Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль и объемы производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции




 

Прибыль занимает одно из важных мест в системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы (предприятия), гарантирует финансовую независимость. Источники происхождения прибыли разные школы истолковали по–разному. Меркантилисты связывали происхождение прибыли со сферой обращения, внешней торговлей. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве.

А. Смит и Д. Рикардо обосновали теорию трудовой стоимости, согласно которой прибыль создается трудом рабочих в отраслях материального производства. К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а ее источник – труд наемных работников.

В XX столетии появились следующие теории прибыли:

- прибыль – как результат (доход) от предпринимательской деятельности;

- прибыль как результат существования монополий.

Итогом рассмотрения всех теорий является то, что прибыль выступает результатом хозяйственной деятельности всех участников (факторов) производственного процесса.

В первом приближении прибыль можно рассмотреть как разницу между рыночной ценой товара и издержками производства.

Различают следующие виды прибыли:

- бухгалтерскую прибыль – как разницу между общей, валовой выручкой и явными (бухгалтерскими) издержками;

- экономическую прибыль – как разницу между валовой выручкой и суммой всех издержек (явных и неявных);

- балансовую прибыль (ее еще называют валовой, общей прибылью) – разницу между выручкой от реализации продукции, основного капитала, имущества и суммой материальных затрат, амортизации, заработной платы;

- чистую прибыль – прибыль, остающуюся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Чтобы максимизировать прибыль, предприятие старается увеличить разницу между общей выручкой и общими издержками. Рассмотрим поведение предприятия, максимизирующего прибыль в условиях совершенной конкуренции. Разница в поведении предприятия на том или ином рынке связана с различным характером функции спроса (цены), а следовательно, и дохода.

В условиях совершенной конкуренции цена (спрос) для предприятия является постоянной величиной, причем по твердой цене фирма может продать любое количество товара. Это связано с тем, что отдельный товаропроизводитель не может в условиях чистой конкуренции влиять на спрос и на цены. Поэтому спрос (цена) выступают как заданные для него величины (см. рис.).

Величина средней выручки также будет неизменна и равна цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая, то есть в этом случае цена товара равна среднему и предельному доходам, а общий валовой доход равен произведению цены на количество проданных товаров (продукции).

 

P

 

Спрос (цена),

средний и предельный доходы

 

Q

 

Рис. 1 График, характеризующий ситуации
на рынке совершенной конкуренции

 

Суть действия рыночного механизма свободной конку­ренции состоит в том, что если несколько предприятий терпят убытки, то они уходят из отрасли. Вследствие этого сокращаются объемы и растут цены. Данное обстоятельство привлекает новые предприятия в отрасль, объемы растут, а цена снижается.

Равновесие в долгосрочный период достигается в том случае, когда у предприятий нет стимула для входа в отрасль или выхода из нее. Это происходит тогда, когда рыночная цена, предельный доход равны минимальным средним (валовым) издержкам и предельным издержкам, то есть когда экономическая прибыль, как и в первом случае, равна нулю (рис. 2).

 
 


P Предельные издержки

Средние издержки

 

P

Цена (спрос),

предельный доход

 

Q

 

Рис. 2. Оптимальные объемы производства в долгосрочный период

 

В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Сталкиваясь с совокупным спросом, производитель понимает, что чем больше он будет выпускать продукции, тем ниже будет ее цена. Поэтому в условиях монополии предельный доход не совпадает с рыночной ценой (спросом).

Это связано с тем, что монополист — единственный производитель данной продукции, и, увеличивая объемы продукции, он вынужден снижать цену на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую единицу.

Линия предельного дохода в условиях чистой монополии лежит ниже линии цены. Наклон линии спроса (цены) позволяет предприятию, обладающему монопольной властью, получать дополнительную прибыль (рис. 3).

 
 


P

 
 

 

 


Цена (спрос)

 

Предельный доход

 

Q

 

Рис. 3. Линии цены (спроса) и предельного дохода
на монополистическом рынке

 

Какой же объем производства обеспечивает фирме максимальную прибыль? Точка P есть точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам, то есть экономическая прибыль равна нулю. Точка P1 есть точка, где предельные издержки равны цене (спросу), то есть фирма работает с нормальной прибылью и не имеет убытков. Но это характерно для рынка совершенной конкуренции (рис. 4).

 
 


P

Предельные издержки

 
 

 


P2

P1

Монопольная Цена (спрос)

прибыль

P

 

Предельный доход

Q Q2 Q1 Q

 

Рис.49. Условия получения монопольно высокой прибыли
монополистом

Подобная ситуация неприемлема для монополиста, который как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде может получить монопольную сверхприбыль благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль, то есть произвести меньше продукции и продать ее по более высокой цене (точка P2).

