Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Закон спроса

Спросом называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее по­купателя, и отражает потребности людей. Поэтому под спросом с ле­дует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом, т.е. платежеспособную по­требность. Для экономиста действительным представителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает. В современных условиях в качестве такого эквивалента выступают деньги. Отсюда платежеспособный спрос не равен по­требностям. Последние могут быть больше.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребнос­ти, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении кото­рых участвуют все граждане без исключения (охрана общественно­го порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются обще­ственными товарами.

С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и катего­рия спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и высту­пающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарно­го обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платеже­способная потребность. В отличие от последней платежеспособный спрос — это потребность, не только обеспеченная денежным экви­валентом, но и обязательно "вынесенная на рынок". По Кейнсу, это эффективный спрос. Он очень конкретен (в отличие от плате­жеспособной потребности), так как ориентирован всегда на по­купку определенного товара или услуги.

Различают платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (спрос населе­ния). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, различных выплат и наследства, масштабов рынка, цены, полезности и качества то­варов, субъективных вкусов и предпочтений.

Различают также действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спро­са, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действитель­ного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей).

Неудовлет­воренный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Для правильного пони­мания рыночной ситуации, разработки эффективных мер по лик­видации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к бо­лее точной оценке всех форм такого спроса и по объему, и по структуре, и по отдельным товарам, и по регионам, и по социаль­но-экономическим группам населения (семей), различающимся уровнем материальной обеспеченности.

Платежеспособный спрос населения может быть больше или меньше потребления. Если отвлечься отличного имущества, которое в общем фонде потребления превышает 60%, то спрос может быть больше потребления на величину неудовлетворенного спроса. С уче­том же накопленного имущества потребление всегда больше спроса.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спро­са. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществля­ется при следующих важных условиях:

а). большинство товаров и услуг не бесплатны;

б). у любого товара есть заменители (субституты);

в). неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

На макроуровне говорят о совокупном спросе — общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем националь­ного производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различ­ных уровнях цен.

Настоятельность тех или иных потребностей формирует в итоге размер спроса. Но могут быть и другие причины, объясняющие раз­ный спрос у отдельных покупателей.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и дина­мику влияют многочисленные факторы экономического, социаль­ного и технологического характера. Спрос на товар, например, мо­жет увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожиданиях будущих цен и многие другие.

В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзо­генный спрос — спрос, изменение которого вызвано вмешатель­ством правительства или каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос — это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в обществе.

Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зави­сит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количе­ством, на которое предъявляется спрос, всегда существует опреде­ленное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь цены и количества покупаемого товара можно отразить на графике.

 
 

Предположим, что при цене 5 дол. за единицу товара, всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 дол. за единицу товара — 11 единиц, при цене 3 дол. соответствен­но 12 единиц, при

 

цене 2 дол. — 15 единиц и при цене 1 дол. за единицу товара будет нужно 20 единиц. Если цены за единицу това­ра отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, — по оси абцисс, то получим следующий график (рис. 3.1).


Такое соотношение рыночной цены товара и денежного выра­жения спроса на него называется графиком, или кривой спроса.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество това­ра готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. На графике кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных усло­виях цена на него уменьшается.

Этот закон впервые сформулировал французский математик О.Курно в работе "Исследование математических принципов тео­рии богатства". В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как пра­вило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не про­тиворечит рынку. Закон падающего спроса О.Курно формулируется так:

где— спрос;— функция;— цена.

Данный закон выражает следующую зависимость. Цены имеют тенденцию к снижению. При этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается. Но повышение количе­ства товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в мень­шей степени, чем снижение цены.

Отсюда кривая спроса — убывающая.

Закон падающего спроса под воздействием многочисленных фак­торов действует как тенденция.

Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности этого товара.

Каждый человек может измерить полезность блага в деньгах, но при этом надо иметь в виду, что и сами деньги, подобно другим товарам, для каждого покупателя обладают разной полезностью, а также предельная полезность денег тоже изменяется. Если же допу­стить, что полезность любой единицы денег будет одной и той же, например один рубль имеет полезность равную двум единицам, тогда таблица полезности, выраженной в денежных единицах, будет сле­дующей (табл. 3.1).

 

 

Т а б л и ца 3.1

Полезность, выраженная в денежных единицах

 

Количество блага, Общая полезность, Предельная полезность,
ед. Руб. руб.
  5 (10:2)  
  9 (18:2)  
  12 (24:2)  

Чтобы определить объем спроса потребителя на данный товар (при прочих равных условиях), допустим, что цена одного товара равна 5 руб. Покупатель будет сопоставлять полезность денег, кото­рую он теряет при покупке товара, с полезностью приобретаемого товара. Так, покупая одну единицу товара, покупатель теряет по­лезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. От этого обмена он не терпит убытка. Покупая вторую едини­цу товара, он теряет полезность денег, равную опять-таки 5 руб., но приобретает полезность товара, равную 4 руб. Он теряет полез­ность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго товара. Если же цена этого товара на рынке будет равна 4 руб., то покупатель купит две единицы товара и получит увеличе­ние полезности на 1 руб. (в результате разности полезности при покупке первого товара), третья же единица принесет убыток.

Предполагая последовательно цену единицы товара, равной 3, 2, 1 руб., мы получим результаты, приведенные в табл. 3.2.

Т а б л и ц а 3.2

Спрос на товар

 

Цена товара, руб. Объем спроса, ед.
   
   
   
   
   

 

Используя данные табл. 3.2, можно построить линию спроса по­требителя, которая совпадает с уже известным нам графиком — кривой спроса и с линией предельной полезности, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.

Таким образом, теория субъективной полезности выводит за­кон убывания спроса с ростом цены из аксиомы (закона) сниже­ния предельной полезности.

Спрос является функцией всех факторов:

где— доход;- вкусы;— ожидания;— цена на товары-субституты;— цена на комплементарные товары;— ко­личество покупателей;— прочие факторы. Отсюда функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Итак, спрос — величина переменная. При этом следует разли­чать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (рис. 5.1). Изменение же характера спроса выражается в "движении" кривой спроса, ее смещении впра­во или влево (рис. 5.2).

Кривая изменения спроса

(характеристика спроса)

Такая ситуация возможна, например, если доход населения уве­личится, каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положенияв поло­жение Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение. Из рис. 5.2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной ценеи что одному и тому же объему спроса при сдви­ге линии спроса соответствуют разные цены спроса

Изменение вкусов и предпочтений также оказывает влияние на положение кривой спроса. Если тяга к курению у населения возра­стает, то линия спроса на сигареты сдвигается вправо. Если увели­чится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево.

На положение кривой спроса оказывает влияние и изменение цены на взаимосвязанные товары. Существуют два типа взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "сме­щает" спрос на взаимосвязанный товар.

Рассмотрим два товара,и Еслииявляются товарами-заменителями, то при возрастании цены товараи неизменной цене товарапотребители будут склонны к увеличению спроса на товар В этом случае линия спроса для товарасдвинется вправо. Если же цена товараснизится, линия спроса товарасдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на . Примерами товара-заменителя могут служить масло и маргарин.

Для дополняющих товаров характерна обратная ситуация: умень­шение цены товараведет к увеличению спроса на товар. "Клас­сическим" примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И на­оборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

Изменения в ожиданиях будущих цен играют важную роль в оп­ределении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен на соль, то можно полагать при прочих равных условиях, что линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.

Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвинет кривую спроса вправо для всех товаров, поскольку приведет к увеличению количества покупателей на рын­ке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика рыночного механизма | Предложение. Закон предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.