Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №6:Сущность и элемента рынка




 

  1. Понятие, роль и функции рынка. Рыночный механизм, его достоинства и недостатки.
  2. Структура и инфраструктура рынка.
  3. Торговля и коммерция: сущность виды и структура.
  4. Биржа и банк: назначение, виды, и содержания деятельности.

 

  1. Понятие, роль и функции рынка. Рыночный механизм, его достоинства и недостатки.

 

Микро экономика – часть экономической теории, изучающей экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (важнейшая категория – цена).

Бартер - непосредственный обмен одного товара на другой, без посредства денег.

Товарное обращение - товарный обмен опосредованный деньгами. Оно связано с денежным обращением, и предполагает наличие развитой денежной системы.

Рынок - система организационных экономических отношений, осуществляемых через куплю/продажу, во всех звеньях воспроизводства.

Функции рынка

1) Регулирование общественного производства. Т.е решение проблемы:

· Что производить?

· Как производить?

· Для кого производить?

2) Установление связи производителей с потребителями

3) Учет затрат на производство продукции. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

4) Установление цены (спрос – предложение)

5) Дифференциация производителей

Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействии основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. Цена при этом служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение, конкуренцию.

Достоинства рыночного механизма:

1) Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.

2) Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли.

3) Независимость потребителей и производителей в принятии решений,

4) Способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

 

Недостатки:

1) Не гарантирует право на труд и доход

2) Не создает стимулы для производства товаров и услуг для коллективного использования.

3) Ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги

 

Выводы: рынок является наиболее эффективной формой организации экономики. Он не всегда способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство (провалы, фиаско) должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

 

  1. Структура и инфраструктура рынка.

 

 

Субъектами рынка являются:

Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводства капитала, самостоятельно принимает решения, являются собственником какого либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма - экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремиться к максимализации прибыли, самостоятельно принимает решения.

Государство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Объекты: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, субсидии и т.д.

Структура рынка. Классифицируется:

1) По объектам:

a) Потребительский рынок (товаров/услуг, продовольственный, промышленный)

b) Рынок факторов производства

c) Рынок информации

2) По экономическому назначению:

a) Рынок товаров/услуг

b) Рынок средств производства

c) Рынок труда

d) Рынок инвестиций

e) Рынок ценных бумаг

f) Финансовый рынок

3) По географическому положению:

a) Местный рынок

b) Региональный рынок

c) Национальный рынок

d) Мировой рынок

4) По отраслям:

a) Автомобильный рынок

b) Зерновой рынок и т.д.

5) По характеру продаж:

a) Оптовый рынок

b) Розничный рынок

6) По степени ограничения конкуренции:

a) Монополистический рынок

b) Олигополистический рынок

c) Свободный рынок

d) Смешанный рынок

 

Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Основные элементы классической рыночной инфраструктуры это: торговые сети, биржи, банки.

Принято различать:

1) Инфраструктура товарного рынка: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.

2) Инфраструктура финансового рынка: включает фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании, и фонды.

3) Инфраструктура рынка труда: включает биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, и т.д.

Реклама - распространение информации о товарах и услугах, с целью увеличения спроса на них.

Консалтинг – управленческое консультирование, осуществляемое специальными фирмами на коммерческой основе.

Аудит – ревизия в финансово-хозяйственной фирме, с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.

  1. Торговля и коммерция: сущность виды и структура.

 

Сфера обращения – область деятельности, связанная с движением экономического продукта, от производителя к потребителям.

Торговля – деятельность людей, для осуществления акта обмена и операций купли/продажи.

Виды торговли:

1) В зависимости от методов организации:

a) Продажа за наличный расчет

b) Продажа за безналичный расчет

c) Продажа в кредит

d) Продажа под залог имущества

e) Бартер

2) По признаку объема продаж

a) Розничная торговля

b) Оптовая торговля

 

Торговые услуги - деятельности связанные с реализацией, рекламой товара, изучения спроса и т.д.

Дополнительные услуги – связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, сортировка, хранение, упаковка)

Коммерция – торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной продажи товара.

Магазин – помещение для хранения и продажи товара.

Аукцион - продажа товаров на условиях состязательности между покупателями.

Ярмарка - периодический, но регулярно организуемый рынок, который работает в определенном месте в установленной время.

 

 

  1. Биржа и банк: назначение, виды, и содержания деятельности.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами, или рынок операций, по купле/продаже валюты, ценных бумаг, рабочей силы.

В зависимости от предмета торгов различают биржи:

1) Товарные биржи

2) Фондовые/валютные биржи

3) Биржи труда

 

Товарные биржи – организованный рынок материальных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т.д. Биржа не является местом непосредственной купли/продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты т на основе спроса/предложения формируются цены.

Фондовые биржи – рынок ценных бумаг, на которых заключаются сделки об их купле/продаже с установлением цены. На валютной бирже осуществляется торговля особо крупными партиями валюты.

Биржи труда – специализируются на организации купли/продаж рабочей силы.

Биржи бывают:

· Государственные

· Частные

Обычно это акционерные общества, доход которых образуется за счет процента от стоимости товаров, валюты, ценных бумаг, а также от продажи брокерских мест и учредительских взносов.

Типы сделок:

1) Форвардная – сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный на карте.

2) Фьючерсная сделка – с товарами, которых в момент заключения сделки нет в наличии

Опцион – получаемое за плату, право на приобретение товара или ценных бумаг по установленной (номинальной) цене.

Основные действующие лица на бирже:

Брокер – посредник между покупателями и продавцами, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы.

Маклер – участник биржевых торгов, фиксирующий заключение сделок между членами биржи, и получающий за это вознаграждение.

Дилер – физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет.

Банк – особый экономический институт (кредитно финансовая организация) в котором аккумулируются денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, осуществляют выпуск и эмиссию денег и ценных бумаг. Являются посредником во взаимных платежах, расчетах между государствами, предприятиями и отдельными лицами.

Виды банков:

1) Государственные банки

2) Акционерные банки

3) Коммерческие банки

4) Ипотечные банки

5) Сберегательные банки

6) Инвестиционные банки

7) Депозитные банки

Основные банковские операции делятся на активные и пассивные.

Пассивные операции – формирование ресурсов – заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов, за них банки платит проценты вкладчикам.

Активные операции – размещение ресурсов – предоставление кредитов. За них банк получает проценты.

Основная статья пассивов – вклады (депозиты). Они делятся на срочные (депозиты на заранее установленный срок) и вклады до востребования (бессрочные и текущие).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.