КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность
Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос. Рассмотрим сначала коэффициент эластичности спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены. Процент измененияПроцент изменения где— коэффициент эластичности по цене;— количество товара, на которое предъявлен спрос;— рыночная цена товара. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен: неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на, на каждый 1% снижения его цены. Это означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса; увеличение приобретаемого товара больше, чем 1%, на каждый 1% снижения его цены означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса; приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза — означает единичную эластичность спроса (рис. 3.22). Рис. 3.22. Основные формы эластичности спроса Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 3.23).
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке: Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке ) до оо (в точке ) (рис. 3.24). Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу графика процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально, а в правом нижнем углу — Практически значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара При эластичном спросе по цене выручка возрастает, т.е. эластичность больше единицы; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возросшим количеством продаж, так что выручка остается неизменной или равна единице; при неэластичном спросе (которое меньше единицы, но не меньше нуля) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж товара, так что выручка падает. Так как объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров (например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе), для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого (рис. 3.25).
Исчисляется перекрестная эластичность отнесением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товараили услуги к процентному изменению ценыдругого товара или услуги: В экономической теории выделяют различные формы перекрестной эластичности (рис. 5.25). Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от эластичности спроса (рис. 3.26).Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу. где коэффициент эластичности спроса по доходу;доход. Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложенияк росту цен, т.е. по формуле: где коэффициент эластичности предложения; предложение; цена. Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением. Различают пять вариантов эластичности предложения (рис. 3.27). Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |