства и реализацию продук­ции на основе роста прибыли.

 

 

Основными показателями финансовой устойчивости предприятия являются следующие коэффициенты:

1) коэффициент автономии — удельный вес собственного ка­питала в общей сумме капитала. Он определяет степень неза­висимости от внешних источников финансирования;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение собственных обо­ротных средств к оборотным активам, находящимся в наличии у предприятия. Он характеризует обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, достаточными для его финансовой устойчивости;

3) платежеспособность характеризует возможность предприя­тия своевременно рассчитываться по своим внешним обяза­тельствам. Одним из показателей платежеспособности являет­ся коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается как отношение оборотных активов к наиболее срочным обяза­тельствам предприятия в виде краткосрочных кредитов и зай­мов, кредиторской задолженности.

Для признания структуры баланса организации неудовлетво­рительной, а организации — неплатежеспособной достаточно вы­полнения одного из следующих условий:

1) если на конец отчетного периода коэффициент текущей лик­видности имеет значение менее 2;

2) если на конец отчетного периода коэффициент обеспеченно­сти собственными средствами имеет значение менее 0,2.

 


где Р0 — общая рентабельность;

Ф — среднегодовая стоимость основных производственных

средств, нематериальных активов и материальных оборотных

средств;

П — общая сумма балансовой прибыли;

 


 

где Ррп — рентабельность от реализации продукции; С — полная себестоимость реализации продукции;

П — прибыль от реализации продукции.

 

Прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вло­женных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и до­ли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней вели­чины активов;

3)

где Ок — общая оборачиваемость капитала;

К — капитал предприятия основной, материальные оборот­ные средства, нематериальные активы и фонды обращения; В — выручка от реализации продукции.

Оценивается финансовая устойчивость организации путем срав­нения имеющегося объема запасов и величины источников, необ­ходимых для их формирования, источниками которых являются соб­ственный оборотный капитал, постоянный капитал и суммарные источники финансирования запасов. В динамике оценку и анализ устойчивости организации необходимо проводить одновременно и с помощью расчета коэффициентов обеспеченности запасов источ­никами их формирования.

Коэффициент обеспеченности запасов собственным оборот­ным капиталом:

1)

Коэффициентами, также характеризующими финансовую устой­чивость, являются коэффициент автономии Ка и коэффициент обес­печенности оборотных активов Кооа (данные коэффициенты в то же время характеризуют структуру капитала организации):

2)


где Куст — коэффициент устойчивости;

где Ка — коэффициент автономии; Сс — собственные средства; S — сумма всех источников (валюта баланса);

Кз — кредиторская задолженность и другие заемные средства (без кредитов банков и займов); Сс — собственные средства;

5)

где Км — коэффициент маневренности;

СК — собственный капитал (стр. 490 баланса); ВА — внеоборотные активы (стр. 190 баланса);

6)

где КТЛ — коэффициент текущей ликвидности; ОА — оборотные активы (стр. 290 баланса); ВТО — внешние текущие обязательства, где ВТО = ТО (стр. 690) – резерв предстоящих расходов (стр.650) и доходы будущих периодов (стр. 640);

7)

где Ка/ликв — коэффициент абсолютной ликвидности;

Анл — наиболее ликвидные активы (денежные наличные средст­ва в пути, на счетах, краткосрочные финансовые вложения (на­пример в ценные бумаги), долгосрочные финансовые вложе­ния);

8)

где Ко — коэффициент оборачиваемости; Тс — объем товарной продукции;

Со — средний остаток оборотных средств, участвующих в обо­роте.

Коэффициент общей ликвидности определяет потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязатель­ствам за счет имеющихся оборотных активов. Снижение коэффи­циента ликвидности говорит о том, что возможностей у предприя­тия по погашению обязательств остается все меньше, следовательно, необходимо найти причины ухудшения ситуации и варианты ее ис­правления.

