Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет: структура, формирование и использование




 

Государственный бюджет – особое звено финансовой системы государства, центральная часть всей финансовой системы. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Ведущую роль играет общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.

Наиболее распространенным сегодня является принцип фискального федерализма, используемый, в том числе, и при формировании финансовой системы России. Его сущность – четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (правительство независимо в целях, касающихся науки в целом; местные органы власти финансируют развитие своих территорий).

Доходная часть российского госбюджета (Федерального бюджета) складывается из налогов (обязательных сборов с юридических и физических лиц, проводимых государством на основе государственного законодательства).

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, устанавливающих конкретные методы построения и взимания налогов. Различают следующие виды налогов: твердые (в абсолютной сумме), пропорциональные (без учета дифференциации субъекта налога), прогрессивные (возрастают по мере роста дохода), прямые (платятся субъектами непосредственно, например подоходный налог), косвенные (взимаются через надбавку к цене, например акцизы).

Дефицит бюджета – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами. Способы покрытия дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения печатание денег явно или же распространение денег в форме резервов коммерческих банков.

Концепции бюджетной политики:

1) бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. Однако это исключает или уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую направленность;

2) бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. При этом осуществляется антициклическое воздействие одновременно со сбалансированием бюджета. Проблемой в этом случае является прогнозирование продолжительности и глубины спада (подъема) экономического цикла;

3) идея функциональных финансов – обеспечивается сбалансированность экономики, а не бюджета.

Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части – социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.

Дефицит бюджета – это важнейший показатель состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений.

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек общественного производства;

- массовый выпуск «пустых» денег;

- неоправданно «раздутые» социальные программы;

- возросшие затраты на финансирование ВПК;

- крупномасштабный оборот «теневого» капитала;

- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и ужесточение налогообложения.

Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится понятно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а возможно, за период в несколько лет.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям. В конечном счете, нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заем – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.