Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, понятие и элементы бюджетной системы РФ




План лекции

2. Принципы бюджетного устройства РФ.

3. Виды бюджетной классификации РФ.

4. Сущность и необходимость консолидированного бюджета.

5. Основные направления использования бюджетных средств РФ.

 

Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов;

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориаль­ных) государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: 21 бюд­жет республик в составе Российской Федерации; 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; бюджет автономной области; 10 бюд­жетов автономных округов; бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федера­ции включают: 1867 бюджетов районов; 1091 бюджет горо­дов; 329 бюджетов городских районов и округов; 1922 бюд­жета поселков городского типа; 24 444 бюджета сельских адми­нистраций.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных зако­нов.

Значение федерального бюджета Российской Федерации. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта между отраслями народного хозяйства, территориями и различными слоями населения. Из федерального бюджета осуществляется финансирование общегосударственных органов власти и управления, военно-промышленного комплекса, структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, искусства и культуры. Средства федерального бюджета являются источником финансирования экономики, развития перспективных отраслей народного хозяйства, осво­ения новых территориально-производственных комплексов. Благодаря бюджету становится возможной поддержка развития искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач за федеральным бюджетом закреплены налоговые и неналоговые доходы.

Формирование федерального бюджета РФ.

Налоговые доходы федерального бюджета:

· федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами раз­ных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

· государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Неналоговые доходы федерального бюджета:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

· часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

· прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Для покрытия дефицита государственного бюджета могут использоваться внутренние и внешние заимствования: выпуск государственных, ценных бумаг и кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных исполнительных органов власти и их территориальных органов; обеспечение функционирования федеральной судебной системы; международная деятельность в обще федеральных интересах; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек­тов РФ. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фон­ды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средст­ва целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискаль­ных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соот­ветствующие их назначению.

Структура бюджета (т. е. со­отношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его раз­меры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются кон­солидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидирован­ные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муници­пальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает:

1. Классификацию доходов бюджетов - группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих их конкретные виды по признаку источника и способу их получения.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она имеет четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов - и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на год.

3. Экономическую классификацию расходов - группировку расходов по их экономическому содержанию. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ. Она включает пять составляющих: -

- финансирование дефицита за счет кредита ЦБ РФ и изменения остатков на счетах в банках;

- государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.),

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и прочие источники внутреннего финансирования.

5. Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Она включает восемь составляющих:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Союзу ССР;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставлен­ные Союзу ССР;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, представленные РФ;

- изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- изменение золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

- прочие источники.

6. Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. В бюджетной классификации выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ

7. Классификацию видов Государственного внешнего долга и Государственных внешних активов РФ, которая включает следующие статьи:

- внешний долг СССР, принятый РФ;

- внешний долг РФ;

- внешний долг перед Союзом ССР;

- внешний долг перед РФ;

- чистая внешняя задолженность перед РФ.

В каждой составляющей задолженности выделяется три объекта:

- международная финансовая организация,

- правительства иностранных государств,

- иностранные коммерческие банки и фирмы.

8. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь, консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональный бюджет и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты представляют собой статистические своды бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.

Консолидированные бюджеты необходимы:

во-первых, они используются в бюджетном планировании, при расчете нормативов отчислений из вышестоящих в нижестоящие бюджеты.

во-вторых, они необходимы при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

в-третьих, они используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий.

Показатели консолидированного бюджета страны используются так же для сравнения с аналогичными показателями других государств.

 

 

Рекомендуемая литература

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.