Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и принципы фп

Вопрос 5. Бюджетное устройство

Бюджетный кодекс

Бюджет - форма образования финансового обеспечения

Бюджетная система – совокупность федерального бюджета,

3х уровневая система.

Назначение:

1) принцип бюджетного федерализма

(5 глава принципы бюджетной системы)

 

У каждой власти свои полномочия.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти и иных участников процесса (6 статья) по составлению, рассмотрения проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджету, контролю, осуществлению бюджетного учета.

Участники процесса:

1) президент (составляет бюджетное послание)

2) законодательные органы власти (представители) (занимается составление проекта бюджета и утверждает отчет об исполнении бюджета)

3) исполнительная власть (составляет проект бюджета, исполняет закон о бюджете,
и готовит отчетность)

4) ЦБ РФ (основные направления денежно-кредитной политики)

5) Органы финн контроля (росфиннадзор, счетная палата)

6) Органы управления внебюджетными фондами

7) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

8) Главные администраторы и администраторы доходов бюджета и источников финансирования

9) Получатели бюджетных средств

Бюджетный процесс, стадии:

1) Стадия составления проекта бюджета

2) Стадия рассмотрения и утверждения

3) Исполнение бюджета

 

Современное состояние:

Основные характеристики: ВВП 59 триллиона рублей, инфляция 6%, общий объем доходов 11,8 триллионов рублей, общий объем расходов 12,7 триллиона рублей, верхний предел гос долга – 6,3 триллиона рублей, внешний дол – 48,4 миллиарда долларов

 

Распределение бюджетных ассигнований, расходы:

-общегосударственные вопросы – 745 млрд. руб

-национальная оборона – 934 млрд.руб.

-национальная безопасность правоохранительной деятельности – 1 триилион 365 млрд.руб

-национальная экономика – 1 триллион 744 млрд. руб

-образование – 586 млрд. руб

-здравоохранение – 539 млрд.руб

-соц политика – 3,9 триллиона рублей

 

 

1. Сущность, функции и роль фп в реализации эк и соц задач.. 1

2. Финансовые отношения предприятия и принципы их обеспечивающие.. 1

3. Ден фонды и резервы предприятия.. 2

4. Финансов ресурсы предприятия и их классификация.. 2

5. Фин механизм предприятия.. 3

1. Сущность, функции и роль фп в реализации эк и соц задач

Предприятие – самостоят, хоз-ий субъкт, облад правами юр лица, производящий продукции, занимающийся разл видами эк деятельности, целью которой является извлечение прибыли, приращение капитала и обеспечение общественных потребностей.

Финансы на уровне гос-ва – формирование, распред-е и использов-е централиз ден фондов для формиров-я осн усл-й расш воспроизводства, выполн задач гос-ва.

Финансы на уровне предприятия – формирование, распред-е и использов-е децентрализ ден фондов для формиров-я осн фондов, обор фондов, ден фондов.

ФП – фин отношения, возникающие в процессе формирования основного и об капитала, фондов ден ср-в и их использования.

Сущность фп – (исходит из того какое назначение они имеют в фин системе гос-ва)

Фин система гос-ва:

Централиз фонды: гос бюджет – главное звено, внебюдж фонды, страхование, гос кредит, фондовый рынок

Дец фонды: финансы ком предприятий - основа, домохозяйств, фин посредников (ком банки).

Основа фин системы – фп, гл звено – гос бюджет.

Именно фп обеспечивают доходную часть бюджета (до 80%), которые в свою очередь направляются для реализации как эк так и соц задач государства. В настоящее вр на соц политику гос-ва в бюджете заложено до 28%, а ост часть – на эк нужды.

Именно в этом проявляется роль фп в реализации эк и соц задач гос-ва.

Функция – круг обязанностей, которые должна вып-ть дан эк категория.

ВВП – ст-ть тов-в, работ (услуг), которая формируется резидентами в дан стране. НД = ВВП – ст-ть потребленных трудовых и мат рес-ов (на зарплату, сырье, материалы).

Именно ВВП и НД на уровне гос-ва подлежат формированию, распределению и использованию (аккумулирующ, собират функция на ур-не гос-ва).

Сущность фп определяется непосредственно теми функциями, которые они выполняют:

1) Обеспечивающая – систематическое формирование в необходимом объеме ден ср-в для обеспечения тек деятельности предприятия и реализации его стратегич деятельности

2) Распределительная – тесно связана с 1, распределение и перераспр-е общей суммы сформированных фин ресурсов. Она основана на том, что фин рес-сы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами и контрагентами. Результат функции – формирование и использ-е целевых фондов ден ср-в и поддержание эффективной структуры капитала

3) Контрольная – осуществление фин контроля за рез-ми производственно-фин дея-ти предприятия, а также за процессом формирования, распр-я и исп-я фин рес-ов в соотв-и с оперативными и текущими планами. Эта функция – производная от 2.

Направления контрольной функции: контроль за поступлением выручки от реализации работ (услуг), за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности, за правильным и своевременным перечисление ср-в в ден фонды по всем установленным источникам финансирования, за соблюдением заданной стр-ры фондов ден ср-в с учетом потребностей производственного и соц назначения, за целенаправленным и эф-ным использованием фин рес-ов.

Для реализ-и контрольной функции на предприятии разрабатываются нормативы, опеределяющие размеры фондов ден ср-в и источники их финансирования.

