Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика современного общества




Список литературы

Некоторых химических веществ в почве

Санитарные нормы допустимых концентраций для

Снабжения в различных странах

Данные по качеству вод, используемых для питьевого

Вещества-загрязнители Норма
РФ Рекомендации ВОЗ ФРГ Польша Чехия и Словакия Рекомендации ВОЗ
А1 А2 А1 А2 А1 А2 А3
Хлориды, мг/л £350 £200 £250 £350 £250 £50 £200      
Сульфаты, мг/л £500 £150 £250 £400 £150 £80 £150      
Азот аммонийный, мг/л - £1 Следы £1 £1 £0.5 £1 - - -
Азот нитратный, мг/л 10.0 £13 £10 £10 £1.5 £5.0 £1.5      
Сухой осадок растворенных веществ, мг/л   £1000   £500   -   -   £500   £300   £500   -   -   -
Взвешенные вещества, мг/л - £20 - - £20 £20 £20   - -
Растворенный кислород, мг/л £4 £6 £8 £7   ³7        
Насыщенный кислород, % - ³75 ³80 ³75 - ³75   - - -
БПК 5, мг O2 £3.0 £5 £2 £4 £4 £2        
рH 6.5-8.5 6.5-8.5 6.5-7.5 6.0-8.0 6.5-8.5 6.5-8.5 6.5-8.5 6.5-8.5 5.5-9.0 5.5-9.0
Перманганатная окисляемость, мг O2   -   £10   £3   £5   £10   £5   £10   -   -   -
Фенолы, мг/л - £0.002 £0.001 £0.005 £0.005 - £0.002 0.001 0.005 0.1
Цианиды, мг/л 0.01 £0.01 - - £0.01 - £0.01 0.005 0.005 0.005
Мышьяк, мг/л 0.05 0.05 - £0.001 0.05 - - 0.01 0.05 0.01
Ртуть, мг/л 0.05 0.005 - £0.005 0.001 - - - - -
Хром, мг/л 0.1 0.05 0.01 £0.03 0.05 - - - - -

 

Приложение 10

Вещество ПДК, мг/кг, почвы с учетом фона (кларка) Лимитирующий показатель
Подвижные формы
Кобальт 5.0 Общесанитарный
Фтор 2.8 Транслокационный
Хром 6.0 Общесанитарный
Водорастворимая форма
Фтор 10.0 Транслокационный
Валовое содержание
Бенз(а)пирен 0.02 Общесанитарный
Ксилолы (орто-, мета-, пара-) 0.3 Транслокационный
Мышьяк 2.0 Транслокационный
Отходы флотации угля 3000.0 Водный и общесанитарный
Ртуть 2.1 Транслокационный
Свинец 32.0 Общесанитарный
Свинец+Ртуть 20.0+1.0 Транслокационный
Сернистые соединения (S):    
Элементарная сера 160.0 Общесанитарный
Сероводород 0.4 Воздушный
Серная кислота 160.0 Общесанитарный
Стирол 0.1 Воздушный
Формальдегид 7.0 Воздушный
Хлорид калия 560.0 Водный
Хром 0.05 Общесанитарный
Ацетальдегид 10.0 Миграционно-воздушный
Изопропилен+альфаметилстирол 0.5 Миграционно-воздушный
Суперфосфат (P2O5)   Переход в растения

 

1. Агаджанян Н.А., Гичев Ю.П., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М. – Новосибирск, 1997.

2. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа-Человек-Техника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 343с.

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. Эконом. академии, 1994. 312с.

4. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 639с.

5. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник – М.: Юрид. лит. 1994.

6. Алексеенко В.А., Алексеенко Л.П. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 212с.

7. Алпатьев А.М. Развитие, преобразование и охрана природной среды. – Л.: Наука, 1983. 240с.

8. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 322с.

9. Байдаков Л.А., Блинов Л.Н., Курников Б.Д., Чувиляев Р.Г. Курс лекций по общей и экологической химии – СПб.: СПбГУ, 1993, 246с.

10. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988. 391с.

11. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 1999. 448с.

12. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М.: МГФ «Знание», 1998. 496с.

13. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. М.: МГФ «Знание», 1999. 368с.

14. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая диагностика. М.: Машиностроение, 2000. 496с.

15. Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений. – М.: Мир, 1980. 606с.

16. Блинов Л.Н. Химико-экологический словарь-справочник. – СПб.: «Лань», 2002. 272с.

17. Блинов Л.Н. Химические основы экологии и экологических проблем. – СПб.: СПбГТУ, 2001, 101с.

18. Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашева. М.: Дрофа. 2004. 96с.

19. Блинов Л.Н., Вахрушева Г.В., Федоров М.П. Нет вредным привычкам. Вопросы и ответы. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 48с.

20. Блинов Л.Н., Вахрушева Г.В., Чемаков Н.А. Нет наркотикам. Вопросы и ответы: факты, аргументы, мифы и реальность. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 76с.

21. Блинов Л.Н., Колесник И.Г., Медрес Е.П.. Основы экологического права. Нормативно-правовая база. СПб., 2002. 120с.

22. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1994.

23. Богдановский Г.А. Химическая экология. М., 1994. 237с.

24. Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Правовая основа экологической деятельности в городе. – М., 1995.

25. Большаков В.Н., Островская А.В., Тягунов Г.В. и др. Экология. М.: Интернет – инфиниринг, 2002. 330с.

26. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. М.: Наука, 1976. 111с.

27. Буке И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). М.: МНЕПУ, 1997. 96с.

28. Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник. СПб.: «Ut», 1996. 240с.

29. Валова В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Кº», 2001. 212с.

30. Велев П. Города будущего. М.: Стройиздат, 1985. 160с.

31. Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967. 374с.

32. Владимиров А.М. Охрана окружающей среды. Л., 1991. 423с.

33. Владимиров В.В. Расселение и экология. М.: Стройиздат, 1996. 392с.

34. Гиренок Ф.И. Экология цивилизация, ноосфера. М., 1987.

35. Глухов В.В. Региональная экологическая ситуация. – СПб., 2000. 51с.

36. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивой жизни. М., 1995. 470с.

37. Губина М.В. Основы градостроительного менеджмента и мониторинга: Учебное пособие. – К.: ВИРА-Р, 2002. 248с.

38. Давыдова А.С., Тачасов В.И. Тяжелые металлы как супертоксиканты XXI века: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002. 140с.

39. Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия. – М.: ВИНИТИ, 1994. 133с.

40. Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. СПб.: МАНЭБ, 2003. 213с.

41. Денисов С.Г., Дубровин Л.Д., Зубарев А.Ф., Щебланов В.Ю. Внимание! Электромагнитная опасность и защита человека. 3 изд. М.: Изд-во МГУ, 2003. 112с.

42. Джуди А. Браус, Дэвид Вуд. Инвайроментальное образование в школах. СПб.: ИЦ СПбГМТУ, 1994. 500с.

43. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика – Пресс, 1994. 208с.

44. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику. СПб.: «Проспект», 1998. 256с.

45. Енгелфрид Ю., Малхолл Д., Плетнева Т.В. Как защитить себя от опасных веществ в быту / Под ред. М. Браунгарта и Л.А. Алексеевой. М.: Изд-во МГУ, 1994. 96с.

46. Исидоров В.А. Экологическая химия: Учебное пособие для вузов. СПб.: Химиздат, 2001. 304с.

47. Карагодина И.О. Борьба с шумом и вибрацией в городах. М.: Медицина, 1979. 160с.

48. Ковальчук А.В., Смирнов Н.М., Харченко А.П., Чайкин А.П. Безопасность и экология автомобиля: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 70с.

49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: Учебное пособие. М.: «Агар», 2000. 176с.

50. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология – экономика – политика. СПб.: Центр – РАН, 1996. 827с.

51. Контюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Деменко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. М.: Новосибирск, 1996. 75с.

52. Концепция экологического образования в техническом университете / Под ред. М.П. Федорова. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1998. 46с.

53. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Экология «в законе» (теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах). Тольятти: ИЭВБ РАН, 2002. 248с.

54. Кротов Ю.А., Карелин А.О., Лойт А.О. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде (по редакций Ю.А. Кротова): Справочник. – СПб.: Мир и семья, 2000. 360с.

55. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. РАЕН, Дубна, 2001. 282с.

56. Лапин В.Л. Мартинсен А.Г., Попов В.М. Основы экологических знаний инженера: Учебное пособие. М.: Экология. 1996. 176с.

57. Лапин В.Л., Мартинсен А.Г., Попов В.М. Основы экологических знаний инженера. М.: Экология, 1996. 176с.

58. Левин А.С. Глобальные проблемы современного мира: Курс лекций. Силламяэ, 1997. 121с.

59. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. Учебное пособие. М.: Высш. шк. 1989. 256с.

60. Лозановская И.Н. и др. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М.: Высш. шк., 1998. 287с.

61. Лосев К.С., Горшков В.Г. Кондратьев К.Я., Котляков В.М. Залиханов М.Ч., Данилов-Данильян В.И., Гаврилов И.Т., Голубев Г.Н., Ревякин В.С., Гаркович В.Ф. Проблемы экологии России. М.: Федеральный экологический фонд, 1993. 348с.

62. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. М.: Высшая школа, 1999. 447с.

63. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. М.: Химия, 1996. 319с.

64. Маргалеф Р. Облик биосферы. М.: Наука, 1992. 214с.

65. Маслов Н.В. Градостроительная экология / Под ред. М.С. Шумилова. М.: Высш. шк., 2003. 284с.

66. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического менеджмента. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 464с.

67. Мельников Е.К., Мусийчук Ю.И. Потифоров А.И., Рудник В.А., Рымарев В.И. Геопатогенные зоны – миф или реальность? СПб., 1993. 48с.

68. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде, тт. 1-3. М.: Галактика, 1993-1996.

69. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? – М.: Экопресс – «3М», 1996. 78с.

70. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. – М., 1997. 210с.

71. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001. 200с.

72. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика: (человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол. гвардия, 1988. 254с.

73. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т., М.: Мир. 1993.

74. Нельсон А. – Смит. Нефть и экология моря. М.: Изд-во «Прогресс». 1977. 302с.

75. Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. 74с.

76. Новиков В.Н. Экология, урбанизация, жизнь. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 328с.

77. Одум Ю. Экология: в 2-х т. М.: Мир, 1986.

78. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов Н/Д: «Феникс», 2002. 512с.

79. Пригожин И., Стейнгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994.

80. Проблемы качества городской среды. Сб. научных трудов. М.: Наука, 1989. 192с.

81. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России /Под ред. В.Ф.Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995. 528с.

82. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: в 4-х кн./пер. с англ. – М.:Мир, 1994.

83. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.:Изд-во журнала «Россия молодая», 1994, 367с.

84. Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П., Саксонов С.В. Календарь эколога. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 174с.

85. Розенберг Г.С., Рянский Ф.Н., Шустов М.В. Краткий курс современной экологии: Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2002. 228с.

86. Сапрыкин Ф.Я. Экологическое состояние Санкт-Петербурга – города-музея европейской архитектуры. Преобразование города в зону туризма и отдыха. СПб.: Недра, 1999. 84с.

87. Симонова Т.П. Основы радиоэкологии: Учебное пособие. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 155с.

88. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. М.: Высш. шк., 1991. 288с.

89. Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. СПб.: «Экополис и культура», 2000. 352с.

90. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствие с международными стандартами ISO семейства 9000): - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. 336с.

91. Тил Бастиан. Кризис окружающей среды. СПб.: Изд-во «ПРОПО», 1995. 60с.

92. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1996.

93. Устойчивое развитие и Местная повестка дня на XXI век. Избранные документы и материалы / С.Г. Инге-Вегтомов, Т.М. Флоринская, В.В. Худолей, Г.Л. Егорова. СПб., 2000. 252с.

94. Федоров А.Г. Медико-этологические проблемы в изучении урбанизации. СПб., 1993. 111с.

95. Федоров М.П., Романов М.Ф. Математические основы экологии / Под ред. В.И. Зубова. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 156с.

96. Франсуа Рамад. Основы прикладной экологии. Л., 1981. 543с.

97. Хёсле В. Философия и экология. – М.: Наука, 1993. 205с.

98. Химическая безопасность перевозки опасных грузов: Учебное пособие / А.В. Тарасов, С.Г. Герке, Л.Г. Лукина, Л.В. Машков. СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2000. 301с.

99. Химия окружающей среды. Пер. с англ. / Под ред. А.П. Цыганкова. М.: Химия, 1982. 672с.

100. Худолей В.В. Канцерогены: характеристика, закономерности, механизмы действия. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999. 419с.

101. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб, 1996. 186с.

102. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Экономика и экология: развитие, катастрофы. – М.:Наука, 1996. 271с.

103. Чмыр А.Ф., Шлапак, Бектобеков Г.В. Защита природной среды. Киев, 1994. 239 с.

104. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. – Киев: Наукова думка, 1989.

105. Экоинформатика: Теория, практика, методы и системы / Под ред. академика РАН В.Е. Соколова. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. 520с.

106. Экологические аспекты гидроэнергетики / Ю.С. Васильев, Н.И. Хрисанов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 342с.

107. Экологические проблемы и пути их решения в ХХI веке: образование, наука, техника: Тр. междунар. научно-техн. конф. Отв. за выпуск Л.Н. Блинов. СПб.: СПбГТУ, 2000. 159с.

108. Экология / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др.; Под ред. Л.И. Цветковой. – М.: Изд-во АСВ, СПб.: Химиздат, 2001. 552с.

109. Экология для гидротехников: Учебн. Пособие/ М.П. Федоров, М.Б. Шилин, Н.Н. Ролле; Санкт-Петербург, ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, гос. техн. ун-т. СПб., 1992. 90с.

110. Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна. – М.:Изд-во МНЭПУ, 1997. 744с.

111. Юмашева Л.В., Перфилова И.Л., Блинов Л.Н. Основы экологии. Учебное пособие. – СПб.: СПбГТУ, 2001. 78с.

112. Ягодин Г.А., Раков Э.Г., Третьякова Л.Г. Химия и химическая технология в решении глобальных проблем. – М.:1988. 175с.

113. Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г. Химическая технология и охрана окружающей среды. – М.:1984. 64с.

114. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. М.: Транспорт, 1979, 198с.

115. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М., 1991.

116. Environmental Science / Editor Lars Ryden. Baltic University Press, Uppsala, 2003. 825p.

 

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

-дефицит кислорода и питьевой воды;

-деградация озонового слоя;

-создание условий «парникового эффекта»;

-загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

-интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

-сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

-демографический взрыв популяции человечества;

-снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

-растения;

-животные;

-деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

- основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

- пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

- технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

- принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

- круговорот химических веществ в природе;

- этапы развития жизни на Земле;

- законы и категории экологии;

- концепцию устойчивого развития общества.

 

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

-добиологический;

-возникновение биосферы;

-формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала,,,,, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.