Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия




4.

Современные рынки более точно можно назвать термином «олигополия». Это слово означает – «немного продавцов».

Это рыночная структура, которую характеризует несколько крупных фирм.

Свойство олигополии – всеобщая взаимозависимость. Поведение фирмы – олигополиста сильно зависит от реакции конкурентов на ее действия. В целом, можно говорить об олигополистической структуре мирового рынка.

Основные черты олигополии

1) в отрасли находятся несколько соперничающих фирм;

2) кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер;

3) возможно производство как дифференцированного, так и гомогенного продукта.

Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты – дифференцированный.

Виды олигополий:

Олигополии могут быть «жесткими», когда 2 или 3 фирмы господствуют на всем рынке.

Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы – «Форд», «Дженерал Моторз» и «Крайслер».

В алюминиевой отрасли МАП (Министерство по антимонопольной политике) одобрил создание трех вертикально-интегрированных компаний: «Русский алюминий», «Алюминий Северо–Запад» и «СУАЛ».

Бывают расплывчатые или мягкие олигополии, при которых 6-7 фирм делят большую долю рынка, а их конкуренты оставшуюся часть. Пример – страховой бизнес. Главная сложность в исследовании состоит в том, что фирма – олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара, вызовет немедленную ответную реакцию конкурента. Допустим, фирма, которая действует на эластичном участке кривой спроса, может понизить цену товара. Это должно расширить продажу, увеличить выручку и экономическую прибыль. Но со стороны соперничающих фирм подобные действия вызовут контршаги: не желая терять рынки сбыта, они также снизят цену своих товаров, в результате чего «наша» фирма не получит ожидаемой выгоды. Однако у нее есть возможность в свою очередь принять ответные меры, за этим последует потенциальный ответ других фирм и так до бесконечности.

Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма – олигополист, помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, обязана учитывать и не поддающийся детерминированию дополнительный фактор – ответную реакцию конкурентов. Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм делает пока недостижимым теоретическое определение величин Q и Р, при которых фирма – олигополист максимизирует прибыль.

Ценообразование в условиях олигополии имеет свою специфику. Цены не гибкие, жесткие; меняются редко. А если все таки меняются, то, как правило, у всех одновременно.

Существуют следующие причины «жесткости» цен:

а) увеличение издержек от изменения цен;

б) фирма – олигополист, реагируя на изменение спроса, варьирует объемы производства.

Остановимся подробнее на каждой.

Что касается издержек, связанных с изменением цены, то надо иметь ввиду следующее. При изменении цен возникает

– необходимость корректировать договоры, особенно долгосрочные, с оптовиками;

– необходимость выплачивать штрафы за нарушение обязательств;

– замена ценников, прайс–листов.

Помимо этого, частое изменение цен будет отталкивать покупателей, снизит интерес к товару со стороны и розничной и биржевой торговли, что также сулит фирме потерями.

Вторая причина – специфические кривые издержек, которые в краткосрочном периоде имеют значительный горизонтальный участок.

 

 

 

 

 


Первым теоретическое обоснование горизонтального участка кривых издержек сделал Дж.Стиглер, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1982 год.

Данный вид кривой объясняется тем, что фирма – олигополист заранее готовится к возможным колебаниям спроса и соответствующим образом распределяет капитальное оборудование. Оно представляет собой самостоятельно функционирующие участки, способные выпускать конечную продукцию.

Пример.

Представим фирму, которая использует 100 машин по выпуску шоколадных конфет производительностью 1000 кг в сутки. Каждая машина обслуживается двумя рабочими, зарабатывающими по 500 рублей в сутки. При полной загрузке фирма произведет Q=100т конфет в сутки, и ее суммарные переменные издержки, связанные с оплатой труда рабочих, составят

TVC = 2*100*500 = 100000 рублей в сутки;

вычислим теперь средние переменные издержки

 

Пусть спрос на конфеты сокращается на 1 тонну. В таком случае фирме нет необходимости держать двух дополнительных рабочих, и она их уволит. Одновременно она остановит, законсервирует одну машину, не изменяя таким образом соотношение используемых постоянных и переменных ресурсов. Значение AVC останется прежним:

 

 

Каждый раз, сталкиваясь с падением или увеличением спроса на свою продукцию в пределах горизонтального участка, фирма будет исключать или вводить в эксплуатацию дискретные участки. Это позволит ей оставить неизменными величины AVC, и действовать с большей выгодой в условиях циклических и сезонных изменений спроса.

Теоретически точно также поступит крупная фирма-олигополист, владеющая несколькими однотипными заводами: сокращение спроса вынудит ее закрыть полностью какой–то завод, уволив сотрудников и законсервировав оборудование.

При олигополии существуют мощные стимулы к согласованным действиям. Эти действия осуществляются либо в результате тайного сговора при олигополии существуют мощные стимулы к согласованным действиям. Смысл соглашений фирм состоит в определении равновесной монопольной цены, объемов суммарного выпуска всей отрасли и доли каждой фирмы в общем производстве товара.

Открытое соглашение об объемах производства и ценах называется картель.

При образовании картеля фирмы, вошедшие в него, не теряют свою производственную, сбытовую и финансовую самостоятельность. Каждая фирма продолжает производство на собственном предприятии, сама занимается реализацией продукции и сама получает доход. При образовании картеля фирмы договариваются о единой цене, которую обязаны не изменять, и о квотах производства. Образование картеля с точки зрения потребителя равнозначно образованию монополии на данном рынке.

В условиях олигополии концентрацию рынка и степень власти над ценой измеряют с помощью индекса Герфиндаля (Н):

 

 

d – доля фирмы на рынке в процентах (%).

n – число фирм на рынке.

Достоинство этого индекса в том, что он реализует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на число фирм.

Отрасль, где господствует 5 фирм, может быть менее концентрирована, чем отрасль с большим количеством фирм.

Пример:

 

В отрасли 5 фирм с равными рыночными долями по 20% Посчитаем индекс Герфиндаля: Н = 5*202 = 2000 В отрасли 6 фирм 1 концентрирует более 50% производства, остальные 5 – по 10% Н = 502 + 5 + 102 = 3000 Значение индекса выше, значит рынок более концентрирован.

 

К повышению уровня концентрации фирмы подталкивает эффект масштаба.

Самое маленькое значение индекса Н = 100.

Допустим, что в отрасли 100 предприятий с рыночной долей по 1%.

Н = 100*(1%)2 = 100.

Вывод: на рынке свободная конкуренция. Верхняя граница индекса находится на уровне 10000. Что означает чистую монополию. Если одно предприятие производит 100% отраслевого выпуска, то

(100%)2 * 1 = 10000 – значение индекса Герфиндаля.

Если индекс меньше 1000, то он (рынок) признается слабо монополизированным. Если превышает 1800 – рынок высоко концентрированный.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.