Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистический подход к управлению в таможенном деле




Необходимость логистической организации таможенного дела объяс­няется большими и все возрастающими масштабами ВЭД, все более пол­ной интеграцией экономики Российской Федерации в мировое экономи­ческое сообщество. Установлено, что операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широком национальном рынке. Затраты на организацию между­народного товарного обмена составляют порядка 25-35% стоимости про­даж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке.

Логистическая организация таможенной деятельности — это есть ни что иное как логистизация процессов реализации таможенных процедур, связанных с физическим перемещением товаров через таможенную границу. Если исходить из понятия «логистизация», предложенного А.И. Семененко: «Логистизация — спонтанный и/или це­ленаправленный процесс распространения (внедрения) логистическбго подхода (на основе построения логистических систем и цепей) к оптими­зации развития предпринимательства и коммерции в национальной и ми­ровой экономике», то применительно к предмету нашего иссле­дования ее можно определить следующим образом: логистизация таможенной переработки грузов — это целенаправленный процесс распрост­ранения логистического подхода на основные таможенные процедуры, свя­занные с физическим перемещением товаров через таможенную границу. Для конкретизации достаточно общего понятия «логистизация таможен­ной переработки грузов» обратимся к содержанию категории «логисти­ческий подход». По мнению ряда ученых «Логистический подход состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке требований к качеству товаров и их упаковке, выяв­лений центров возникновения потерь времени, нерационального исполь­зования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помеще­ний».

Сохраняя смысловую направленность данного определения, по отно­шению к таможенной переработке грузов его можно было бы перефрази­ровать так: логистический подход к организации таможенного дела состоит в установлении адекватности материальных, информа­ционных и финансовых потоков, определении технологии оптимального перемещения товаров через таможенную границу, выработке стандарт­ных требований как к таможенным процедурам, так и участникам ВЭД.

Несколько шире понятие «логистический подход» рассматривает М.Е. Залманова: «Логистический подход можно назвать методологической основой логистики, сводом принципов ее использования и анализа ре­зультатов принятия решений с использованием логистики». При этом в качестве важнейших называются следующие принципы:

- системный, т.е. комплексный подход к изучению экономических процессов и явлений, обязательное понимание их как целостных систем, все части которых взаимозависимы и взаимосвязаны;

- обязательность принятия во внимание только конечного результа­та, темпов и размеров его роста, независимо от того, в какой части системы прилагаются усилия для его достижения;

- обязательность учета интересов всех участников логистического про­цесса и недопустимость его ориентации на интересы какого-либо одного из них, даже очень влиятельного и могущественного;

- максимальная конкретизация условий решаемых задач логистичес­кого процесса;

- отыскание возможности полного ресурсного обеспечения решае­мых задач.

Эти принципы во многом созвучны с принципами коммерческой ло­гистики, сформулированными О.А. Новиковым и С.А. Уваровым, кото­рые в лаконичной форме можно представить так: системность, комплек­сность, научность, конкретность, конструктивность, надежность, вари­антность.

Применительно к логистизации таможенной деятельности дан­ные принципы интерпретируются следующим образом:

- системность, т.е. такая организация потоков таможенной деятельности, при которой каждый поток воспринимается как логистическая цепь, все звенья которой взаимосвязаны и взаимодо­полняют друг друга;

- комплексность, т.е. предоставление участникам ВЭД всего комп­лекса услуг, связанных с таможенной деятельностью;

- научность, т.е. научно-методическое обеспечение процесса логис­тизации таможенной переработки грузов;

- конкретность, адресность, оказания услуг участ­никам ВЭД по организации таможенной переработки грузов;

- конструктивность, т.е. предварительное моделирование логистиче­ских цепей и систем таможенной деятельности с целью обес­печения оптимального варианта обслуживания участников ВЭД;

- надежность, т.е. безотказность функционирования технико-техно­логических и организационно-экономических подсистем таможен­ной переработки грузов;

- вариантность, т.е. расширение возможностей выбора для участни­ков ВЭД наиболее экономического с их точки зрения варианта та­моженной процедуры.

Учитывая специфику таможенной деятельности, которая выра­жается в том, что государство всегда будет ограничивать возможности коммерциализации этого процесса целесообразно допол­нить уже названные принципы логистизации таможенной деятельности следующими:

- иерархичность, т.е. формирование логистических систем должно происходить с учетом установленной иерархии управления тамо­женным делом в стране;

- субординация, т.е. наличие жестко регламентированной соподчи­ненное в таможенных органах-участниках таможенной деятельности;

- легитимность, т.е. четкое правовое обеспечение всех процедур та­моженной деятельности.

В перечисленных принципах уже обнаруживается отличие логистичес­кого подхода к организации таможенной деятельности от традици­онного. По мнению А.М. Гаджинского: «Принципиальное отличие логис­тического подхода к управлению материальными потоками от традицион­ного: интеграция отдельных звеньев материалопроводящей цепи в еди­ную систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды». Для понимания сущности логистики таможенного дела больше подходит характеристика логи­стики, предложенная авторами учебного пособия «Торговая логистика», которые считают, что: «Логистика, ее принципиальное значение заклю­чается в организации и реализации оптимального коммуникативного про­цесса между (внутри) участниками товарного обмена».

Отсюда можно заключить, что логистика таможенного дела — это оптимально организованная система взаимодействия всех участников ВЭД в процессе внешнеэкономической деятельности для достиже­ния максимально возможного совокупного полезного эффекта. Объектом логистических усилий при этом являются процедуры таможенной деятельности, а субъектами — все участники ВЭД независимо от их орга­низационно-правового статуса. В отличие от сугубо коммерческих сфер деятельности логистизация таможенной деятельности должна но­сить так называемый добровольно-принудительный характер. Доброволь­ность достигается через сопряжение экономических интересов участни­ков ВЭД, а принудительность выражается в том, что нельзя избежать про­цедур таможенной деятельности, если это предусмотрено законом и подзаконными актами.

В логистизации таможенной деятельности роль государства чрез­вычайно высока. Пережив эйфорию либерализации ВЭД в начале 90-х годов, мы посте­пенно приходим к убеждению, что необходимо разумное сочетание сво­боды предпринимательства с государственным регулированием.

Новый экономический порядок в организации таможенного дела помимо прочего должен включать и логистическую орга­низацию таможенной деятельности. При этом мы исходим из веду­щей роли государства, которое разрабатывает и реализует таможенную политику как комплекс целенаправленных мер по регулированию внеш­неторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующей таможенной процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Даже госу­дарства с развитой рыночной экономикой не отказываются полностью от регулирования ВЭД. Достаточно отметить, что количественные ограниче­ния охватывают почти 50% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых промышленно развиты­ми странами.

Таможенно-тарифному регулированию внешней торговли принадлежит центральное место в системе государственного регулирования ВЭД. В свою очередь, в подсистеме таможенно-тарифного регулирования важная роль отводится установлению и применению таможенных процедур, определя­ющих характер и формы организации таможенной деятельности.

Логистическую организацию таможенного дела мы рассматриваем как одно из стратегических направлений ВЭД, которое принципиально отли­чается от традиционного.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.