2. Финансовые отношения предприятия и принципы их обеспечивающие

Сущность фп непосредственно строится на принципах:

1) самостоятельность – предприятие сам-но финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имуществом, фин рес-ми, которые вкладывает в производство для получения прибыли

2) самофинансирование – предприятие базируется на полной окупаемости затрат по пр-ву продукции и расширению производственно-технич базы предприятия. Каждое предприятие должно покрывать свои тек и капит расходы за счет собствен ср-в, а в случае нехватки их прибегать к заемным источникам

3) ответственность – предприятие должно отвечать за финансовые результаты своей деятельности, а в случае неплатежеспособности может нести субсидиарную отв-ть (личным имуществом)

4) материальной заинтересованности – необходимость финансировать свои расходы и развивать произв-во за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли).

Фп располагая фин ресурсами могут осуществлять след виды фин отношений:

- между учредителями в момент создания предприятия по поводу форм-я уст капитала

- между др предприятия ми по поводу оплаты приобретаемых мат ресурсов (с поставщиками), поставленной продукции (покупатели). Именно данная группа отношений формирует фин рез-т дея-ти предприятия

- между предприятием и фин системой гос-ва – при уплате налогов и др платежей в бюджет, формирования внебюдж фондов, применения штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета

- с банк системой – по поводу хранения денег в ком банке, расчетно-кассового обслуживания, уплаты % за кредит, погашения кредита и т.д.

- с структурными подразделениями предприятия – по поводу своевр финансир-я тек расходов и распредел-я прибыли предприятия. Эта группа отношений отражает орг-ю и ритмичность пр-ва

- с работниками предприятия – по поводу выплаты зарплаты и премий, удержания налогов, взысканий. Штрафов и компенсаций за причен-й моральн ущерб.

3. Ден фонды и резервы предприятия

Формирование ден фондов предприятия начинается с момента его организации и явл-ся важной стороной его деятельности. Предприятие в соотв-и с зак-вом создает уставный капитал, величина которого зависит от организационно-правовой формы собственности.

Уставный капитал – первоначальный источник функционр-я предприятия, т.к. он служит для обр-я осн и обор капитала. По истеч-и 1 года функц-я предприятие имеет др источник –прибыль.

Собств капитал предприятия – разницы м-ду сов активами и обязательствами (долгами). Сосбствен капитал подразделяется на постоян часть – уставн капитал, и переменную, которая зав-т от рез-ов деятельности предприятия. Переменный капитал =доб, резервный капиталы, нераспр прибыль, спец фонды.

Доб капитал создается за счет переоценки осн фондов, эмиссионного дохода по ценным бумагам и безвозмездно полученных мат и ден ценностей на производствен цели.

Резервный капитал (фонд) обр-ся в соотв-и с зак-вом и учредит док-ми. Ист-к его обр-я – отчисления от прибыли, остающиеся в распоряжении предприятия. Величина рез фонда долж быть не менее 15% и не более 25% от уст капитала. При этом сумма отчислений не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. Фонд предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутсвии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Нераспределенная прибыль – направляется на формирование специальных фондов: фонд накопления. потребления и др целевые фонды.

Фонд накопления – для развития и расширения производства

Фонд потребления – для соц нужд, единовременных пособий, объектов непроизв сферы, выплат компинсационного хар-ра.

Кроме того в переем часть собств капитал может входить амортизационный и валютный фонд.

Амортизационный фонд – для финансир-я простого воспр-ва осн фондов.

Валютный фонд фор-ся за счет реализации продукции на экспорт.

4. Финансов ресурсы предприятия и их классификация

Фин ресурсы предприятия – собственных денежных доходов и поступлений извне. предназначенных для выполнения фин обязательств предприятия и финансир-я тек затрат, а также затрат, связанных с развитием производства.

ФПР классиф-ся на собственные, внешние, ср-ва, мобилизируемые на фин рынке, поступающие в порядке распределения.

Собств фр: доходы, прибыль от осн и прочей дея-ти, выручка от реализ-и выбывшего имущ-ва (за минусом расходов по его реализации), амортизационные отчисления.

Внешние источники: кредиты и займы банков, фин помощь, полученная в виде субсидий, субвенций, дотаций и т.д.

Ср-ва, мобилизируемые на фин рынке: ср-ва от продажи собствен акций и облигации, др фидов цен бумаг.

Ср-ва, поступающие в порядке перераспр-я: страховое возмещение по наступившим рискам, бюджетные субсидии, % и дивиденды по ценным бумагам др эмитентов и т.д.

Вышеперчисленные фин рес-сы исп-ся предприятием в процессе произ и инвестиционной деятельности.

5. Фин механизм предприятия

Управление фп осущ-ся с пом фин механизма. Фин механизм – часть хоз мех-ма, это формы и методы упр-я фп с целью достижения макс прибыли.

Система управл-я фп: фин методы, рычаги, правовое, нормативное и инф обеспечение, фин инструменты.

Фин методы (планир-е, прогнозир-е)– основные в фин мех-ме, т.к. они способствуют возникновению фин отношений путем управления движением фин рес-ов, оценки эф-ти их испол-я.

Фин методы (амортиз-я) связаны с фин рычагами, котрые приводят в действие фин мех-м для решения конкр ситуаций.

+лекция по финансам 2 курса

Cостав фин мех-ма:

фин методы, фин рычаги, фин отношения, нормативное, правовое, инф обеспечение, фин инструмненты.

Фин инструменты: лимиты –отражает верхн и нидн пределы показателя,

- контрольные цифры – цифры, установленные гос-вом, к которым стремится предприятие, и отражают верхн границу показателя,

- фин показатели – рассчитываются при рассмотрении фин рес-ов,

- номативы – соотношение м-ду эк показателями (фонд зарплаты по отнош-ю к производит-ти труда=0,8\1).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4 | Оборотный капитал предприятия, источники его формирования и направления использования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.