Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В развитие педагогической науки




Вклад И.Г.Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега

Я.А.Коменский – основоположник педагогической теории.

Источники развития педагогики.

В качестве источников развития педагогики можно выделить следующие положения:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

– опыт педагогов-новаторов и др..

 

Несмотря на интенсивное развитие воспи­тательной теории, педагогика вплоть до начала XVII в. продолжала оставаться частью философии. Впрочем, и в настоящее время все сколько-нибудь значительные философы так или иначе разрабаты­вают проблемы воспитания, что, естественно, говорит об исключи­тельно важном общественном и научном значении этих проблем.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы фило­софских знаний в начале XVII в. Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен тру­дами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы тео­рии и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

 

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал тео­ретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспита­ния, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувст­вия и сострадательности к людям как основы их нравственного раз­вития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сооб­щества, получившего впоследствии название воспитательного кол­лектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консерва­тивный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физичес­кие наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их пове­дением и записывать их проступки в особый журнал – кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педаго­гическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являют­ся его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усиле­нии их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.

 

Классики отечественной педагогики: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, П.Ф. Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Классики отечественной педагогики: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, П.Ф. Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. активно разрабатывались идеи воспитания в российской педа­гогике.

К.Д. Ушинский считается основателем научной педагогики и на­родной школы в России. Он автор ряда капитальных трудов по вопро­сам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы (1857),»0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три эле­мента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педаго­гической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867-1871) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости осуществлять обучение детей на род­ном языке, а также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего време­ни. На многие из них будут делаться ссылки в последующих главах.

Н.И. Пирогов был не только знаменитым российским хирургом, но и руководил образованием в Одесском и Киевском учебных окру­гах. Много внимания он уделял повышению научного уровня обра­зования и считал, что наука не только развивает интеллект челове­ка, но и является могучим средством воспитания. Широкую извест­ность получила его статья «Вопросы жизни» (1856), в которой он резко критиковал существующую систему образования и выступал за то, чтобы воспитание было направлено не на подготовку чинов­ников, а на выработку у учащихся качеств «Настоящего человека», гражданина.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, ко­торый в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творчес­кой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

П.Ф. Лесгафт известен своими трудами в области физического воспитания. А.С. Макаренко является основоположником теории коллективного воспитания. В.А.Сухомлинский активно разрабатывал идеи «эстетического воспита­ния», разрабатывал профессиональные требования к личности педагога и т.д.

То, что педагогика в прошлом выдвинула такое большое число выдающихся педагогов, не является случайным. Развитие науки и социально-экономический прогресс требовали повышения грамот­ности всей массы производителей. Вот почему с переходом произ­водства на техническую основу расширяется сеть народных школ, дающих необходимую образовательно-воспитательную подготовку детям трудящихся с тем, чтобы они могли справляться с работой у машин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.