Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривые безразличия




Предположим, потребитель располагает определенным денежным доходом и полностью тратит его на потребление. Причем нуждается он, как минимум, в двух товарах. Обобщим их как пища и одежда. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. С точки зрения суммарной полезности покупателя могут одинаково удовлетворять различные комбинации пищи и одежды. Если оценить в баллах значение полезности, то ситуацию можно изобразить в виде таблицы и графика:

 

Комбинации товаров Пища Одежда Общая полезность
А      
В      
С      
Д   1,5  

 

На графике представлены комбинации, обладающие равной полезностью, в виде плавной кривой. Это линия равных полезностей или кривая безразличия. Если разные комбинации дают одинаковую общую полезность, то потребителю все равно, какую выбирать. Он «безразличен» к выбору комбинаций пищи и одежды. Кривая безразличия имеет изогнутый вид в соответствии с законом замены, суть которого состоит в следующем: потребитель может согласится обменять определенное количество имеющегося у него товара на небольшое количество другого товара. По мере увеличения количества пищи и уменьшения количества одежды, он все менее охотно отдает одежду в обмен на пищу. Требует все возрастающее количество пищи за единицу одежды. По мере того, как мы получаем больше какого – либо товара, его «отношение замены» или крутизна «кривой безразличия» уменьшается. Чем дефицитнее товар, тем выше относительная стоимость его замены. Предельная полезность товара, ставшего дефицитом повышается по сравнению с предельной полезностью товара, оказавшегося в изобилии. Кривые безразличия позволяют выявить субъективную информацию о предпочтениях потребителя.

Количество одного товара, от которого отказывается покупатель ради приобретения единицы другого товара, называется предельная норма замещения (MRS). MRS зависит от субъективной оценки покупателя и его желания заменить потребление одного товара другим.

Общество все время сталкивается с проблемой MRS.

Более высокому уровню потребностей и возможности их удовлетворить соответствует другая линия. Их может быть множество, для каждого сегмента покупательского рынка. Новые комбинации потребления пищи и одежды с иной общей полезностью образуют карту кривых безразличия.

Увеличивая количество обоих товаров, а значит, двигаясь по нашей карте в северо-восточном направлении, мы будем увеличивать общую полезность сочетаний товаров. Потребитель будет получать все большие количества обоих товаров и удовлетворение его потребностей будет расти.

 
 
Одежда


 

Какой набор товаров будет приобретать покупатель, зависит от его бюджета.

Линию возможностей бюджета покупателя можно изобразить на следующем графике:

 

Предположим, потребитель располагает постоянным доходом 6 руб. в день. При твердых ценах 1,5 руб. за единицу пищи и 1 руб. за единицу одежды. Он может приобрести 6 единиц одежды, не покупая пищи, или 4 единицы пищи без одежды.

Линия NM – это и есть бюджетная линия. Покупатель может выбрать на ней любую точку. Крутизна этой линии = 1,5: 1 или 3/2, что показывает соотношение цены пищи к цене одежды. Отказываясь от 1,5 единиц одежды (тем самым опускаясь на 1,5 деления по вертикальной оси графика) потребитель каждый раз может получать 1 единицу пищи (передвинуться на 1 деление вправо по горизонтальной оси).

Бюджетную линию NM можно наложить на карту безразличия.

 

В точке касания бюджетной линии кривой безразличия находится точка В – точка максимального удовлетворения потребностей при данном доходе.

Выводы:

Структура спроса и его объем выражены в карте кривых безразличия. Если известна структура спроса, то можно планировать структуру производства и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.