Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 6 страница




1. Какие методы регулирования валюты может использовать государство?

 

План семинара 11.

 

1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.

2. Чистый экспорт и макроэкономическое равновесие.

3. Платежный баланс и его структура.

4. Мировая валютная система и ее элементы (структура).

 

Рекомендуемые темы докладов:

Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учеб. пос. –М. 2003. Стр. 365-380.

Бартенев С. А. История экономических учений. Учеб. для вузов. – М. 2004. Стр. 376-384.

Мовсеян А.Г. Либерализм и экономика. – М. 2003. Стр. 148-180.

Международные экономические отношения. //Под ред. Рыбалкина В.Е. – М. 2003. Стр. 18-22, 163-185, 208-260.

Сутырин С.Ф., Шеров В.Г. Внешэкономическая стратегия России: итоги последнего десятилетия. //Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып. 2. 2002. № 13. Стр. 8-15.

Ширай В.И. Мировая экономика и международные отношения. – М. 2003. Стр. 13-26; 516-526.

Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика. – М. 2003. Стр. 330-346.

 

 

Раздел 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

При работе с данным разделом Вам предстоит:

1. Изучить одну тему

2. Ответить на вопросы для самопроверки

3. Подготовиться к работе семинаров

4. Подготовить доклад на заинтересовавшую Вас тему (по личному желанию)

5. Ответить на вопросы рубежного теста №3

 

4.1. Предмет истории экономических учений.

Экономические учения Древнего мира и средневековья.

 

История экономических учений является самостоятельной экономической дисциплиной. Ее предметом является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития, борьбы и смены экономических концепций на определенных этапах развития человечества.

Различают кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивному взгляду более поздние экономические теории являются улучшением старых – то есть старые теории нужны в основном для лучшего понимания новых. Эволюционный взгляд исходит из того, что законы экономического поведения не остаются неизменными и новые теории не могут быть простым улучшением старых.

Экономическая мысль зарождается в глубокой древности. Первоначально экономические взгляды не выделялись в самостоятельную науку, это были в основном рекомендации, советы по хозяйству, ведения учета, организации труда и т.д.

Экономическая мысль древнего Востока включала в себя не только организацию собственного государственного натурального хозяйства, но и государственную регламентацию нарождающегося товарного хозяйства. Мыслители и произведения того времени описывали т отстаивали азиатский способ производства, сочетающий в себе феодализм и рабовладение.

Достижения древневосточной экономической мысли получили развитие в древнегреческий и древнеримский периоды. Источниками античной экономической мысли периода ее расцвета являются законы города – государства. Позднее появляются специальные, главным образом политические произведения, в которых важное место занимают и экономические вопросы («Домострой» и «О доходах» Ксенофонта; «Государство» и «Законы» Платона; «Политика» и «Афинская полития» Аристотеля; «Земледелие» Катона Старшего и др.).

Мыслители Древней Греции и Древнего Рима и их произведения в эпоху классического рабовладения защищали натуральное хозяйство, основанное на рабском труде, т.е. рабовладельческий способ производства.

Феодальная экономика носит «аграрный» характер, господствует натуральное хозяйство. Средневековые трактаты переполнены конкретными хозяйственными советами, практическими советами.

Аграрный характер феодальной экономики, господство натурального хозяйства, неразвитость ремесел и торговли раннего средневековья ставили перед феодалами лишь одну проблему – получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов роскоши. Денежный голод испытывала и королевская власть, периодически занимавшаяся порчей монеты. Попытки оправдания этой практики можно найти в работах средневековых юристов, стремившихся обосновать номиналистическую теорию денег.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминаются видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332-1406), а в Европе – лидер так азываемой поздней школы канонизма Фома Аквинский (1225-1274).

Предвестником экономических воззрений первых теоретических школ стали религиозные писания Ж. Кальвина (1509-1546). Доктрина Кальвина (вообще протестантизма) помогла становлению духа предприимчивости и бережливости в Голландии и Англии, а затем в США.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом Истории экономических учений?

2. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций Древнего мира и средневековья, посредством которых ими отстаивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расширение масштабов товарно-денежных отношений.

3. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля?

4. Раскройте сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

5. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на Востоке?

6. Изложите взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.).

7. Сравните трактовки основных экономических категорий в периоды раннего и позднего канонизма. Как они формируются в современной экономической литературе?

 

 

4.2. Первые теоретические концепции рыночной экономической

Теории: меркантилизм и физиократизм.

 

Меркантилизм - это экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма. Он возник в период заката феодализма. Огромную роль в разложении феодализма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений.

В развитии меркантилизма различают два этапа – ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика торгового баланса (активное сальдо). На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства.

Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Наиболее выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является Томас Ман (1571-1641).

Особенности французкого меркантилизма отражены во взглядах А. Монкретьена (1575-1621). Он впервые ввел термин «политическая экономия». В 1615 г. он опубликовал книгу под названием «Трактат политической экономии».

В своих исследованиях меркантилисты много времени уделяли сфере обращения и деньгам. Деньги ими рассматривались прежде всего в двух функциях – сокровищ и мировых денег. В них деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. Меркантилистами была разработана металлическая теория денег, в которой сущность денег объясняется их естественными свойствами.

Особенности развития Франции периода второй половины XVII в. наложили отпечаток на экономические взгляды родоначальника классической политической экономии П. Буагильбера (1647-1714). В отличие от меркантилистов он считал источником богатства не обмен, а производство. Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буагильбера. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1649-1774). Его основное произведение – «Экономическая таблица» (1758).

Физиократизм (власть природы) достиг своего пика к 60-70-м гг.XVIII в. По своей классовой природе он был выразителем интересов крупного капиталистического фермерства. Центральное место в экономическом учении физиократов принадлежит проблеме «чистого продукта». Они отвергали меркантилистское представление о богатстве как скоплении драгоценных металлов в стране.

Заслуга физиократов состоит в перенесении вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Однако они ошибочно считали только земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» и происходит увеличение богатства. Промышленность они определили как бесплодную сферу, не создающую «чистого продукта». Это различие обеих отраслей состоит в том, что в земледелии, в отличие от промышленности, работает природа, земля. Следовательно, сводили «чистый продукт» к физическому дару природы.

Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Этот процесс отражен в «Экономической таблице» Кенэ. Она содержит в себе учение о «чистом продукте», производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы предпосылки разложения феодализма и почему он с объективной необходимостью сменяется капитализмом?

2. Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм», какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?

3. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

4. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

5. Охарактеризуйте противоположную сущность и направленность принципов протекционизма и laissez faire.

6. Что означает «физиократия»?

7. Какие основные недостатки экономического учения физиократов?

 

План семинара 1.

 

1. Экономическая мысль Древнего востока и античного рабства.

2. Доктрины средневековой экономической мысли. Канонизм.

3. Теории раннего и позднего меркантилизма.

4. Физиократические воззрения Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Агапова И.И. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2000. Стр. 5-28.

Аристотель. Никомахова этика. Политика. //соч. т. 4. – М. Мысль. 1984.

Бартенев С. А. История экономических учений. Учебник для вузов. –М. 2002. Стр. 15-62.

Ядгаров Я. С. История экономических учений. Учебник. РЭА Плеханова. –М.- ИНФРА-М 2004. Стр. 6-31.

Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. – СПб. 2001. Стр. 61-92, 268-320, 440-494.

 

 

4.3. Зарождение и становление

классической политической

экономии.

 

С конца XVII- начала XVIII в. идея так называемого экономического либерализма стала девизом рыночной экономической политики. Именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут классической политической экономией.

Зарождение классической политической экономии относится к первому этапу ее эволюционного развития под влиянием а Англии У. Петти и во Франции П. Буагильбера. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). С появлением физиократизма, меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике. Физиократы (особенно Ф. Кенэ и А. Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обозначив новое толкование многих экоомических категорий, хотя их внимание было сосредоточено на проблемах сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики.

Второй этап развития «классической школы» связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита (1723-1790). Его знаменитая и успешная книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) стала наиболее значительным достижением экономической науки всей последней трети XVIII в. и завершением периода становления политической экономии как особой отрасли знания.

Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. «Невидимая рука» независимо от воли и намерений индивида - «экономического человека» - направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного.

В основе всей системы экономических взглядов А. Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Он считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования.

В теории стоимости двойственность метода А. Смита и противоречивость его теоретических взглядов выступают особенно очевидно. С одной стороны, он значительно глубже и полнее, чем У. Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые его взгляды находятся в прямом противоречии с положением об определении стоимости рабочим временем. А. Смит дает несколько определений стоимости.

Исходя из теории трудовой стоимости, общим источником всех доходов (заработной платы, прибыли и ренты) он считал труд. Своей книгой Смит показал, что подлинным источником богатства страны является процесс производства материальных благ. Требуя ликвидации феодальных пережитков, мешающих развитию капитализма, он отстаивал интересы промышленной буржуазии.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии?

2. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы».

3. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У. Петти и П. Буагильбера.

4. Раскройте особенности предмета изучения А. Смита.

5. Покажите противоречивость трактовок А. Смита по поводу категории «стоимость».

6. В чем сущность концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»?

7. Охарактеризуйте теоретические позиции А.Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале.

 

 

4.4. Апогей развития классической политической экономии

и ее завершения.

 

С конца XVIII и до середины XIX в. в экономике многих стран мира произошли изменения, связанные со становлением индустриального производства, необходимой предпосылкой для которого был промышленный переворот. Промышленная буржуазия выдвинулась на передний план, оттеснив на второе место торговую и банковскую буржуазию.

Давид Рикардо (1772-1823) – один из ярких представителей классической школы Англии, последователь и одновременно активный оппонент отдельных теоретических положений наследия А. Смита.

Главная задача, которую он поставил перед собой – найти закон распределения богатства между классами (землевладельцами, капиталистами и рабочими) и выявить как способ распределения распределения на ренту, прибыль и заработную плату влияет на рост производства.

Жан Батист Сэй (1767-1832) – автор «Трактата политической экномии», в котором популяризуются идеи А. Смита. Положение Ж.Б. Сэя о реализации общественного продукта получило название «закона рынков», или просто «закона Сэя»: производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг в условиях «естественного порядка» обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – известный прежде всего не безуспешной попыткой впервые создать теорию народонаселения: население растет в геометрической прогрессии а производство предметов потребления – в арифметической прогрессии, значит рост населения надо сдерживать.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) - один из завершителей классической политической экономии. Он противопоставляет законы производства и законы распределения. Именно законы распределения, на которые влияют «законы и обычаи данного общества», предопределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между «тремя основными классами общества.

Причину прибыли Милль объясняет так же, как Смит и Рикардо. Она должна быть достаточной для трех видов выплат - процент на капитал, страховая премия плата за риск) и заработная плата за управление капиталом. Ссудный процент – это награда за воздержание, т.е. за то, что он не потратил капитал на собственные нужды и сохранил его для производства. Доктрина социальных реформ Дж.С. Милля своим возникновением «обязана» его допущению мысли о том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения. В этом непонимание того. Что производство и распределение не составляют обособленных сфер, они взаимосвязаны.

Карл Маркс (1818-1883) как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи зачастую выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

Методологически К. Маркс исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма (С. Симон, Ш. Фурье, Р. Оуен).

Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает егог концепция базиса и надстройки. В основе его экономической теории лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости, разработанные Д. Рикардом. Анализ прибавочной стоимости является центральным в его теории. Рабочая сила по Марксу, покупаемая на рынке труда за заработную плату не только окупает себя, но и служит источником прибавочной стоимости, которую капиталист присваивает безвозмездно.

Основное экономическое произведение Маркса и Энгельса – «Капитал». Над ним К. Маркс работал всю жизнь. В нем дается анализ капиталистического способа производства и соответствующих ему отношений производства и обмена. Положение Маркса об эксплуатации рабочих тесно связано с его трактовкой теории стоимости. Различие между стоимостью рабочей силы (что служит для восстановления) и потребительной стоимостью заключается в способности рабочей силы производить большую стоимость нежели стоимость набора продуктов необходимых ее владельцу (рабочему).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как формулирует Д. Рикардо главную задачу политической экономии?

