Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс формирования личности




В психологической и педагогической литерату­ре раскрывается сложный, но закономерный характер формирования личности. Закономер­ности — объективные, устойчивые, существен­но значимые связи между педагогическими воздействиями и их ре­зультатами. Однако к классификации закономерностей формирова­ния личности единого подхода не существует. Предпочтительнее деление закономерностей на общие и социально-педагогические[2].

К общим закономерностям относятся:

• непрерывность формирования личности в течение всей жиз­ни в интересах ее самореализации и самоутверждения;

• подчиненность главной педагогической цели формированию разносторонне и гармонично развитой личности, ее интересам, сов­падающим с интересами семьи и общества;

• взаимосвязь образования, воспитания, обучения и развития личности при обеспечении целеустремленности и регулировании всех педагогических воздействий;

• зависимость результативности педагогического формирования личности от ее собственной активности в самоформировании, от реализации индивидуального подхода к ней и др.

На формирование личности существенное влияние оказывает социальная среда, т.е. духовные и материальные условия жизни. Ее влияние выражается в социально-педагогических закономерностях. Их можно разделить на:

воспитательные — формируют весь спектр личностных качеств: гражданина, профессионала, семьянина;

обучающие — вооружают системой знаний, навыков и умений в действиях и поведении;

образовательные — влияют на понимание человеком происхо­дящих событий в мире, своего места в обществе, расширяют круго­зор, повышают компетентность в своем деле;

развивающие — функционально совершенствуют интеллекту­альные и физические силы, повышают уровень культуры, профес­сиональные и деловые способности.

Социально-педагогические воздействия на личность имеют свою специфику. Они во многом стихийны, в отличие от воздействий на обучающихся в системах образовательных учреждений. Школа жизни, т.е. семьи, досуга, профессиональной деятельности, влияет на чело­века часто не в том ключе, в котором ведут работу специальные пе­дагогические учреждения. Влияние на молодежь улицы, семьи, дис­котек, видеопродукции и т.п. часто не совпадает с тем, чему ее учат в школе, вузе. Педагогизация средыодна из стержневых задач форми­рования личности.

Закономерности обусловливают принципы организации процесса формирования личности, т.е. исходные педагогические положения, определяющие содержание, организацию и методы этой работы. В их числе принципы:

• разностороннего, гармоничного формирования личности в ин­тересах ее самоопределения и самореализации в жизни;

• целеустремленности и научности в формировании личности, в соответствии с уровнем достижений мировой цивилизации;

• непрерывности и преемственности в формировании личности;

• системности, последовательности и комплексности формиро­вания личности в единстве ее воспитанности, образованности, обученности и развитости;

• единства педагогических воздействий и самоформирования личности;

• формирования личности в соответствии с основными тенден­циями общественного развития: гуманизма, демократизма, граждан­ственности, культурности.

Реализация этих принципов осуществляется в процессе преодо­ления противоречий формирования личности. Наиболее существен­ны противоречия между: желаемым и действительным, необходи­мым и возможным; общими педагогическими положениями и их реализацией в конкретных ситуациях; старым и новым, регрессив­ным и прогрессивным; словами и опытом и др. Противоречия за­трудняют процесс формирования личности, но одновременно они являются источником его движущих сил.

Педагогическая система формирования личности в обществе ох­ватывает все основные ее составляющие: семью, дошкольную работу, общее образование, среднее специальное, высшее профессионатьное и послевузовское образование; сферу массовой информации; самоформирование; педагогическое просвещение; педагогическую науку. Общество прилагает большие усилия по созданию педагогической системы формирования и развития личности, и задача состоит в том, чтобы эта система функционировала полноценно и продуктивно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.