КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура доходов и расходов бюджета
Бюджетная система и принципы построения бюджета; Экономическая сущность бюджета Бюджет необходим любому государству для удовлетворения потребностей в денежном фонде, в целях реализации его политических, экономических и социальных функций. Слово "budget" пришло из Англии и в переводе означает "мешок, сумка". Первоначально, так называли мешок с деньгами который канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент, и произносил речь. Впервые попытка составить бюджет была успешно реализована также в Англии и с тех пор бюджет стал неотъемлемой частью экономики любого государства. Бюджет – это центральное звено системы финансов. Следовательно, он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку финансы – это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды, то бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, наиболее полно проявляется в его функциях ( см. тему «Финансы»): 1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); 2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы); 3) контрольная функция. Бюджетная система – это основанная на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Структура БС РФ состоит их бюджетов трех уровней (ст. 10 БК): 1) Федеральный бюджет и бюджет государств. внебюджетных фондов; 2) Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных в/б.фон. 3) Местные бюджеты 3.1 бюджеты муниципальных округов и бюджеты муниципальных районов
3.2 бюджеты городских и сельских поселений Все бюджеты утверждаются в форме федеральных законов и законов субъектов Федерации, местные бюджеты – в форме нормативных актов органов местного самоуправления. Совокупность документов регулирующих бюджетную сферу включает: - Бюджетный Кодекс РФ - Федеральные законы и иные законные акты - нормы международного права - совокупность законов и решений субъектов Российской Федерации -нормативные акты органов местного самоуправления. Бюджетная система отражает принципы Федеративного государства в соответствии, с которым основной объем полномочий принадлежит Федеральному центру. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Принципы бюджетной системы (Ст. 28 БК): 1. принцип единства бюджетной системы (Бюджетная система построена на единой правовой базе в формах бюджетной документации и отчетности в порядке финансирования расходов и штрафных санкций); 2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (означает закрепление определенных видов доходов за Федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением); 3. принцип самостоятельности бюджетов (означает право законодательных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, формировать доходы и определять направления расходования средств); 4. принцип сбалансированности бюджета (должно обеспечить равенство доходов и расходов) 5. принцип достоверности бюджета (означает надежность и реалистичность доходов и расходов бюджета); 6. принцип гласности (означает открытость для общества принятых законов о бюджетах, т.е. обязательное опубликование бюджетов и отчетов об их исполнении, доступность информации по спорным вопросам) и т.д.;
Бюджетное законодательство различают бюджет государства и государственный ( с 1994г. федеральный ) бюджет.
Бюджет государства – это консолидированный бюджет и представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. По объему консолидированный бюджет России в 2 раза больше федерального бюджета (рис.4). Применяется: 1) для обобщения информации об объеме бюджетных ресурсов на соответствующем уровне; 2) для определения пропорций разграничения финансовых ресурсов между уровнями власти. Рисунок 4 – Структура бюджета России Являясь центральным звеном системы финансов, бюджет выступает в качестве основного инструмента в проведении финансовой политики через особые инструменты: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ (рис.5) Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Источником доходов бюджета выступает валовой внутренний продукт страны, а, точнее, его часть – национальный доход (ВВП за вычетом израсходованных в процессе производства ресурсы). Под с труктурой доходов (расходов) – понимают процентное соотношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов (расходов) бюджета. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 80 %) бюджета, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В структуре налоговых доходов бюджета преобладают косвенные налоги (которые включаются в цену товара или услуги и, в конечном счете, оплачиваются потребителем) над прямыми(объектом выступает имущество или доход плательщика). Это связано с тем, что последние более удобны и легки для взимания, поскольку фактическая уплата налога происходит в момент приобретения товара или услуги и, следовательно, существует опасность их чрезмерного распространения. Негативными последствиями этого могут стать рост цен, падение покупательной способности населения и его жизненного уровня, а в конечном итоге – спад промышленного производства и экономики в целом. Следовательно, при составлении бюджета необходимо соблюдать определенный баланс между прямыми и косвенными налогами.
Определяющее влияние на состояние доходной базы бюджетов всех уровней оказывает закрепленной законодательством соотношение собственных и регулирующих доходов. Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Чем больше собственных (или закрепленных) доходов, тем шире основа для финансовой самостоятельности органа власти в реализации собственной политики. Низкий удельный вес этих доходов говорит о высокой зависимости от вышестоящих бюджетов, нестабильности бюджетных процессов, ограниченной возможности воздействия на социально-экономические процессы. Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы либо перераспределяет переданные ему из бюджета другого уровня. К безвозмездным перечислениям относятся: § Средства в виде финансовой помощи Дотация - бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня для финансирования текущих расходов на безвозмездной и безвозвратной основе; Субвенция – бюджетные средства, передаваемые бюджету или юридическому лицу на конкретные целевые расходы на безвозвратной и безвозмездной основе; Субсидия - средства, предоставляемые бюджету, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. § Поступления от нерезидентов; § Поступления от организаций.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Многообразие видов расходов обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т.д.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства (см. рис. 5).
налоговые доходы общегосударственные федеральные налоги, вопросы в т.ч. от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами национальная региональные налоги безопасность и местные налоги правоохранительная штрафы, пени по налога и сборам деятельность неналоговые доходы национальная экономика доходы от использования имущества, находящегося жилищно - в государственной или коммунальное муниципальной собственности хозяйство доходы от продажи имущества, находящегося в государственной охрана окружающей или муниципальной среды собственности доходы от платных услуг, оказы- образование ваемых органами государственной власти, местного самоуправления, культура, бюджетными организациями кинематография доходы, полученные в результате и СМИ применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной здравоохранение, ответственности, в т.ч. штрафы, физическая культура конфискации, компенсации, а также и спорт средства, полученные в возмещение вреда; социальная средства самообложения граждан; политика иные неналоговые доходы. межбюджетные безвозмездные перечисления трансферты трансферты (субсидии, субвенции, дотации) безвозмездные поступления от физических прочие расходы и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования. Рисунок 5 – Структура бюджета Помимо представленной на рис.5 классификации расходов в экономической литературе применяются и другие классификационные признаки: 1. По экономическому содержанию - Текущие расходы: а) Содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов б) Текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу. в) Проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу. г) Оказание поддержки бюджетам других уровней (дотации, субвенции, субсидии) - К апитальные расходы: а) Новое строительство б) Развитие объектов государственной и муниципальной собственности в) Реконструкцию и др. Данная группа обозначается понятием бюджет развития. Как правило, в условиях нехватки денежных средств текущие расходы составляют наибольшую долю, а капитальные могут совсем не получать финансирования. Такая ситуация является крайне неблагоприятной и свидетельствует о неэффективности проводимой финансовой политики. 2. По предметной направленности соответствующих денежных потоков (см.рис.5). 3. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют 4 группы расходов: 1) Расходы, финансируемые исключительно из Федерального бюджета – наиболее значимые потребности, которые должны финансироваться на всей территории страны (национальная оборона, использование космического пространства, обслуживание государственного долга и ВЭД). 2) расходы, финансируемые из Региональных бюджетов 3) расходы, финансируемые из Местных бюджетов 4) расходы, финансируемые совместно тремя уровнями бюджетной системы: § Охрана окружающей среды, § Государственная поддержка отраслей промышленности, § Научно-исследовательские работы, § развитие федеративных и национальных отношений, § деятельность СМИ, § предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Распределение расходных полномочий по этой группе является одной их самых острых проблем межбюджетных отношений. 4. Ведомственная группировка – группировка по Министерствам и ведомствам.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |