Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приватизация гос. собственности




Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

Разгосударствление собственности - это разрушение монополии государства, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных унитарных предприятий. В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на
многообразии форм собственности.

Рациональным направлением разгосударствления является создание новых предприятий негосударственных форм собственности. В этом случае государственная собственность сохраняется, не затрагиваются интересы широких слоев населения. Новые предприятия создаются, как правило, на основе индивидуальных частных капиталов, что предопределяет их небольшие размеры. Возникая и действуя на многих важнейших направлениях научно-технологического прогресса, малый бизнес нередко закладывает фундамент новых производств и даже отраслей экономики.

Для создания новых предприятий негосударственных форм собственности (частных, кооперативных, акционерных) необходимо первоначальное накопление капитала у отдельных граждан или возможность получить необходимые средства в кредит. Кроме того, требуется реальная возможность приобретения на рынке средств производства (сырья, материалов, топлива, оборудования, зданий, сооружений и т.п.). Кризисные проявления в переходной экономике, неразвитость рынков ценных бумаг и средств производства затрудняют и сдерживают этот процесс. Поэтому не случайно вновь создаваемые предприятия негосударственных форм собственности занимаются не производственной, а посреднической и торговой деятельностью.

В связи с этим в странах с административно-командной экономикой осуществляется реформирование государственной собственности путем разгосударствления предприятий и приватизации.

Разгосударствление предприятий - процесс преобразования унитарных государственных предприятий в открытые акционерные общества.

Приватизация - это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы — право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся частными.

Все направления разгосударствления экономики тесно взаимосвязаны. Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов создает предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И наоборот, разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере.

Процесс разгосударствления и приватизации базируется на следующих принципах:

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации—одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.

2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи приватизационных чеков.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации - использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются
размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть
проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, которые различаются составом акционеров, и т.д. Данный принцип практически реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Диф-
ференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом и создать для покупателей самые благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).

4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется масштабами процесса приватизации. Реформирование государственной собственности требует
слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.

5. Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий - защита прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации.

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства - вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации;
проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации - освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и
обеспечить контроль за ее ходом.

8. Постепенность и поэтапность - реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.

9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.

 

При приватизации возникает вопрос о стоимости предприятия. Одним из них является вариант продажи по рыночным ценам с публичных торгов, и все потенциальные покупатели заранее оповещаются. Оценка производится независимой организацией. В оценке имущества предприятий при их приватизации устанавливают их начальную цену на основе данных при проведении полной инвентаризации. В состав оцениваемого имущества входят основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства, прочие финансовые активы.

Основные средства и вложения включают:

а) основные средства;

б) нематериальные активы, отраженные в балансе, т.е. права пользования землей, водой и др. природными ресурсами, здания, сооружения и иные имущественные права, патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.

в) капитальные вложения и авансы, в т.ч. стоимость незавершенного строительства и неустановленного оборудования.

г) долгосрочные финансовые вложения, включая акции, облигации и прочие ценные бумаги др. предприятий.

Запасы и затраты – производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара и др.), незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары и прочие запасы и затраты.

Денежные и прочие финансовые средства – состоят из денежных средств в кассе и на счетах в банке, долгосрочные фин. вложения, стоимость отгруженных товаров, дебиторская задолженность и иные средства в активе баланса.

Имущественный комплекс – это не отраженные в учете по каким-либо причинам объекты, включая временно находящиеся в капитальном ремонте и на модернизации, в запасе или резерве, переданные в аренду.

Крупные предприятия д.б. акционированы, а контрольный пакет акций следует держать государству.

Продажа гос. имущества происходит не ради самой продажи, а для создания самостоятельного предприятия, чтобы улучшить управление им, а также рациональнее использовать ресурсы.

 

Понятие предпринимательской деятельности

Бизнес – (англ.) дело, деятельность, занятие, предпринимательства.

Признаки предпринимательства:

- самостоятельность;

- ответственность;

- инициативность;

- риск;

- динамичность;

- активный поиск решений.

Особенности предпринимательства:

- самостоятельная деятельность граждан и их объединений;

- инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;

- рисковый характер предпринимательства;

- процесс (не разовая сделка), направленный на систематическое извлечение прибыли;

- законченная деятельность, осуществляющаяся как физическими, так и юридическими лицами зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или коллективных предпринимателей;

- целью предпринимательства является организация производства товаров, их продажа другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание услуг.

Предпринимателем м.б. любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Комплексными предпринимателями м. б. объединения граждан, использующие как свое собственное, так и арендованное имущество.

Выделяются:

производственное; коммерческое и финансовое предпринимательство.

М.Б. – малое, среднее, крупное.

 

Инфраструктура рынка (ведение бизнеса)

 

Ведение бизнеса в условиях рыночной экономики основывается на соответствующей инфраструктуре, присущей рынку. Если рынок представляет собой систему взаимоотношений между продавцом и покупателем, то

инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих деловые отношения и увязывающие эти разнообразные и разносубъектные отношения в один хозяйственный механизм.

Составными ее частями являются:

♦ государственное организационно-правовое обеспечение в форме разнообразных гос. структур регулирования и контроля.

♦ кредитная система и коммерческие банки.

♦ эмиссионная система и эмиссионные банки.

♦ разнообразные системы посредников, в т.ч. товарные, сырьевые и фондовые биржи.

♦ аукционы, ярморки, торги.

♦ гос. и негорс. органы содействия занятости (биржи труда).

♦ гос. и негос. страховые компании (от коммерческого и хозяйственного риска).

♦ рекламные и информационные агенства, средства массовой информации.

♦ федеральные и муниципальные торговые палаты, объединения деловых кругов.

♦ различные инвестиционные фонды.

♦ таможенная система.

♦ консультационные компании.

♦ зоны свободного предпринимательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.