Причина снижения коэффициента ликвидности: вовремя неоп­лаченные те или иные счета — это происходит осознанно по простой причине — не хватает собственных средств на ведение текущей дея­тельности компании. К тому же заработанные собственные средст­ва — это, безусловно, прибыль. Осуществление производственной деятельности — это создание оборотного капитала и приобретение внеоборотных активов. Одна из причин сокращения коэффициента общей ликвидности состоит в том, что организация может перенасы­титься капитальными вложениями — строительством цехов, приоб­ретением оборудования, других компаний, т. е. осуществить приоб­ретения, которые ей сейчас не по средствам. Капитальные затраты, которые превысят прибыль компании, соответственно, потребуют при­влечения дополнительных заемных средств. Опережающий рост заем­ных средств приведет к снижению показателей ликвидности

Причины снижения коэффициента общей (текущей ликвидности)

 

Снижение коэффициента общей (текущей) ликвидности Убытки, недостаточные результаты деятельности (результат и прибыль недостаточны)
    Капитальные вложения, превышающие финансовые возможности предприятия (сумма полученной прибыли и размер привлеченных долгосрочных кредитов)
    Краткосрочные кредиты, привлеченные на финансирование капитальных вложений
    Изменение условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками в сторону преобладания доли авансов покупателей и кредиторской задолженности. При этом будет наблюдаться прирост денежных средств

Еще одна причина снижения коэффициента ликвидности свя­зана с финансированием затрат на приобретение основных фондов. Стоит соблюдать правила, что краткосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование оборотного капитала, долгосрочные — на финансирование капитальных затрат, т. е. для сохранения нор­мальной ликвидности величина капитальных затрат не должна быть выше суммы заработанной за период прибыли и долгосрочного кре­дитования, привлеченного за период. К сожалению, в реальности не все могут получить долгосрочное кредитование на строительство, перевооружение и на модернизацию. Приходится искать выход — привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капиталь­ных затрат, следовательно, в этом случае можно ожидать снижения показателей ликвидности.

Из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев при­чиной уменьшения коэффициента ликвидности является то, что пред­приятие мало заработало, т. е. не получило достаточно прибыли или оказалось в убытке, либо потратило на текущую деятельность боль­ше, чем смогло получить.

Анализы показателей рентабельности и финансовой независи­мости аналогичны.

Коэффициент рентабельности всего капитала — это отношение за­работанной за период чистой прибыли к итогу баланса, что свидетель­ствует о возможности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал, т. е. рентабельность организации определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью ак­тивов.

Зависимость рентабельности от величины получаемой прибы­ли неоспорима, так как чем дольше изначальное сырье хранится на складе до отпуска в производство, тем длиннее цикл изготов­ления продукции; а также чем дольше готовая продукция хра­нится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем, соответственно, дольше мы будем ждать оплаты заработанного (окончания цепочки Деньги—Товар— Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать бу­дущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.

Из всего вышесказанного следует вывод, что проблемы с пла­тежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют одни корни: или у организации нет возможности сохранять достойное финансовое положение (предприятие зарабатывает не­достаточно для того, чтобы быть финансово здоровым), или она не­рационально распоряжается результатами своей деятельности. По аналогии с нашим личным бюджетом: не хватает денег (низкая лик­видность), не нравится свой уровень жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что мы не умеем рационально тра­тить деньги.

Но на этом успокаиваться не стоит — необходимы, во-первых, дальнейшие уточнения причин, во-вторых, предложения по ис­правлению ситуации.

Сначала разберемся с недостаточной прибылью, т. е. на предмет достаточности величину прибыли можно оценить по абсолютной величине, динамике колебаний (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (как отношение прибыли к выручке от реа­лизации).

Полученная прибыль определяется не только объемами про­даж и ценами, но нередко причиной низкой прибыли являются недостаточные усилия по продвижению продукции, т. е. необхо­димы поиск клиентов, участие в выставках, рассылка инфор­мации.

Возможно, что продукция продвигалась очень хорошо, а при­быль все равно невысока. Вероятнее всего причиной этого могут быть высокие затраты, т. е. если поставщики повышают цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, то необходимо искать поставщиков, предлагающих более низкие цены.

Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие, т. е. большие затраты на отопление, осве­щение, потребление воды, которые возникают из-за того, что их никто не контролирует. Для крупных предприятий это особенно характерно.

В некоторых случаях снижение затрат требует сокращения производственных фондов предприятия, т. е. сокращения масш­табов компании. Только из-за сокращения затрат многие круп­ные предприятия сегодня продают свои вспомогательные произ­водства.

Прибыль, которую предприятие заработало, остается в его рас­поряжении не в полном объеме. Часть полученной прибыли мо­жет уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задол­женности или невыполненные договора, часть — на всевозможные подарки и приобретения личного характера. Сокращение непроиз­водственных расходов из прибыли, вероятнее всего, тоже сыграет

роль в оптимизации прибыли и, следовательно, финансового поло­жения организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.