Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь экономики труда с другими науками




 

В системе наук о труде существует достаточно много относитель­но самостоятельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин: Управ­ление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Мотива­ция трудовой деятельности, Конфликтология, Инновационный ме­неджмент в кадровой работе, Персональный менеджмент, Этика деловых отношений, Рынок труда (управление занятостью), Демо­графия, История труда и предпринимательства, Политика доходов и заработной платы, Трудовое право, Экономика труда, Социоло­гия труда и др. (рис. I).

Экономика труда как наука прежде всего связана с физиологией труда, изучающей функциональные изменения в организме чело­века в процессе труда, расход мышечной и нервно-психической энергии под воздействием благоприятных и неблагоприятных факторов условий труда и вырабатывающей рекомендации по ра­циональному использованию физиологических способностей личности, физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, снижению утомляемости, повышению работоспособности персо­нала.

Рис. 1. Взаимосвязь экономики труда с другими науками

 

Труд с точки зрения психологии рассматривается как процесс со­знательной деятельности, в котором раскрываются психологиче­ские качества личности, поведение человека в отношении цели и содержания выполняемой работы, отношение к коллегам, к исполь­зованию материальных факторов трудового процесса (орудий, пред­метов труда). В этой связи экономика труда тесно взаимодействует с психологией труда, которая вырабатывает рекомендации по обес­печению нормального психологического климата во взаимоотноше­ниях членов коллектива на основе использования выводов социаль­ной психологии, этики, рекомендует направления повышения при­влекательности, содержания и условий труда применительно к определенным категориям работников, видам деятельности на основе использования положений эстетики, инженерной психоло­гии, эргономики.

Социальные проблемы труда и рекомендации в этой облас­ти разрабатывает специальная отрасль социологической науки — социология труда. Социальный аспект экономики труда проявляется не только непосредственно в трудовой деятельности, но и в реше­нии проблем качества и уровня жизни, социального развития тру­довых коллективов. Прежде всего социальная сущность характери­зуется степенью свободы, что означает необходимость рассмотре­ния социальных проблем в органической взаимосвязи с трудовым правом как специальной отраслью правовой науки. Однако степень свободы сама по себе тоже должна быть предметом свободного вы­бора (в том числе выбора форм собственности), обусловленного складом характера и желанием человека, его предрасположенно­стью и готовностью к той или иной работе (рутинной, связанной с определенным риском, исполнительской, творческой и предприни­мательской). Ущемление работодателем прав работника на возна­граждение, соответствующее затратам и результатам его труда, рас­сматривается как эксплуатация, как противоправное действие.

Взаимосвязь экономики труда с трудовым правом, обеспечива­ющим принцип свободы труда, ярко выражена в конституционном признании права граждан на труд при одновременном отказе от признания труда их обязанностью. Между работниками, составля­ющими две крайние категории (люди, для которых труд — это смысл жизни, и люди, питающие отвращение к труду, предпочитающие жить на нетрудовые доходы), имеются работники, демонстриру­ющие широкий диапазон отношений к труду — как к источнику средств существования, способу развития личности и повышения уровня жизни. Поэтому, стремясь оценить и усилить трудовую мо­тивацию каждого человека, необходимо учитывать его предпочте­ния относительно содержания работы, условий труда-, размера его оплаты, социального статуса и других показателей.

Социальная сущность труда и его правовое обеспечение в части правовых гарантий и социальной защищенности работников, за­крепленных в Кодексе законов о труде, — наиболее важный аспект экономики труда.

Плодотворный и эффективный труд предполагает использова­ние услуг высококвалифицированного работника, владеющего те­оретическими знаниями и практическим опытом для выполнения конкретной работы. В этой связи экономика труда тесно взаимо­действует со специальной отраслью педагогической науки — педа­гогикой труда, используя ее выводы и рекомендации относительно форм и методов обучения рабочих, специалистов, руководителей, повышения их квалификации и переподготовки непосредственно на предприятиях и учебных базах, разрабатывающих и производя­щих новую технику и средства программного обеспечения, а также в специальных высших и средних учебных заведениях и ведущих образовательных центрах.

Экономика труда использует выводы технологии и организации трудовой деятельности, особенно в условиях современных автомати­зированных производств развития и внедрения компьютерных тех­нологий в процессы управления производством. В то же время эко­номика труда определяет приоритетные направления совершенство­вания трудовых процессов на базе автоматизации сфер деятельности в целях сокращения непривлекательного и ручного труда, обеспече­ния снижения трудоемкости и повышения качества продукции.

Органической составной частью экономики труда является теория организации с ее прикладными отраслями — организацией труда, производства и управления.

Таким образом, взаимосвязь экономики труда с другими наука­ми проявляется в том, что, с одной стороны, она является методо­логической основой их развития, определяя основные принципы, методы, приоритетные направления научных изысканий, а с дру­гой стороны, использует рекомендации специальных отраслей наук, развивающих трудовую теорию в целях рационального использова­ния труда в обществе и повышения его эффективности.

В исследованиях и анализе общественного труда экономика тру­да использует категориальный аппарат — как общий для экономи­ческих и социологических наук, так и специфичный для каждой из них. Так, к общим категориям и понятиям относятся разделение труда, кооперация труда, квалификация кадров, миграция населе­ния, стимулирование, социально-трудовые отношения и др.

В экономических исследованиях специфическими дефиниция­ми являются рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормативы образования социальных фондов, нормы време­ни, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др.

К дефинициям социологического характера относятся нормы поведения, ценностные ориентации, ценностно-нормативное регу­лирование трудового поведения, мотивация, адаптация и другие ка­тегории, характеризующие социальные процессы и отношения.

Включение социологических дефиниций в научный оборот по­нятий и категорий экономики труда позволяет более глубоко и диф­ференцированно изучать сущность и место труда в жизни человека и общества при рыночной трансформации экономики.

 

1.3. Задачи дисциплины «Экономика труда»

 

Основные задачи, которые решает экономика труда, определены ее целью. Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формиро­вания и рационального использования трудового потенциала каждо­го человека и общества в целом при создании новых социально-тру­довых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задача — изучение сущности и механизмов экономиче­ских процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методоло­гических положений экономической трудовой теории, раскрыва­ющей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также социально-экономические особенности труда в конкретных исторических условиях.

Еще одна важнейшая задача — изучение факторов и резервов эф­фективной занятости, формирования и рационального использо­вания трудового потенциала, повышения эффективности и произ­водительности труда. Определяющие предпосылки для решения этой задачи — во-первых, создание механизма реализации россий­ских законов и социально-экономической политики в регулирова­нии социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение зако­номерностей, объективных и субъективных факторов, воздействую­щих на экономические и социальные процессы, на отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Серьезной и сложной задачей является выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, наблюдающимися в национальной экономике ры­ночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовы­ми рынками.

Вместе с тем особое значение приобретает исследование изме­нения стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых за­трат на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Расширение и углубление знаний в этой области требуют изуче­ния зарубежного и отечественного опыта, состояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономиче­ского анализа, проведения аудита, планирования трудовых показа­телей и управления трудом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.