Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К первому и второму изданиям




В современном мире экологические проблемы по сво­ей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу про­исходит как путем преобразования сложившихся в тече­ние тысячелетий естественных систем, так и в результа­те загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резко­му ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет со­бой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.

«Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очист­ных сооружений, региональное планирование землеполь­зования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытку смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов — нежелание вести игру с соблюдением старых и испытанных правил,— и стрем­ление хоть немного отсрочить возмездие». Эта цитата из учебника «Основы общей экологии» американца Р. Риклефса точно показывает значение экологии как науки для решения острейших проблем рационального природопользования. Однако, увлекшись решением кон­кретных вопросов охраны окружающей среды, мы забы-

ваем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с по­следствиями, а не с причиной, породившей конфликт че­ловека и природы. «Спасти человека — это, прежде все­го, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие пра­вомерность высказанного тезиса»,— пишет в «Основах прикладной экологии» Ф. Рамад. Вывод из сказанного прост: начинать надо со знакомства с законами, по ко­торым живет и развивается природа.

Отдельным проблемам экологии посвящено множе­ство научных и научно-популярных книг и статей. Учеб­ных пособий и обзорных работ на русском языке пока очень мало. Отечественные руководства: Б. Г. Иогансен «Основы экологии» (Томск, 1959), Н. Л. Наумов «Эколо­гия животных» (М., 1963)—давно стали библиографи­ческой редкостью. В какой-то мере в качестве учебного пособия можно использовать «Основы экологии» фран­цузского ученого Р. Даже (М., 1975). Развернутый об­зор основных экологических проблем содержится в фун­даментальном труде известного американского эколога Ю. Одума «Основы экологии» (М., 1975). Однако боль­шой объем книги затрудняет применение ее как учебно­го пособия. Не более доступен, особенно студентам, и 2-томник «Экология» того же автора (М., 1986). Среди других переводных изданий, в названии которых фигу­рирует слово «экология», немало превосходных учебных пособий, но рассчитаны они главным образом на углуб­ление знаний в этой области и подробно раскрывают лишь отдельные разделы современной экологии.

Настоящее издание учебного пособия — второе. Пер­вое издание появилось на свет в 1992 году и очень бы­стро стало библиографической редкостью. Ограничен­ный тираж первого издания и высокий читательский спрос определили необходимость переиздания книги.

К тому времени, когда готовилось второе издание книги, в Высшей школе только начала складываться си­стема экологического образования. Именно поэтому важ­но учесть опыт формирования системы экологического

образования в средней школе, где уже в течение дли­тельного времени ведется поиск методов и форм пре­подавания экологии. Наиболее обоснованная структура содержания общеобразовательной области «Экология» предложена авторским коллективом под руководством И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. В их системе эко­логия подразделяется на фундаментальную и приклад­ную. Последняя включает агроэкологию, экологию города и промышленную экологию. В свою очередь, фундамен­тальная экология подразделяется на глобальную эко­логию, экологию биологических систем, экологию че­ловека, социальную экологию и геоэкологию. Анализ каж­дого из пяти разделов фундаментальной экологии показывает, что все они, за исключением экологии био­логических систем, под разными углами зрения рассмат­ривают взаимодействие общества и природы в процес­се производства материальных благ, т. е. в практичес­ком плане развивают темы, заключенные в классической, геккелевской экологии. В рассматриваемой структуре экологического образования, как и в большинстве дру­гих, преобладает тенденция к расчленению экологии на ряд дисциплин: при этом только за экологией биологи­ческих систем сохраняются задачи и функции класси­ческой экологии. Во всех вариантах программы общим является попытка вычленить из классической экологии практические аспекты, которые можно обозначить как «природопользование». И вот результат: классическая экология дается школьникам наряду или даже в мень­шем объеме по сравнению с различными практически­ми аспектами, хотя очевидно, что только классическая экология способна сформировать у школьников эколо­гическое мировоззрение, особый экологический взгляд на все то, что происходит вокруг них. Очевидно, что в настоящее время в школьном экологическом образова­нии центр внимания смещен с причины на следствие. В итоге вместо анализа сложных связей, существующих в природе и обществе, человечество все силы тратит на ликвидацию вредных последствий нерационального при­родопользования. В определенном смысле, человечес-

кое общество напоминает собаку, пытающуюся поймать свой собственный хвост.

