Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Государственный кредит




 

1. Понятие, сущность и назначение государственного кредита.

2.Формы государственного кредита.

3.Государственный долг и его регулирование.

 

1. Государственный кредит

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной из сторон является государство в лице органов власти.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных экономических отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качества звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит как совокупность финансовых отношений с участием государства обладает рядом специфических черт: 1) добровольный характер, хотя известны случаи принудительного использования кредита; 2) возвратный характер движения средств, в отличие, например, от налогов.

Государственный кредит отличается от других форм кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Государственный кредит может обслуживать социальные потребности общества, а коммерческий только производства и обмена.

На уровне центрального правительства привлекаемые в ссуду средства могут не предусматривать конкретного целевого характера использования. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Сущность государственного кредита – перераспределение временно свободных средств населения и предприятий, самого государства, а также инвестиционного капитала для обслуживания общественных потребностей на экономической основе.

Функции государственного кредита:

- распределительная;

- регулирующая;

- контрольная.

Государственный кредит является вторым по величине и значению источником государственных доходов. Он тесно связан с другими видами доходов. С одной стороны, государственные займы используются в случае невозможности финансирования государственных расходов за счет налоговых доходов. С другой, основным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга являются налоги.

Государственный кредит можно классифицировать по сфере использования кредитных отношений по видам и по роли государства в кредитных отношениях по формам.



Выделяют следующие виды государственного кредита:

внешний – кредитные отношения государства, с одной стороны, и иностранных государственных и частных субъектов экономики с другой;

внутренний – кредитные отношения с участием государства внутри страны.

 

2. Формы государственного кредита

Форма государственного кредита определяется ролью государства в кредитных отношениях. Участниками кредитных отношений выступают заемщик, кредитор и, возможно, третья сторона – гарант выполнения условий заимствования. Поэтому выделяют следующие формы государственного кредита:

государственные займы;

казначейские ссуды;

гарантийные операции государства.

Классическая форма государственного кредита – государственные займы– кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика.

Государственные займы могут быть классифицированы следующим образом:

По способу оформления:

1) облигационные (сопровождаются эмиссией ценных бумаг
государства);

2) безоблигационные (оформляются подписанием соглашений, договоров или записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств).

По методам размещения:

а) принудительные (распространяются среди кредиторов в силу решений правительства)[1]:

1) обращение части вкладов населения в государственные займы - сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения), в силу решений государства;

2) позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не оформляя эти операции формальными кредитными соглашениями) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства;

б) размещаемые по подписке;

в) добровольные.

По уровню органа власти, выступающего заемщиком:

государственные;

республиканские;

местные (муниципальные).

По обеспеченности:

обеспеченные залогом;

необеспеченные.

В зависимости от формы выплаты доходов по займам:

1. процентные;

2. выигрышные;

3. процентно-выигрышные;

4. беспроигрышные;

5. беспроцентные или целевые (не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется).

По формам погашения:

денежные;

натуральные.

По срокам погашения:

краткосрочные – погашаются в течение 1 года;

среднесрочные – срок погашения до 5 (в некоторых странах до
10-ти) лет;

долгосрочные – со сроком обращения свыше 5 лет.

По способу погашения:

погашаемые в разовом порядке;

погашаемые частями.

По условиям погашения:

с правом досрочного погашения;

погашаемые в оговоренные сроки.

 

По месту размещения:

внутренние;

внешние.

Обычно заимствования осуществляются при помощи выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигации государственных займов – ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства государства, по которым оно обязуется в заранее установленные сроки погасить (выкупить) облигации, а также выплатить определенный доход.

Государство устанавливает номинальную стоимость облигации, которая выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения. Она служит базой начисления процентов. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, так как курсовая цена, по которой продаются и покупаются облигации, может откланяться от номинальной. Отклонение – курсовая разница, которая зависит от номинального процента по облигации, насыщенности рынка государственных ценных бумаг, состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения к правительству.

По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, например, только среди банков.

Погашение займов может происходить следующим образом:

выкуп ценных бумаг;

проведение тиражей выигрышей с выплатой номинала облигации и выигрыша;

проведение тиражей погашения по выигрышным и процентным займам.

Выплата доходов осуществляется следующим способом:

проведение тиражей выигрышей;

периодическая оплата купонов облигаций банками;

при погашении по номиналу облигаций, размещенных со скидкой;

перевод суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

В Украине выпуск облигаций регламентируется Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.07.91 г. По определению этого Закона:

Облигации внешних государственных займов Украины – ценные бумаги, которые размещаются на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждают обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций.

Они могут деноминироваться в конвертируемой иностранной валюте.

Данные облигации выпускаются процентными, дисконтными и могут быть именными или на предъявителя, со свободным или ограниченным кругом обращения.

Облигации внешних государственных займов Украины оплачиваются исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска.

Эмитентом облигации внешних государственных займов Украины является государство в лице Министерства финансов Украины.

