Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и свойства ощущений и восприятий




Внимание, его свойства и виды

Рассматривая сущность и свойства познавательных психических процессов, дадим определение психическим процессам, рассмотрим их структуру и свойства.

Психические познавательные процессы – это процессы, с помощью которых человек отражает объективный мир, познает его и на этой основе ориентируется в обстановке и действует, приспосабливаясь к ней или видоизменяя ее.

К ним относят: внимание, ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности учебной и профессиональной деятельности человека. Эти процессы присущи каждому человеку и различаются своими качественными характеристиками.

Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности при одновременном отвлечении от других. Внимание обеспечивает познавательным процессам и всей психической деятельности продуктивность и результативность. В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (Д.И. Узнадзе). Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Проявляется в таких внешних признаках как мимика, разнообразные движения и так далее.

Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно.

2. Произвольное внимание – возникает и развивается в результате волевого усилия.

3. Послепроизвольное внимание – возникает из произвольного внимания человека и характеризуется рядом качеств.

Качества внимания:

1. объем внимания - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять в единицу времени (среднее 4 – 6 объектов одновременно);

2. устойчивость внимания – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте;

3. переключение внимания;

4. распределение внимания – это способность распределить внимание на несколько объектов и воспринимать их в равной степени;

5. концентрация внимания - это качество, противоположное устойчивости.

Познание мира начинается с непосредственного контакта органов чувств человека с окружающими предметами, явлениями, вещами, то есть ощущений.

Ощущение – это отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями. Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Ощущения, как бы поставляют строительный материал для восприятий, представлений, воображения, мышления и памяти. Все ощущения имеющиеся у человека, можно разделить на следующие основные группы:

· Сенсорные и субсенсорные;

· Дистантные и контактные;

· Интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные.

Сенсорные – это осознаваемые ощущения. Человек имеет связанные с ними переживания, может их описать и передать информацию о них другим людям.

Субсенсорные – это неосознаваемые ощущения. Они вызывают в организме человека те же самые реакции, которые связаны с сенсорными ощущениями, но эти реакции не представлены в сознании человека в виде специфических переживаний, характерных для сенсорных ощущений.

Дистантные – это ощущения, порождаемые источником энергии, находящимся на расстоянии от поверхности тела человека.

Контактные – это ощущения, возникающие при непосредственном контакте источника энергии с поверхностью тела человека.

Интероцептивными называют ощущения, связанные с работой рецепторов, расположенных во внутренних органах человека.

Экстероцептивные – это ощущения, возникающие при участии работы рецепторов, распологающихся близко к поверхности тела.

Проприоцептивными называют ощущения, связанные с работой рецепторов, размещенных в мышцах и связках.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения И.П. Павлов назвал анализатором.

Что представляет собой анализатор? Каков его состав и назначение?

Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, посредством которого человек отражает ту или иную область окружающей действительности.

Анализаторы бывают: слуховые, зрительные, обонятельные, двигательные, вкусовые, осязательные, болевые, температурные и так далее

Анализатор состоит из 3-х частей:

· Периферического отдела (рецептора), воспринимающего действующий на него раздражитель;

· Афферентных (центростремительных) нервов, проводящих возбуждение в нервные центры с периферии;

· Соответствующих участков коры головного мозга, в которых происходит переработка возбуждения, поступающего из рецептора.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву. Как это происходит?

Сначала предметы и явления воздействуют на тот или иной рецептор (зрительный или) слуховой – свет, звук от источника попадают на нервные окончания и вызывают процесс, называемый раздражением.

Здесь же, в окончаниях нерва, раздражение превращается в возбуждение, как психический процесс, которое трансформируется в психический образ того предмета, который воздействует на рецептор. Возникновение того или иного психического образа – результат совокупной деятельности всех трех частей анализатора.

Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру. Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Громкость связана с интенсивностью звука, зависит от высоты.

Тембр звука – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. К кожным ощущениям принадлежат: тактильные, температурные и болевые ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ растворенных в слюне или воде на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике (человек способен почувствовать наличие 25 грамм вещества растворенного в 1100 литрах воды). Вкусовые ощущения разделяются на 4 группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости рта и носоглотки.

Значение ощущений для деятельности очевидно. Если у человека неправильно функционируют те или иные органы чувств, то он не способен к освоению определенной специальности (шофера, связиста, и так далее). В деятельности участвуют все анализаторы. Главным выступает зрительное ощущение. Доказано, что через зрительный анализатор поступает информации в 100 раз больше, чем через слуховой. Человек способен увидеть свет от свечи на расстоянии 27 км.

Свойства ощущений (адаптация, пороги ощущений, контраст, сенсибилизация, последовательные образы).

Под адаптацией понимается приспособление к внешним условиям. Различают адаптацию физиологическую (адаптация анализаторов как изменение их чувствительности), адаптацию социально-психологическую при включении в новую группу, адаптацию профессиональную при включении в новые виды деятельности. Она может быть направлена на повышение и понижение чувствительности. Возможности адаптации органов чувств значительны.

Чувствительность глаза человека, например, повышается в темноте в 200 тысяч раз. Для адаптации в темноте надо 40 минут.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения.

Последовательные образы – одно из свойств ощущений. Оно состоит в том, что при длительном воздействии на орган чувств образ предмета, вещи не исчезает одновременно с прекращением этого воздействия, а сохраняется некоторое время в сознании.

Ощущения зависят:

· от внешних условий (в тишине мы лучше слышим);

· от состояния анализатора (всех 3-х его частей);

· от психических факторов (знаний и так далее).

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств и качеств, как это происходит при ощущении.

В восприятиях мир отражается полнее, целостнее, в пространственных и временных отношениях. Восприятие всегда носит предметный характер.

В зависимости от того, что воспринимает человек бывает восприятие пространства и времени, восприятие движения, восприятие человека, восприятие предметов.

Особенности восприятия.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Она бывает двух видов: временная и устойчивая. Временная апперцепция возникает под влиянием прошлых восприятий, мимолетного знакомства с данными явлениями.

Восприятие может носить искаженный характер. Это иллюзии – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Характеристики образа восприятия.

Целостность – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека.

Пути совершенствования восприятия:

· создание необходимых установок на восприятие;

· формирование знаний и опыта в области своей профессии;

· упражнения и тренировки в затрудненных условиях;

· развитие понимания других людей, изучение и уточнение их качеств и действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.