КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №6:Сущность и элемента рынка
Микро экономика – часть экономической теории, изучающей экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (важнейшая категория – цена). Бартер - непосредственный обмен одного товара на другой, без посредства денег. Товарное обращение - товарный обмен опосредованный деньгами. Оно связано с денежным обращением, и предполагает наличие развитой денежной системы. Рынок - система организационных экономических отношений, осуществляемых через куплю/продажу, во всех звеньях воспроизводства. Функции рынка 1) Регулирование общественного производства. Т.е решение проблемы: · Что производить? · Как производить? · Для кого производить? 2) Установление связи производителей с потребителями 3) Учет затрат на производство продукции. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки. 4) Установление цены (спрос – предложение) 5) Дифференциация производителей Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействии основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. Цена при этом служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение, конкуренцию. Достоинства рыночного механизма: 1) Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям. 2) Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли.
3) Независимость потребителей и производителей в принятии решений, 4) Способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки: 1) Не гарантирует право на труд и доход 2) Не создает стимулы для производства товаров и услуг для коллективного использования. 3) Ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги
Выводы: рынок является наиболее эффективной формой организации экономики. Он не всегда способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство (провалы, фиаско) должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
Субъектами рынка являются: Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводства капитала, самостоятельно принимает решения, являются собственником какого либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Фирма - экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремиться к максимализации прибыли, самостоятельно принимает решения. Государство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей. Объекты: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, субсидии и т.д. Структура рынка. Классифицируется: 1) По объектам: a) Потребительский рынок (товаров/услуг, продовольственный, промышленный) b) Рынок факторов производства c) Рынок информации 2) По экономическому назначению: a) Рынок товаров/услуг b) Рынок средств производства
c) Рынок труда d) Рынок инвестиций e) Рынок ценных бумаг f) Финансовый рынок 3) По географическому положению: a) Местный рынок b) Региональный рынок c) Национальный рынок d) Мировой рынок 4) По отраслям: a) Автомобильный рынок b) Зерновой рынок и т.д. 5) По характеру продаж: a) Оптовый рынок b) Розничный рынок 6) По степени ограничения конкуренции: a) Монополистический рынок b) Олигополистический рынок c) Свободный рынок d) Смешанный рынок
Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Основные элементы классической рыночной инфраструктуры это: торговые сети, биржи, банки. Принято различать: 1) Инфраструктура товарного рынка: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. 2) Инфраструктура финансового рынка: включает фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании, и фонды. 3) Инфраструктура рынка труда: включает биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, и т.д. Реклама - распространение информации о товарах и услугах, с целью увеличения спроса на них. Консалтинг – управленческое консультирование, осуществляемое специальными фирмами на коммерческой основе. Аудит – ревизия в финансово-хозяйственной фирме, с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.
Сфера обращения – область деятельности, связанная с движением экономического продукта, от производителя к потребителям. Торговля – деятельность людей, для осуществления акта обмена и операций купли/продажи. Виды торговли: 1) В зависимости от методов организации: a) Продажа за наличный расчет b) Продажа за безналичный расчет c) Продажа в кредит d) Продажа под залог имущества e) Бартер 2) По признаку объема продаж a) Розничная торговля b) Оптовая торговля
Торговые услуги - деятельности связанные с реализацией, рекламой товара, изучения спроса и т.д. Дополнительные услуги – связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, сортировка, хранение, упаковка) Коммерция – торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной продажи товара.
Магазин – помещение для хранения и продажи товара. Аукцион - продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Ярмарка - периодический, но регулярно организуемый рынок, который работает в определенном месте в установленной время.
Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами, или рынок операций, по купле/продаже валюты, ценных бумаг, рабочей силы. В зависимости от предмета торгов различают биржи: 1) Товарные биржи 2) Фондовые/валютные биржи 3) Биржи труда
Товарные биржи – организованный рынок материальных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т.д. Биржа не является местом непосредственной купли/продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты т на основе спроса/предложения формируются цены. Фондовые биржи – рынок ценных бумаг, на которых заключаются сделки об их купле/продаже с установлением цены. На валютной бирже осуществляется торговля особо крупными партиями валюты. Биржи труда – специализируются на организации купли/продаж рабочей силы. Биржи бывают: · Государственные · Частные Обычно это акционерные общества, доход которых образуется за счет процента от стоимости товаров, валюты, ценных бумаг, а также от продажи брокерских мест и учредительских взносов. Типы сделок: 1) Форвардная – сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный на карте. 2) Фьючерсная сделка – с товарами, которых в момент заключения сделки нет в наличии Опцион – получаемое за плату, право на приобретение товара или ценных бумаг по установленной (номинальной) цене. Основные действующие лица на бирже: Брокер – посредник между покупателями и продавцами, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы. Маклер – участник биржевых торгов, фиксирующий заключение сделок между членами биржи, и получающий за это вознаграждение.
Дилер – физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет. Банк – особый экономический институт (кредитно финансовая организация) в котором аккумулируются денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, осуществляют выпуск и эмиссию денег и ценных бумаг. Являются посредником во взаимных платежах, расчетах между государствами, предприятиями и отдельными лицами. Виды банков: 1) Государственные банки 2) Акционерные банки 3) Коммерческие банки 4) Ипотечные банки 5) Сберегательные банки 6) Инвестиционные банки 7) Депозитные банки Основные банковские операции делятся на активные и пассивные. Пассивные операции – формирование ресурсов – заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов, за них банки платит проценты вкладчикам. Активные операции – размещение ресурсов – предоставление кредитов. За них банк получает проценты. Основная статья пассивов – вклады (депозиты). Они делятся на срочные (депозиты на заранее установленный срок) и вклады до востребования (бессрочные и текущие).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |