Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольный рынок




На монопольном рынке отсутствует конкуренция здесь есть только один производитель, предлагающий уникальный товар. Это позволяет продавцу монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную при-
быль. Закон спроса не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую ему удастся вырвать из кошелька затравленного
потребителя.

Монополистический рынок снижает уровень жизни (т.к. потребитель вынужден оплачивать завышенные цены сокращая другие расходы), сни-
жает качество товаров (ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым), снижает экономическую эффективность производ-
ства (монополии не заботятся об экономии затрат, так как все будет оплачено потребителем). Иными словами, здесь нет нужды заботиться не толь-
ко о снижении цены (как на рынке несовершенной конкуренции), но и о качестве товара (как на рынке олигопольной конкуренции).

Монопольный рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе.

Имеются, однако, и такие монопольные рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер.

Естественный монопольный рынок отражает, как правило, уникальность природных богатств страны, региона, города (месторождения золота, драгоценных камней, нефти, или цитрусовых, или курортные условия); разновидностью монополии является авторское право.

Целесообразные монопольные рынки возникают там, где многочисленность производителей снижала бы экономическую эффективность
(таково, например, снабжение населения электричеством, газом, водой, телефонизация, транспортные связи и т. д.).

В большинстве стран антирыночные монополии преследуются государством в рамках «антитрестовского законодательства»: первый подобный закон был принят в США в 1890 году и известен по имени автора («закон Шермана»); запрещаются любые действия производителей, ограничивающие свободу торговли. Фирма, признанная монополией, платит повышенные налоги, часто ее вынуждают преобразоваться в несколько самостоятельных фирм.

Конечно, никакая экономика невозможна без взаимосвязи, интеграции фирм, — поэтому в каждом случае проводится тщательное, порой много-
летнее расследование причин монопольного положения той или иной фирмы. Особенно важна борьба с монополиями в странах, переходящих к ры-
ночной экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.