Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МRС превышает ставку заработной платы




Восходящая кривая предложения труда.

Характерные черты монополистического рынка.

1. Занятые на данной фирме составляют основную часть всех занятых каким-либо конкретным видом труда (в городе, в селе).

2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо потому, что альтернативный способ применения труда требует другой квалификации (профессии).

3. Фирма диктует уровень заработной платы, так как ставка заработной платы, которую фирма выплачивает, находится в прямой зависимости от числа нанимаемых рабочих.

В некоторых случаях монопсония является полной в том смысле, что на рынке труда есть только один-единственный крупный наниматель. В других случаях может возникать олигопсония – ситуация, когда три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предлагаемого на конкретном рынке труда. Иногда они могут действовать совместно при найме труда, как монополист.

Когда фирма нанимает значительную часть труда из общего имеющегося предложения конкретного вида труда, ее решение о найме большего или меньшего числа рабочих повлияет на ставку заработной платы, выплачиваемых за этот труд. Если фирма достаточно велика в сравнении с рынком труда, то она вынуждена будет платить более высокую ставку заработной платы, чтобы привлечь больше труда. Если есть только один наниматель конкретного вида труда, то кривая предложения труда данной фирмы и кривая совокупного предложения труда со стороны всего рынка труда совпадают. Эта кривая предложения плавно поднимается, указывая на то, что фирма должна платить более высокую ставку заработной платы для привлечения большего числа рабочих (рис.2.). Кривая предложения труда по сути является кривой средних издержек на труд со стороны фирмы. Каждая точка на ней показывает ставку заработной платы (издержки) одного рабочего, которую следует платить для привлечения соответствующего числа рабочих.

Для монополиста предельные издержки на ресурс (труд) будут превышать ставку заработной платы. Объясняется это так: более высокая заработная плата, установленная для привлечения дополнительных рабочих, должна выплачиваться всем рабочим, в том числе и ранее нанятым по более низким ставкам заработной платы. Если этого не происходит, то моральный климат среди рабочих, несомненно, ухудшится, и наниматель столкнется с серьезными проблемами недовольства рабочих из-за различия ставок заработной платы за одну и ту же работу. Что же касается издержек, то выплата одинаковой заработной платы всем рабочим будет означать, что издержки на дополнительного рабочего – предельные издержки на ресурс (труд), то есть МRС, будут превышать ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех ранее нанятых рабочих до нового уровня заработной платы.

  Рис. 2. Ставка заработной платы и уровень занятости на монопсоническом рынке труда (см. экономикс К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю)     На монополистическом рынке труда кривая предельных издержек на ресурс нанимателя (МRС) расположена выше кривой предложения труда (S). Уравнивая MRC со спросом на труд MRP в точке b, монополист будет нанимать Qm рабочих (по сравнению с Qc – в условиях конкуренции) и платить ставку заработной платы в объеме Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc).  

Равновесие. Сколько рабочих будет нанимать фирма и какую ставку заработной платы устанавливать? Чтобы максимизировать прибыль, фирма будет уравнивать предельные издержки на ресурс (МRС) с MRP. Число рабочих, нанятых монополистом, определяется в точкой Qm, а ставка заработной платы Wm – соответствующей точкой на кривой предложения ресурса или кривой средних издержек труда. Фирма не обязана платить заработную плату, равную MRP, ей достаточно платить Wm, чтобы привлечь необходимое число рабочих Qm.

Для монополиста просто не имеет смысла нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы и МRР труда равны. При прочих равных условиях монополист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В результате общество получает меньше продукции, а рабочие получают на bс меньше заработной платы, чем их предельный доход в денежном выражении (МRР). Точно так же как монополист – продавец считает выгодным сократить производство, чтобы поднять цену на свои товары выше конкурентной, так и монополист – наниматель ресурсов считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставки заработной платы и соответственно издержки, то есть установить ставки заработной платы ниже конкурентной цены.

 

III. Три модели с учетом профсоюзов.

Профсоюзы преследуют много целей. Основной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Профсоюз может добиться этой цели разными путями.

1. Повышение спроса на труд. С точки зрения профсоюзов наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд. Как показано на рис.3., в результате увеличения спроса на труд повышаются одновременно и ставки заработной платы, и число рабочих мест. Профсоюз может увеличить спрос на труд путем изменения одного или нескольких факторов, определяющих спрос.

а) Увеличить спрос на производимые товары и услуги путем:

- Рекламы. Профсоюзы используют телевизионную рекламу, чтобы побудить потребителей покупать товары с «профсоюзной этикеткой».

- Политического лоббирования для получения контрактов

- Оказания давления на предпринимателей с помощью тактики сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней.

б) Рост производительности труда. Издержки снижаются – это ведет к снижению цены, что способствует увеличению объема реализации и к увеличению спроса, следовательно, и к увеличению потребности в рабочей силе. Возрастает интерес к созданию совместных рабоче-административных комитетов для повышения производительности труда.

в) Рост цен на ресурсы–заменители. Профсоюзам выгодно увеличение минимального размера заработной платы, Рост з/п рабочих не входящих в профсоюз снижает потребность в них.

0 Qc Qu Рис. 3. Повышение спроса на труд 0 Qu Qc Рис. 4. Закрытый профсоюз Рис. 5. Открытый профсоюз

 

2. Закрытый или цеховой профсоюз – это объединение рабочих определенной профессии, в основном квалифицированных специалистов. Профсоюзы могут повышать ставки заработной платы путем сокращения предложения труда. Профсоюзы заставляют нанимать только рабочих членов профсоюза, чтобы обеспечить полный контроль над предложением труда. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое ограничивает иммиграцию, сокращает детский труд, обеспечивает обязательный уход на пенсию, способствует сокращению рабочей недели. Профсоюзы создают искусственное сокращение предложения труда путем: повышения взносов, увеличения сроков обучения, ограничения принятия новых членов, лицензирование работников – оказывают давление на власть, побуждая их принимать законы, требующие от работника получение лицензии (разрешение заниматься определенным видом труда). Все это ведет к сокращению предложения и увеличения ставок заработной платы.

3. Открытый или отраслевой профсоюз – не ограничивает число своих членов. Они стремятся объединить всех имеющихся в отрасли рабочих неквалифицированных, низкоквалифицированных и высококвалифицированных, чтобы на рынке труда не осталось бы рабочих, которыми можно было бы заменить членов профсоюза. Если отраслевому профсоюзу удается объединить фактически всех рабочих данной отрасли, то фирмы будут находиться под большим давлением со стороны профсоюза при заключении договора о ставке заработной платы. Потому, что с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.

Профсоюзы, контролируя предложение труда, могут навязывать ставку з/п Wu, которая превышает конкурентную (равновесную) ставку з/п Wc. В результате кривая предложения труда перемещается из положения SS в положение WuаS. Рабочие не будут принимать предложение о найме на работу, когда ставка заработной платы будет ниже той, которую требует профсоюз. Если предприниматели считают, что целесообразнее заплатить такую повышенную ставку заработной платы, чем довести дело до забастовки, то они сократят наем с Qс до Qu. Навязанная ставка з/п Wu делает кривую предложения труда абсолютно эластичной на участке Wuа. На этом участке МRС равны з/п Wu. Уровень занятости Qu получается в результате выравнивания предпринимателями значений МRС (=Wu) и МRР, что отражено на кривой спроса на труд. При значении Wu существует избыток предложения, или излишек труда, равный отрезку аа. При отсутствии профсоюза, то есть в условиях совершенно конкурентного рынка труда, можно ожидать, что эти незанятые рабочие согласились бы на более низкую заработную плату и поэтому ставка заработной платы упала бы до конкурентного уровня Wc. Но этого не происходит, поскольку рабочие предпринимают совместные действия через свой профсоюз. Как рабочие не могут по одиночке соглашаться работать за з/п ниже Wu, так и предприниматели не могут платить меньше, чем установлено по контракту.

IV. Модель двусторонней монополии получается путем объединения монопсонической модели с моделью открытых профсоюзов. На монопсоническом рынке труда действуют крупный профсоюз (большой труд) который ведет переговоры с большим бизнесом (несколькими крупными промышленными гигантами) о ставке заработной платы.

  0 Qm Qc Рис. 6. Двусторонняя монополия на рынке труда Монопсонический наниматель будет стремиться к установлению заработной платы Wм ниже конкурентной равновесной ставки, а профсоюз будет настаивать на сверх равновесной конкурентной ставке заработной платы Wn. Результат будет промежуточным в том смысле, что экономическая теория не объясняет, какой будет в итоге ставка заработной платы. Сторона, обладающая в ходе заключения трудового соглашения большей силой и более эффективной стратегией, будет способна склонить оппонента принять ставку заработной платы более близкую к той, на которой она настаивает. Фирма стремится уравнивать МRР с МRС, чтобы максимизировать свою прибыль. Равновесие достигается в точке, где ставка з/п равна конкурентной Wk. Если администрация соглашается с данной ставкой, то у нее исчезает стимул ограничивать занятость, и наниматель больше не может понижать з/п путем сокращения занятости. Администрация уравнивает договорную ставку заработной платы Wk (=МRС) с МRР и считает, что наиболее прибыльно нанимать рабочую силу в объеме, равном Qc.

 

ДИСКУССИЯ О МИНИМУМЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

Аргументы против минимума заработной платы. Рост МРОТ приведет к повышению издержек на з/п (МRС вырастет). Фирме станет выгодно нанимать меньше рабочих. Увеличится безработица и уровень бедности. В результате бедные, низкооплачиваемые рабочие, для которых как раз и устанавливается (повышается) МРОТ, окажутся без работы. Хотели помощь бедному рабочему заработать больше, а в итоге сделали хуже – его просто уволили.

