Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос в экономике. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса

В макроэкономическом анализе рассматриваются суммированные (агре­гированные) величины. Если при изучении индивидуальных рынков мы рас сматривали спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Ранее мы узнали, что такая совокупная товарная масса называется ВНП и изме­ряется она не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении.

Совокупный спрос (aggregate demand) - это реальный объем националь­ного производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой.

Уровень цен

0 Реальный ВНП

При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.

Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства. Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.

Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели отказываясь от кредитов снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.

Ценовые факторы объясняют нисходящую траекторию кривой совокупного спроса и под их воздействие величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен.

Детерминанты совокупного спроса.

Изменения потребительских расходов. Потребительские расходы могут меняться в зависимости от благосостояния потребителей, от их ожиданий, от уровня задолженности потребителей и от величины личных налогов.

Изменения инвестиционных расходов. Желание предпринимателей при­обретать инвестиционные товары зависит от ожидаемых прибылей от инвести­ций, величины налогового бремени на бизнес, от совершенства технологий, от наличия избыточных мощностей на предприятиях и от процентной ставки в банках. На последнем факторе стоит заострить внимание. Здесь имеется в виду не эффект процентной ставки, когда ставки менялись из-за изменения уровня цен в стране (мы рассматривали этот ценовой фактор выше), а изменение про­центных ставок в банках, при неизменном уровне цен в стране, допустим, вследствие изменения объема денежной массы.

Изменения государственных расходов. Правительство может изменять объем расходов на приобретение товаров и услуг. Расширение государственных программ увеличит совокупный спрос, а их сокращение уменьшит его.

Изменения расходов на чистый экспорт. Желание иностранцев приобре­тать наши товары зависит от их дохода и от валютных курсов.

Увеличение любой группы расходов приведет к смещению AD вправо, а сокращение сместит кривую влево.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Центральная проблема общественного воспроизводства. Виды равновесия: идеальное и реальное, частное, общее и полное | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.