Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели изучения темы. Поведение фирмы при олигополистической структуре рынка




Поведение фирмы при олигополистической структуре рынка.

Функционирование фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Теория монополии. Поведение фирмы-монополиста.

Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции

Поведение фирмы. Теория поведения фирмы в различных рыночных структурах.

Лекция 6

2.1 Название раздела

2.2 Содержание раздела

Иметь представление о рынках совершенной и несовершенной конкуренции, предельном доходе и предельных издержках.

 

Знать модели поведения фирмы на рынках с различной степенью конкуренции.

Уметь находить рыночную нишу предприятия, определять минимальный уровень доходности и стратегически возможные зоны прибыли в зависимости от состояния рынка.

 

Владеть методами борьбы с монополизацией отраслей экономики.

 

1)

 

Фирма на рынке совершенной конкуренции.

 

Экономическая наука рассматривает совершенную конкуренцию как эталон эффективности.

Чисто конкурентные рынки решают две основные задачи:

1. Фирмы выпускают такой набор продукции, который более предпочтителен, полезен для потребителя.

2. Производство ведется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными, то есть товары производятся с наименьшими возможными издержками.

Фирмы в условиях совершенной конкуренции быстро реагируют на изменение потребительского спроса, так как нет ограничений входа выхода из отрасли.

Спрос отдельной фирмы.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции любая фирма не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует продукцию по неизменной, спрос на эту продукцию является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна.

 

 

 

Каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Докажем это.

Предельный доход   , так как Р-const, то ∆TR=P*∆Q
  (TR=P*Q)

 

На примере:

Q=100шт. Р=5руб. Q1=150шт. Фирма выпускает 100 единиц продукции по цене Р=5 рублей за штуку. Позднее она приняла решение увеличить выпуск до 150 штук. Найдем предельный доход:  

 

1) ∆Q = 150-100 = 50 TR1 = PQ = 5*100 = 500 2) TR2 = 5*150 = 750 ∆TR = 250 3)

 

Полученный результат является характерной особенностью для отдельной фирмы, действующий в условиях совершенно конкурентного рынка.

Предельный доход (MR) = (Р) –цене.

 

MR = P

 

Графически модель рынка выглядит следующим образом:

 

 

Из графика видно, что на конкурентном рынке величина постоянная, Р-const.

 

Максимизация прибыли.

Целью любой фирмы является её максимизация прибыли. Существует два подхода, используя которые совершенно конкурентная фирма может определить тот объем производства, который дает ей максимальную прибыль.

1. Сопоставление валовых издержек и валового дохода.

2. Сопоставление предельных издержек и предельного дохода.

Рассмотрим оба подхода с помощью таблицы.

Фирма, находясь на рынке совершенной конкуренции продает изделие по 40 рублей за штуку. По результатам предварительного планирования определены валовые издержки ТС.

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

 

Остальные данные несложно подсчитать самим. Начнем с колонки TR, используя известные ранее формулы: 40*1=40, затем 40*2 и т.д. Затем подсчитаем прибыль.

 

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
        -50    
        -60    
        -48    
        -28    
        -2    
             
             
             
8 40 320 260 60    
             
             
             

 

 

Действуя по первому подходу, сопоставляя валовые издержки и валовую прибыль, мы нашли максимум прибыли при объеме производства, равному 8 условных единиц выпуска.

Рассчитаем теперь предельные издержки и предельный доход фирмы.

MR=∆TR:∆Q, MC=∆TC:∆Q. Для Q=1 (40-0):1=40; предельные издержки MC=(100-50):1=50. Далее аналогично по всем строчкам.

Внимательный читатель может, не прибегая к расчетам, заполнить колонку предельного дохода, вспомнив, что на рынке совершенной конкуренции предельный доход равен цене. Обратим также внимание на отрицательные значения прибыли на малых объемах производства. Мы имеем дело явно с крупным предприятием.

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
        -50 - -
        -60    
        -48    
        -28    
        -2    
             
             
             
8 40 320 260 60 38 40
             
             
             

 

Используя второй подход, то есть сопоставляя предельные издержки и предельный доход мы видим максимально близкие значения предельных издержек и предельного дохода при том же объеме производства. Следовательно, оптимальный объем производства, дающий наибольшую прибыль – 8 условных единиц продукции.

 

Qопт.: MR=MC

 

По данным таблицы построим линии предельного дохода и предельных издержек и найдем точку оптимального объема производства графически:

 

 

 


Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции и максимизация прибыли подчиняются правилу: MR=MC=P=ATC.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.