Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Теория товара и денег. Собственность в рыночной экономике

4.1. Понятия «благо», «товар», «услуга»

 

Ни один человек, ни одно общество не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей назыв. благами.

Блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат, вода); продукты пр-ва. К нематериальным благам относятся блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непр-ной сфере: здравоохранение, образование, культура, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ: внутренние – блага, данные человеку природой (голос, декламация, музыкальный слух, способности к науке) и внешние – это то, что дает внешний мир дя удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Кроме того существуют блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.

Блага бывают экономические и неэкономические. Экономическиеблага – это те, которые являются объектом или результатам экономической деятельности (сул, стол). Неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека (воздух, вода, земля).

Специфической формой блага является товар – экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

1. способностью удовлетворять потребности – потребительская стоимость;

2. способностью к обмену – меновая ст-ть.

Потребительская ст-ть имеет три формы проявления: кол-во; натуральная форма; кач-во. Последнее – это степень полезности данной потребительской ст-ти, ее соответствия, пригодности удовлетворять потребности в конкретных условиях потребления.

В рыночной экономике предметом купли-продажи выступает также услуга. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Свойства услуги:

1. потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы;

2. потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда;

3. услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент пр-ва.

Стоимость блага определяется его полезностью. Различают общую и предельную полезность блага.

Общая полезность – это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества благ, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.

Предельная полезность – это полезность последней части блага, имеющейся в рапсоряжении потребителя.

Стоимость – категория рыночного (товарного) хоз-ва представляет собой общественное отношение товаропр-дителей, которое возникает при обмене товаров, т.к. товаропр-ли вступают на рынке в эк-кие отношения друг с другом.

Процесс образования рыночной стоимости осуществляется по законам рынка. Экономический товар включает обновременно и благо (поскольку он нужен потребителю) и затраты (поскольку для его пр-ва необходимы ресурсы). Эти качества товара проявляются как его полезность (т.к. он удовлетворяет потребность), редкость (т.к. для его пр-ва нужны ограниченые ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении товара люди платиаят за него определенную сумму денег, которая называется ценой.

Что же такое деньги?

 

 

4.2. Деньги как форма товарных отношений. Эволюция денег

4.3. Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства

4.4. Собственность: понятие, виды и формы. Законы собственности и присвоения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма | Понятие экономики. Общая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.