На рынке монополистической конкуренции. Объемы производства и цена на этом рынке определяются исходя из известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Здесь так же, как и в условиях монополии, цена (спрос) и предельный доход — наклонные кривые, причем наклонность их неодинакова. Это связано с тем, что спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным.

При анализе режимов работы данного рынка выделяют два периода: краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде предприятие будет стремиться к максимизацииприбыли, то есть не будет работать в режиме равенства предельного дохода и предельных издержек (PQ) и даже в режиме равенства спроса (цены) и предельных издержек (P1Q1) (рис. 5). Оно, используя монопольную ситуацию и неэластичность спроса, будет продавать продукцию по цене P2, сокращая при этом объемы производства до Q2.

 
 


P Предельные издержки

Монопольная прибыль

Средние издержки

P2 P1

 

 

P

Цена (спрос)

 

Предельный доход

 

 

Q Q2 Q1 Q

 

Рис. 5. Режим работы рынка монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах

В долгосрочный период существует вероятность изменения ситуации. В отрасль могут войти другие предприятия, производя­щие идентичную продукцию. В результате спрос на продукцию первого предприятия упадет, и оно будет работать в ином режи­ме — при объемах и ценах P1Q1, то есть в безубыточном режиме, а не в монопольном. Однако это скорее всего возможность, так как в условиях наличия барьеров вхождения в отрасль предприятие получает монопольную прибыль достаточно долго.

Олигополия — это рыночная структура, в которой участвуют немногочисленные продавцы. Имеются существенные барь­еры для проникновения в отрасль новых предприятий. Олигополия в основном использует методы неценовой конкуренции (борь­ба за покупателя, качество, сервис).

Предприятие исходит из того, что прибыль будет выше, когда проводится общая ценовая политика. Конечно, лидерство в ценовой политике задают предприятия, на долю которых приходится значительная часть объемов производства. На графике спрос выглядит в виде ломаной линии (рис. 6).

Суть ломаной кривой спроса в том, что если ведущее предприятие снизит цены (I), то за ним снижает цены и второе предприятие (II). Вследствие этого меняется кривая спроса, ее наклонность (она отражает и более сильную эластичность).

       
 
   
 


P I

II Предельные издержки

 
 

 


 

P1

 
 

 

 


Цена (спрос)

 

Предельный доход

 
 


Q1 Q

 

Рис. 6. Режим работы олигополистического рынка

 

Линия предельного дохода как бы состоит из двух отрезков (имеет разрыв). Это тоже связано с различной эластичностью при повышении и снижении цен. Линия предельных издержек сме­щается вверх (вниз) в пределах разрыва предельного дохода. Но это не влияет на объем, следовательно, на равновесие фирмы. Таким образом, олигополистический рынок работает в режиме равенства цены средним издержкам и предельному доходу, то есть в безубыточном режиме.

Монополистический рынок полностью контролирует объемы производства и цены, работает в монополистическом режиме. За счет снижения объемов производства и роста цен предприятия на этом рынке получают монопольно высокую прибыль.

Необходимо отметить, что деятельность монополистических предприятий и объединений в современных условиях регулируется государством. Основной формой регулирования выступает антимонопольное законодательство. Законы и другие правительственные акты ограничивают и даже запрещают деятельность монополий, препятствуют созданию монополистических структур, способствуют развитию конкуренции.

Общие основы антимонопольного законодательства:

охрана и поощрение конкуренции;

контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;

защита интересов потребителя;

контроль над ценами;

защита и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Конечно, антимонопольное законодательство не посягает на базовые основы рыночной экономики — инициативную деятельность предпринимательских структур. Антимонопольное регулирование сводится к тому, чтобы исходя из экономической необходимости и целесообразности определить наиболее предпочтительные и эффективные в конкретных условиях для национальной экономики направления деятельности и организационные формы предпринимательских структур, закрепить их в правовых и иных актах.

Контрольные вопросы:

1. Что такое предприятие? Какие виды предприятий Вы знаете?

2. Что представляют собой издержки предприятия?

3. Что такое явные и альтернативные (вмененные) издержки?

4. Приведите примеры постоянных и переменных издержек фирмы. В чем состоит экономический смысл деления издержек на постоянные и переменные?

5. Какой принцип лежит в основе выделения кратко- и долгосрочного периодов в деятельности предприятия?

6. В чем состоит действие закона убывающей отдачи?

7. Что такое предельные издержки? Какова зависимость между предельными и средними издержками?

8. Что понимается под трансакционными издержками?

9. Что такое прибыль? Какие виды прибыли Вы можете назвать?

10. Каково поведение производителя в условиях совершенной конкуренции?

11. Каково поведение производителя-монополиста?

12. Как Вы понимаете экономическую и нормальную прибыль фирмы?

13. Каково поведение производителя на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта и на олигополистическом рынке?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.