Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и сущность эмоций




Введение

План

Эмоционально-волевая сфера личности

Тема 5.

Тесты по теме

1. Ощущение - это:

а) отражение предметов и явлений непосредственно действующих на органы чувств

б) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

в) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира

г) отражение прошлого опыта в вида чувств, мыслей и образов воспринятого прежде

д) отражение, состоящее в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений

2. Восприятие - это:

а) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

б) отражение прошлого опыта

в) целостное отражение предметов и явлений объективного мира

г) отражение отдельных свойств предметов и явлений

д) отражение, состоящее в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений

3. Мышление - это:

а) процесс мгновенного осознания решения некоторых проблем

б) познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к адекватному поведению в сложных ситуациях

в) обобщенная и опосредованная форма психического отражения в виде понятий, суждений, умозаключений

г) процесс выдвижения проекта решения задач

 

 


Введение

1. Природа и сущность эмоций

2. Понятие и виды эмоциональных состояний

3. Понятие воли и волевой регуляции деятельности и поведения

4. Развитие эмоционально-волевой устойчивости личности

Заключение

Тесты по теме

Человек реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности человека являются психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов его поведения.

Человек не только отражает окружающий мир, происходящие в нем события, но и определенным образом относится к ним, переживает это отношение в виде радости, негодования, злости и так далее.

Личностные переживания принято называть эмоциональными процессами, на основе которых формируются чувства. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на поведение и профессиональную деятельность человека.

 

Эмоции – (от латинского – потрясаю, волную) это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта.

В психологии под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой – лишь реакцию человека и животного на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком смысле слова).

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

«Эмоции, - писал А. Н. Леонтьев ,- выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности».

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы также невозможна, как и без ощущений. «Эмоции, - утверждал Ч. Дарвин, - возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей».

Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть:

· положительными, связанными с переживанием приятного;

· отрицательными, когда переживается неприятное;

· стеническими – активизирующими деятельность человека;

· астеническими – снижающими его активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше) и чувства.

Эмоциональный тон ощущений – это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие человека к их сохранению или устранению.

Чувства – отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении потребностей (моральные, интеллектуальные, эстетические).

По форме протекания:

· настроения – это слабо выраженные эмоции и чувства, отличающиеся значительной деятельностью, слабым осознанием причин и факторов их выражающих;

· аффекты – переживания большой силы с коротким периодом протекания;

· страсть – сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.

Амбивалентность – несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость, горе и так далее).

Апатия – вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.

Депрессия – подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.

Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Внешнее проявление эмоций и чувств:

· в мимике – движения лица;

· в пантомиме – движения тела;

· в речи – в тембре голоса, интонации.

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми.

Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они в свою очередь могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же существует. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви - ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия - неудовольствия».

Функции эмоций. В психической жизни человека эмоции выполняют множество разнообразных функций: побуждения, подкрепления, предвосхищения, мобилизации органов действия, коммуникативная функция, а также множество других функций выполняемых дифференциальными эмоциями, такими как радость, гнев, презрение и так далее.

Классификации эмоций. Классификаций базовых теорий много. В начале 20 века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений:

· любовь, веселье, радость;

· удивление;

· страх, страдание;

· гнев, решимость;

· отвращение;

· презрение.

Другой американский психолог К. Изард предложил считать основными или, по его терминологии, фундаментальными следующие 10 эмоций:

· интерес;

· радость;

· удивление;

· горе, страдание и депрессия;

· гнев;

· отвращение;

· презрение;

· страх;

· стыд и застенчивость;

· вина.

Теории эмоций. Объяснение природы эмоциональных явлений всегда интересовало мыслителей и ученых начиная с древнейших времен. В античной философии, например, эмоциональные процессы и явления рассматривали как особый вид познания.

Одну из первых развернутых теорий, поясняющих сущность и значение эмоций в жизни организма, предложил Ч. Дарвин. Он показал, что между общностью анатомо-физиологической организации разных живых существ и внешними выражениями их эмоциональных переживаний существует определенная связь.

Действительно, при анализе эмоционально-экспрессивного поведения людей, принадлежащих к никогда не соприкасавшимся друг с другом культурам и народам, или людей, живших в разные исторические эпохи, прежде всего бросается в глаза единообразие их эмоционально-экспрессивных состояний, выражающихся в мимике, голосе, выражениях лица, движениях рук. Ч. Дарвин считал, что многие из таких выражений имеют коммуникативное значение и являются остатками когда-то существовавших полноценных, приспособительных, полезных движений. Приятные эмоции, сопровождающие их, способствуют преднастройке организма на лучшее восприятие окружающей действительности.

Ч. Дарвин также показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ так же эволюционируют, как и их анатомия. Предложенная им концепция эмоций в силу указанных ее особенностей получила название «эволюционной». Согласно этой концепции, внешнеэмоциональная экспрессия во многом является врожденной и выполняет в жизни организма приспособительную, биологическую функцию.

У человека главная социально-психологическая функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже отмечали, относится к общению не только живых существ одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только по лицу «читать» эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и другое животное, которому они сопереживают.

В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна была вынуждена наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя»—той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

Широкую известность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же время американским психологом У.Джемсом и датским ученым К. Ланге. В историю науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса — Ланге.

Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Сначала, согласно теории Джемса—Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция.

Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, была небольшой. У. Джемс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов-стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен.

К. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции появляются затем как отражение произошедших в них изменений.

Концепция происхождения эмоций Джемса - Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций.

Кроме того, внутренние органические структуры, в частности кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные со­стояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.

Самым сильным из возражений У. Кеннона против теории Джемса-Ланге явилось следующее; искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых У. Джеме и К. Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно они воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях.

Кеннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником — эмоциогенным центром, по мнению У. Кеннона, — является таламус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов и передающий импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга.

Высказанные У. Кенноном положения были развиты далее П. Бардом. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

В экспериментах, выполненных на животных, удалось показать, что электрическими воздействиями на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев. В результате этих доработок концепция У. Кеннона получила новое, современное название теории эмоций Кеннона — Барда.

Следует также иметь в виду, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивные факторы. В связи с этим в последние годы были предложены новые концепции эмоций у человека, выводящие эти факторы на первый план.

Одной из первой из них явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, то есть тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе.

Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие — диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.

В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания, возникающего у него.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом и Л. Фестингером, свою лепту добавил С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера.

Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорилось о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать «действовать» спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человеком ситуации зависят от того, как ее переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Эмоции не просто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты, они еще и регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хебб, экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности.

Советский физиолог П. В. Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э=F (П, (Ин-Ис),...), где

Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика актуальной потребности;

(Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

Ис—информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно формуле, предложенной П. В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.