Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция. Чистая монополия и чистая конкуренция в реальной действительности составляют скорее исключение, чем правило

Чистая монополия и чистая конкуренция в реальной действительности составляют скорее исключение, чем правило. Большинство рыночных структур находятся между этими крайностями, сочетая признаки той или другой.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, когда множество фирм производят похожую, но не одинаковую продукцию.

Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Это объясняется рядом особенностей.

 

1) Количество фирм в отрасли

 

 

Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм производителей исчисляется сотнями и тысячами. В отрасли действуют несколько десятков фирм. Что из этого следует?

Во-первых, отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара.

Во-вторых, исключается возможность сговора фирм и картелизация отрасли.

В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм.

 

2) Дифференциация товара

фирмы имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимым конкурентами. Например, все кондитерские фабрики выпекают печенье, но продукция одной фирмы отличается от другой по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется дифференциацией товара.

Под дифференцированным продуктом понимается такой, качественные характеристики которого отличаются от производимого конкурентом.

Дифференцированный продукт может включать группу каких-либо товаров, достаточно схожих, чтобы называться одним товаром (печеньем), но и столь отличных друг от друга («Юбилейное», «Курабье», «Овсяное» и др.), чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара.

В большинстве случаев дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии, в видах используемого сырья, дизайна. Например, все мужские часы можно отнести в одну группу товаров, однако часы марки «Луч» отличаются от «Полета», «Славы», «Маяка» и других марок часов.

Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п.

3) Неценовая конкуренция.

Отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции.

4) Свобода входа в отрасль и выхода из нее.

Вход фирмы в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы не велики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них не большая. Дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.

 

Равновесие на рынке монополистической конкуренции.

Как и монополия, монополистически конкурентная фирма определяет объем продукции, которую следует выпускать, сопоставляя МС и MR. Линия предельного дохода лежит ниже линии спроса, так как предельный доход меньше цены. Известно, что кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной, и чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара. Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убытки – зависит от средних издержек на единицу продукции.

 

Отметим, что изображенное на рисунке равновесие – лишь краткосрочное равновесие.

 

Площадь заштрихованного прямоугольника представляет собой прибыль фирмы.

Экономические прибыли, получаемые в отрасли, служат сигналом для фирм других отраслей. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что суммарный спрос будет распределяться на большее количество фирм и спрос на продукцию конкретной фирмы понизится. Это вызовет смещение кривой спроса влево вниз.

Кроме этого, рост числа конкурирующих фирм повысит эластичность спроса. Старые фирмы, не желая мириться с этим положением, активизируют борьбу за свою долю рынка, увеличивая расходы на рекламу, на оказание сопутствующих услуг. В результате растут их средние издержки. Линия АТС поднимается вверх.

 

 

Старые фирмы становятся безубыточны, но не уходят из отрасли.

Новые фирмы – конкуренты теряют, стимулы для вхождения в отрасль и на рынке устанавливается долгосрочное равновесие.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория монополии, поведение фирмы монополиста | Олигополия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.