2. Приведите суждения Д. Рикардо по поводу категорий «стоимость» и «капитал», доходов основных классов общества и денег.

3. В чем суть и основные положения «закона Сэя»?

4. Раскройте общие положения в теории трех факторов Ж.Б. Сэя и теории издержек производства Т. Мальтуса.

5. В чем особенности предмета и метода изучения Дж.С. Милля?

6. Каким образом Дж.С. Милль противопоставляет «законы производства» и «законы распределения»?

7. В чем особенности воззрений К. Маркса в теории классов7

8. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К. Марксу.

 

План семинара 2.

 

1. Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо.

2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя и Т. Мальтуса.

3. Экономические взгляды Дж. С. Милля как одного из завершителей классической политической экономии.

4. Характеристика основ марксистской теории. Теория прибавочной стоимости.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Агапова И.И. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2000. Стр. 28-45, 53-71, 71-84.

Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002. Стр. 65-81, 86-93, 125-134.

Маркс К. Капитал. – М. «Политиздат». 1997.

Петти У. Избранные работы: Трактат о налогах и сборах. – М. 1997.

Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. Соч. в 3 т. – М. 1995.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. //Антология экономической классики. – М. 1997.

Сорвина Г.Н. История экономических учений ХХ столетия. – М. «РАГС». 2003. Стр. 5-38.

Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. – СПб. «Экономическая школа». 2001. Стр. 608-904.

 

 

4.5. Экономические взгляды и реформаторские концепции

противников классической политической экономии.

 

Независимо от создания и развития классической парадигмы экономической науки существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. И только в середине XIX в. К. Маркс попытался синтезировать оба эти направления в единое целое.

Социалистические доктрины - неотъемлемый элемент мечтаний человечества о счастливой и справедливой жизни. Одна из самых первых рационально обоснованных социалистических идей была высказана в философии Платона. С тех пор их возникало и исчезало огромное множество.

Наиболее важные из них начинались с учения западноевропейских социалистов утопистов начала XIX в., таких как Ш. Фурье, К. Сен-Симон и Р. Оуен, которые в своих трудах выступали с критикой экономики свободной конкуренции и предлагали проекты экономического реформирования общества и пути перехода к более справедливому обществу - социализму.

Жан Сисмонди (1773-1842) является завершителем классической школы во Франции и в то же время зачинателем нового направления, известного под названием экономического романтизма, как идеологии мелкой буржуазии. Сисмонди пытался сформулировать новые принципы политической экономии, отличные от тех, на которых базировались Смит и Рикардо, что и было подчеркнуто в названии его основной работы «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению» (1819 г.)

Все экономическое учение о производстве, потреблении, капитале, доходе, противоречиях капитализма и т.д. отражено в его теории реализации и кризисов. Он утверждал, что капитализм не может развиваться, потому что ему внутренне присущи кризисы производства. Сисмонди обращался к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие. Идеал Сисмонди – это мелкое производство.

Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865), так же, как и Сисмонди, принадлежит к идеологам мелкой буржуазии. Однако оба выражали интересы мелкой буржуазии на разных стадиях развития капитализма. Это определило их различное отношение к капитализму и различие их конкретных практических предложений.

Если взгляды Сисмонди формировались на стадии становления капиталистических отношений, то Прудон выражал интересы мелкой буржуазии в период сложившегося капитализма. К этому времени сложилась классовая структура общества и мелкая буржуазия заняла свое промежуточное положение. История уже доказала невозможность возврата от капитализма к натуральным формам хозяйства, разбив проекты Сисмонди. Прудон же, защищая мелкую буржуазию, не отрицал капитализм, как это делал Сисмонди, а хотел его лишь подправить, улучшить. Прудон и его единомышленники придумывали планы спасения мелкой буржуазии от разорения, пролетаризации, не затрагивая при этом основ капитализма. Поэтому вся система Прудона была проникнута реформизмом. В марксистской литературе Прудон считается первым оппортунистом.