И здесь уместно привести цитату из Р. Риклефса: «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия...». Эти условия основаны на природных зако­нах, которым подчинены все процессы и явления в при­роде и с которыми человеческому обществу рано или поздно придется считаться тоже. В свое время разви­тию экологического мышления в России способствова­ла небольшая популярная книга американского журна­листа Б. Коммонора «Замыкающийся круг». В ней автор формулирует 4 закона, среди которых наиболее важным для будущего человечества представляется закон с ко­ротким названием: «Природа знает лучше». В настоящее время, очевидно, что этот закон был просмотрен не толь­ко в СССР, но и во всем мире. Что же он означает? Если мы бросим ретроспективный взгляд, то легко уви­деть, что подобно тому, как онтогенез есть краткое по­вторение филогенеза (биогенетический закон), так и эво­люция Органического Мира вкратце повторяется в ходе сукцессии. В эволюции экосистем увеличивается их ви­довое разнообразие, замыкаются биогеохимические цик­лы, растет способность видов обеспечивать равномер­ное распределение ресурсов внутри системы и препят­ствовать их выходу из нее. Так же как в эволюции видов общее прогрессивное развитие сопровождается услож­нением отдельных форм, так и в эволюции экосистемы возникают такие экосистемы, которые регулируются К-отбором и осуществляют более совершенное перерасп­ределение ресурсов.

В этом суть закона. Он означает, что есть вощи, ко­торые необходимо знать, занимаясь практическим при­родопользованием, и которые следует класть в основу экологического образования. Следуя вышеизложенным взглядам, предлагаемый вниманию читателей «Краткий курс...» дополняет имеющуюся на русском языке эколо- гическую литературу. Книга задумана как учебное пособие. В ней обобщен многолетний опыт чтения автором

лекций по общей экологии на спецфакультете «Эколо­гия и рациональное использование природных ресурсов» и на биолого-почвенном факультете ЛГУ. Любому пре­подавателю, читающему лекции по той или иной дис­циплине, известно, что лучшим показателем качества излагаемого материала служит внимание аудитории. «Просеивая» факты и концепции через это сито, мы попытались отбросить все лишнее, второстепенное и оставили материал, необходимый и достаточный для получения представления о законах существования и раз­вития природы. Кроме того, опыт показывает, что прин­ципы и концепции значительно лучше усваиваются, если они подкреплены яркими и образными примерами. На­сколько это было возможно в силу профессиональных склонностей автора, мы старались использовать приме­ры из животного и растительного мира в равных объ­емах. Особое внимание уделено исследованиям, прово­дящимся на спецфакультете «Экология и рациональное использование природных ресурсов» СПбГУ.

«Краткий курс общей экологии» посвящен анализу за­кономерностей функционирования природных систем и предваряет знакомство студентов и слушателей с част­ными вопросами охраны природы и рационального при­родопользования. Именно поэтому основное внимание в нем уделено обобщению и систематизации сведений о действии экологических факторов на организмы, о ди­намике численности популяций, концепции экологичес­кой системы. Экосистема рассматривается как опреде­ленный уровень организации живой материи, как ее ос­новная функциональная единица. Акцент сделан также на механизмах, обеспечивающих устойчивость экосис­тем по отношению к стрессам различного характера. Подчеркнуто, что знание вектора развития естественных и нарушенных экосистем — непременное условие успеха любой природоохранной деятельности.

В книге рассмотрены 13 тем краткого курса общей экологии. Расположение материала по темам и их по­следовательность подчинены задаче создать у читателя представление о всеобщей связи явлений и процессов,

происходящих в природе, о законах ее функционирова­ния. Материалы, изложенные в учебнике, — основа для последующего знакомства с конкретными вопросами ра­ционального использования природных ресурсов, в том числе и для оценки скорости проявления и степени тя­жести неблагоприятных изменений природы. О том, на­сколько автору удалось задуманное, — судить читателю.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.