Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Финансовая политика и финансовый механизм




 

1) Финансовая система.

2) Финансовая политика.

3) Финансовый механизм.

4) Управление финансами.

 

 

1.Финансовая система государства

Финансовая система государства – это категория, употребляемая для обозначения разных по своей сути понятий:

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении категория “финансовая система” идентична категории “состав финансов”;

совокупность финансовых учреждений страны, представляющих собой особый государственный аппарат управления и контроля, деятельность которого направлена на мобилизацию денежных средств, их распределение и эффективное использование.

В структуру финансовой системы входят:

органы управления:

Министерство финансов Украины и местные финансовые органы;

финансовый аппарат отраслевых министерств, ведомств, государственных предприятий и учреждений;

Государственное казначейство;

Государственная налоговая администрация;

Счетная палата Верховной Рады;

Пенсионный фонд;

Комитет по надзору за страховой деятельностью;

Аудиторская палата и другие;

финансовые институты:

Национальный банк Украины;

коммерческие банки;

небанковские кредитные учреждения;

страховые компании;

валютные биржи;

фондовые биржи и другие.

Руководство всеми звеньями финансовой системы осуществляет Кабинет министров Украины.

Деятельность финансового аппарата государства проводится в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Кабинета Министров Украины, решениями местных органов власти.

Функции Министерства финансов Украины в области финансовой системы следующие:

составляет проект Государственного Бюджета и несет ответственность за его исполнение, организует работу финансовых органов по мобилизации финансовых ресурсов и их использованию;

изучает экономику и финансы отраслей с целью выявления источников и мобилизации финансовых ресурсов;

осуществляет методологическое руководство в области бюджетного планирования;

организует работу по исчислению и взиманию налогов и других платежей с предприятий и населения;

осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины;

осуществляет руководство организацией бухгалтерского учета в стране.

 

2.Финансовая политика

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций и реализации конкретных экономических и социальных целей представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

гибкое использование рычагов и методов финансового механизма для реализации конкретных целей;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Основа финансовой политики – стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений, что позволяет концентрировать финансовые ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Она должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Задачами финансовой политики являются:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства и общества распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной системы управления финансами.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Учет текущих особенностей должен дополнятся изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп, а так же на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

По инструментам воздействия на экономические процессы, объектам управления и субъектам осуществления, финансовая политика может быть фискальной и монетарной.

В Украине монетарную политику разрабатывает и реализует Национальный банк Украины, а фискальную – Верховная Рада.

Объектами регулирования при проведении монетарной политики являются главным образом величина денежной массы и ставка процента, а для фискальной политики – величина государственных доходов (прежде всего – налогов) и объем государственных расходов.

Фискальная политика реализуется при помощи бюджетного механизма путем манипулирования правительственными расходами и налогообложением, для стимулирования производства и занятости или снижения инфляции.

В целях обеспечения экономического роста применяется стимулирующая фискальная политика, которая характеризуется наличием бюджетного дефицита, т.е. превышением расходов над доходами. Это достигается за счет сокращения налогов, увеличения государственных расходов или того и другого одновременно.

В предкризисных условиях используется сдерживающая фискальная политика. Она характеризуется наличием положительного сальдо государственного бюджета, достигаемого за счет превышения доходов над расходами.

В основе принципов балансирования бюджета, так называемой бюджетной политики, могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.

Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, норма обязательного резервирования для коммерческих банков и операции центрального банка на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Стимулирующая политика (политика “дешевых денег ”) реализуется путем снижения учетной ставки, нормы обязательного резервирования и покупки государственных ценных бумаг центральным банком. В результате денежная масса в экономике увеличивается, что приводит к росту формируемых субъектами экономики денежных фондов и стимулирует экономический рост. Сдерживающая политика (политика “дорогих денег ”) реализуется при помощи тех же инструментов изменяемых в обратном направлении.

 

3.Финансовый механизм

Финансовый механизм – это совокупность организационно-экономических и правовых форм и методов управления финансовыми ресурсами, применяемых обществом в целях обеспечения экономического и социального развития.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются, например, налогообложение, государственный кредит, бюджетное финансирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

При регулирующем финансовом механизме государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Внутренняя структура финансового механизма, представлена на рис.1.

Финансовые методы, то есть способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Они подразделяются на организационные и экономические.

К организационным финансовым методам относятся:

планирование – определение источников поступления финансовых ресурсов, установление пропорций между размером и


 

 

Рис.1. Структура финансового механизма


направлениями их использования путем составления финансовых планов баланса доходов и расходов;

прогнозирование – определение стратегических приоритетов мобилизации использования финансовых ресурсов;

стимулирование – определение мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности использования финансовых ресурсовконтроль – обеспечение сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов.

К экономическим финансовым методам относятся конкретные способы мобилизации, использования, распоряжения и передачи финансовых ресурсов, такие как – инвестирование, кредитование, страхование, налогообложение, аренда, и др.

Финансовые рычаги – инструмент воздействия на хозяйственный
процесс.

Финансовое право совокупность правовых норм, воздействующих на финансовые отношения посредством законов Украины, указов Президента, постановлений Кабинета министров, приказов министерств и ведомств и др.

Финансовые нормативы – инструкции, методические указания и другие документы, устанавливающие нормы и нормативы.

 

5. Управление финансами

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма.

Эта деятельность организуется высшими законодательными и исполнительными органами через специальные учреждения, выступающими звеньями финансовой системы.

В Украине оперативное управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Украины, финансовые управления исполнительных комитетов Совета народных депутатов.

Основную роль в управлении финансами играют финансовое право и использование экономических методов воздействия на экономические процессы. Особую роль играет финансовое планирование.

Финансовое планирование представляет собой расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с прогнозируемыми показателями развития экономики страны или региона и маркетинговыми показателями предприятий на планируемый период.

Основным методом финансового планирования является балансовый метод, который заключается в том, что балансируется не только итоговые показатели доходов и расходов, а каждая статья расходов покрывается конкретными источниками доходов. При этом используются различные способы расчета показателей: нормативный, расчетно-аналитический, оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Сущность нормативного способа финансового планирования заключается в том, что на основе установленных финансовых норм и технико-экономических нормативов рассчитываются потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источники. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств. Нормы и нормативы бывают отраслевые, региональные, индивидуальные.

При расчетно-аналитическом способе плановые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

Оптимизация плановых решений заключается в разработке вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: максимум прибыли (дохода) на денежную единицу вложения капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь; минимум текущих затрат и другое.

Экономико-математическое моделирование позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). Моделирование может строиться по функциональной и корреляционной связи. Экономико-математическое моделирование позволяет перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансовой системы государства. Какова структура финансовой системы Украины?

2. Как Вы понимаете термин "финансовая политика"?

3. Что определяет результативность финансовой политики?

4. В чем проявляется взаимосвязь и отличия финансовой стратегии и тактики?

5. Дайте характеристику и назовите виды и инструменты фискальной и монетарной политики.

6. В чем преимущества и недостатки отдельных концепций сбалансированности бюджета? Приведите конкретные примеры.

7. Назовите основные элементы финансового механизма и его составные части.

8. Проиллюстрируйте взаимодействие отдельных элементов финансового механизма.

9. Какие требования, по Вашему мнению, должны предъявляться к финансовой информации различными субъектами экономики?

10. Дайте развернутое определение термина "управление финансами" и конкретное для различных субъектов экономики и органов власти (Например, Кабинет министров, министерство обороны, машиностроительный завод, исполнительный комитет местного Совета, парикмахерская на углу, школа и т.д.).

11. Кто и каким образом осуществляет стратегическое и оперативное управление финансами?

12. Какое место в управлении финансами занимают прогнозирование и планирование?

13. Назовите основные способы расчета показателей, используемые при финансовом планировании.

Список рекомендуемой литературы

Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.