Денежные средства, полученные от размещения облигации внешних государственных займов Украины, направляются исключительно в Государственный бюджет Украины.

Решение о выпуске облигации внешних государственных займов Украины принимается Кабинетом Министров Украины в отношении каждого выпуска в пределах предусмотренных законом «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год внешних источников финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.

Первичное размещение, обслуживание и погашение облигации внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины. С этой целью оно может привлекать банки, инвестиционные компании и т.п.

Расходы на подготовку выпуска, выпуск, погашение облигации внешних государственных займов Украины, выплата дохода и иные необходимые расходы осуществляются в соответствии с условиями выпуска облигаций за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на эти цели.

Другим действующим в нашей стране видом государственных ценных бумаг являются казначейские обязательства (векселя). Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.

Казначейские ссуды – форма государственного кредита, при которой государство предоставляет ссуды предприятиям и иностранным правительствам и предпринимательским структурам за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Финансовая помощь должна оказываться только тем хозяйственным единицам, в стабильной работе которых государственные органы заинтересованы.

Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных единиц ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Третьей формой государственного кредита являются гарантийные операции: государство выступает гарантом выплаты процентов и возврата кредитов, которые предоставляются иностранными и национальными субъектами финансового рынка отечественным предприятиям, органам власти и управления. В случае невозвращения кредитов или неуплаты процентов эти расходы осуществляются за счет средств государственного бюджета.

По внешним займам гарантом обычно выступает Кабинет министров Украины.

Внутренние гарантии предоставляют Национальный Банк Украины и Министерство финансов. Для этих целей в государственном бюджете предусматриваются определенные резервы.

Специфическими особенностями обладает отношения международного государственного кредита. Он представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации (например, Международный Валютный Фонд или международные банки реконструкции и развития). Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Как правило, внешние займы бывают среднесрочными и долгосрочными.

Формы предоставления внешних займов:

а) денежная;

б) товарная.

Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.

Цели внешних займов – финансирование товарных поставок по торговым соглашениям, компенсационных сделок и регулирование платежного баланса или осуществление международных программ.

 

3. Государственный долг и его регулирование

Общая сумма обязательств по непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты, называется государственным долгом.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает не только задолженность правительства, но и органов управления нижестоящими органами власти.

Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг – составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Под регулированием (управлением) государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

минимизация стоимости долга;

обеспечение своевременного выполнения обязательств по займам;

поддержание курса стоимости долговых обязательств государства;

обеспечение контроля за эффективным и целевым использованием мобилизованных ресурсов.

Меры по управлению государственным долгом направлены на погашение задолженности, выплату процентов или, в случае невозможности, на изменение условий заимствований.

Основную долю расходов по управлению государственным долгом составляет выплата доходов по займам. К последним также относятся расходы по изготовлению, пересылке, реализации ценных бумаг; проведение тиражей выигрышей, проведение тиражей погашения.

Изготовление, хранение и организация размещение облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правили, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные вознаграждения.

Основным источником выплат доходов по займам и их погашению являются средства Государственного бюджета.

Эффективность привлечения государственного кредита оценивается по формуле:

 

, где

П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита.

Коэффициент обслуживания внешнего долга рассчитывается по формуле:

 

Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается 25%.

Однако в условиях роста государственной задолженности и бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении части государственного долга.

Рефинансирование государственного долга – совокупность мероприятий по изменению условий погашения существующей задолженности, включая погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Выделяют следующие способы управления условиями займов:

Конверсия – изменение доходности займов (изменение размеров выплачиваемых процентов по займам).

Консолидация – изменение условий займов, связанных со сроками погашения.

Сочетание конверсии и консолидации.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один с обменом ранее выпущенных облигаций на новые. Она обычно проводится вместе с консолидацией. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько раннее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Он применяется в исключительных случаях и избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашать в полноценных деньгах облигации, продававшиеся государством за обесценившуюся валюту.

Отсрочка погашения займа – отодвигаются не только сроки погашения, но выплата доходов. Она проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

Аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства, или вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства прежней власти.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под термином «государственный кредит» ?

2. Назовите источники государственного кредита?

3. Чем отличаются формы государственного кредита?

4. Что такое «гарантийные операции»?

5. Чем, по Вашему мнению, обусловлено многообразие форм привлечения государственных займов?

6. Что понимается под управлением государственным долгом?

7. Проанализируйте состояние государственного долга Украины на текущий момент.

 

Список рекомендуемой литературы

Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Б.М. Сабатини. Теория финансов: Учебное пособие, 2 – изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с.

Юрій С.І., Бескид Й.М. Бюджетна система України: Навчальний посібник. – К.; НІОС. 2000. – 400 с.

О ценных бумагах и фондовой бирже: Закон Украины от 18.06.91. № 1201 – XII. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.01. № 2542 – ІІІ. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2778; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.146.59.51
Генерация страницы за: 0.015 сек.