Историческая школа сформировалась в Германии (стране менее развитой экономически по сравнению с Англией). Представителей исторической школы объединяют:

1. негативное отношение к положениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо);

2. отдается предпочтение изучению национального хозяйства с учетом исторического развития.

Подходы и концепции, выдвинутые в свое время «историками» эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в т.ч. институционалистов.

Основоположником исторической школы является Фридрих Лист (1789-1846) – немецкий экономист. Основные представители старой исторической школы - В. Рошер (1817-1878), Б. Гильденбранд (1812-1878) и К. Книс 1821-1898); представители так называемой новой исторической школы Г. Шмоллер (1838-1917), А. Вагнер (1835-1917), К. Бюхер (1847-1930) и др.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основных социалистов утопистов и их отношение к экономике свободной конкуренции.

2. Какую роль государству в своих трудах отводит Ш. Фурье. Какова классовая сущность экономического романтизма?

3. Чем должна заниматься по Сисмонди, политическая экономия?

4. Каков основной замысел написания главного экономического произведения Сисмонди «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению»?

5. Назовите общие черты и отличия экономического романтизма Прудона и Сисмонди.

6. В чем состоит оппортунистический характер экономических позиций Прудона?

7. В чем состояла критика основных положений классической школы со стороны представителей старой и новой исторической школы?

 

 

4.6. Эволюция современной экономической мысли.

Маржиналистская революция.

 

Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в. Приставка нео (новый) появилась в результате маржиналистской революции в экономической теории. Маржинализм характеризуется использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность, предельная производительность); изучением человеческих потребностей и рационального распределения ограниченных ресурсов.

Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся: Антуан Курно (1801-1877) – он предложил первую в истории экономической науки модель максимизации прибыли монополистом, используя понятия предельного дохода и предельных издержек. По Курно, в условиях монополии максимизация прибыли возможна при равенстве предельного дохода издержкам производства.

Иоганн Тюнен (1783-1850) – положил начало теории размещения производительных сил и исследованию вопроса о предельной производительности.

Герман Госсен (1810-1858) – математически разработал главные принципы теории предельной полезности, общих основ теории субъективной ценности. Он считал, что главным мотивом поведения человека является стремление к получению максимума полезности («законы Госсена»).

Маржиналистская революция проходила в два этапа: первый этап – 70-е годы XIX в., когда на базе работ математиков-экономистов возникла математическая школа экономической науки. Основателем математической школы и одним из основоположников теории предельной полезности является Уилям Джевонс (1835-1882). Главную проблему экономической науки он видел в изучении потребления, основным законом потребления считал закон убывающей предельной полезности.

Теоретики маржинализма отходят от терминологии классической политической экономии. Категории «стоимость» и «товар» они заменили понятиями «ценность» и «экономическое благо». Если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства – труд, капитал и земля.

Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или что тоже самое – теория предельной полезности. Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавочная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф. Визером предельной полезностью.

Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами Карла Менгера (1840-1921) – является основателем школы. Целью его исследования выступают человеческие потребности и задача рационального распределения ресурсов; Е. Бем-Баверка (1851-1919) – использует понятия субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность производна от предельной полезности. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ.

Ф. Визер (1851-1926) – выдвигает и обосновывает «теорию вменения», согласно которой определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.

Австрийская школа считается самой старой в неоклассическом направлении, но она сегодня не является центральной. Лозаннская школа является второй школой маржинализма. Она представлена двумя именами: Леон Вальрас (1834-1910) и Вильфредо Парето (1842-1923).

Л. Вальрас является не только основателем лозаннской школы, но и считается фактическим основателем и крупнейшим представителем математической школы в политической экономии. В 1874 г. он опубликовал книгу «Элементы чистой политической экономии». Некоторые исследователи считают эту работу библией современной неоклассической экономической теории. Вальрас создал общую экономико-математическую модель народного хозяйства известную под названием «Система общего экономического равновесия». Эта модель исходит из условий совершенной конкуренции, и ее задача – вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Хотя модель не имеет практического применения, она явилась мощным толчком для решения этой проблемы последующими экономистами, добивающимися больших успехов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.