Аргументы в пользу минимума заработной платы. Сторонники повышения МРОТ, считают что у фирм при увеличении ставки заработной платы исчезнет стимул к ограничению занятости. Фирме станет выгоднее нанимать больше рабочих, чтобы уравнять МRР с МRС. Увеличение МРОТ стимулирует рост производительности труда. Фирме не выгодно нанимать низкоквалифицированных рабочих с низкой производительностью труда.

Какая точка зрения является правильной? Ответить очень сложно, но известно, что рост МРОТ увеличивает безработицу среди молодежи 16 – 24 лет. И, как правило, больше страдают от сокращения занятости неквалифицированные рабочие.

 

ВОПРОС 4

Капитал (от лат. capitalis – главное имущество) – это имущество, актив, используемый для получения прибыли, богатства.

В экономической теории капитал – это ресурсы, созданные в результате производственной деятельности и используемые для производства товаров и услуг. Это товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека – средства производства (инвестиционные товары).

Капитал (инвестиционные ресурсы) – охватывают все произведенные средства производства, то есть все виды машин, оборудования, инструментов, здания, сооружения, транспорт, склады, сбытовая сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием.

Менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом – капиталом. Деньги становятся капиталом, когда их пускают в оборот.

Реальный капитал – инструменты, машины и другое производственное оборудование – это экономический ресурс. Деньги или финансовый капитал таким ресурсом не являются. Физический (реальный, производственный капитал) – это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (машины, оборудования, инструменты, здания, сооружения, запасы сырья и т.д.) используемые для производства товаров и услуг.

В марксистской политэкономии любые средства труда рассматриваются как физический капитал. Средства труда могут стать капиталом только тогда, когда его владелец прямо или косвенно вступает в экономические отношения с владельцем рабочей силы. Сам по себе станок не приносит своему владельцу никакого дохода, даже его использование владельцем не превращает станок в капитал. Капиталом он становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду.

Австрийская экономическая школа. Капитал – это ресурс, фактор производства. Станок становится капиталом если тот кто им распоряжается, планирует использовать его в будущем для производства благ. Если не планирует – то станок не является капиталом.

В бухгалтерском учете. Капитал – это разница между активами организации и его обязательствами.

ВИДЫ КАПИТАЛА.

1. Основной капитал – это часть производственного капитала (средства труда), которые целиком и многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Переносят свою стоимость на произведенную продукцию по частям по мере износа(здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты и т.д. и т.п.). Делится на активные и пассивные.

а) Активный капитал – которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предметы труда (сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты и т.п.) видоизменяя его (инструменты, машины и оборудования).

б) Пассивный капитал – создает необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения, передаточные устройства – теплосети, электросети и т.д.).

2. Оборотный капитал – это часть производственного капитала (предметы труда и стоимость рабочей силы), которые участвуют в процессе производства товаров и услуг один раз (в течение одного оборота), изменяют свою натуральную форму и переносят сразу и полностью свою стоимость на произведенную продукции (в себестоимость продукции). Оборотные средства складываются из:

а) Оборотных фондов (нормируемые оборотные средства) – производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

б) Фондов обращения (ненормируемые оборотные средства) – готовая продукция на складах, продукция отгруженная но не оплаченная, средства в расчетных счетах и денежные средства.

3. Постоянный капитал – это часть капитала, которая превращена в средства производства. В процессе производства полностью переносят свою стоимость на произведенную продукцию и не меняют величины своей стоимости. Меняется лишь его физическая форма – исчезает сырье, материалы, разрушается оборудование, инструменты. В замен появляется продукция, в которую полностью включена стоимость сырья, материалов и амортизация оборудования.

4. Переменный капитал – это часть капитала, которая используется для покупки рабочей силы (з/п рабочих). В процессе производства изменяет свою стоимость. Согласно Карлу Марксу в процессе производства эта часть капитала не переносит свою стоимость на произведенную продукцию, как это делает постоянный капитал. Купленная рабочая сила создает новую стоимость, которая обычно больше стоимости капитала, уплаченного при покупке этой рабочей силы. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток – прибавочную стоимость. Так как размер вновь созданной стоимости не совпадает со стоимостью рабочей силы.

 

 
 

 

 


Рис. 7. Постоянный и переменный, основной и оборотный капитал.

 

МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

В процессе эксплуатации основные производственные фонды (ОПФ) физически и морально изнашиваются, теряя при этом часть своей стоимости. Отсюда возникает необходимость их воспроизводства.

Физический износ – ОПФ физически изнашиваются (приходят вне годность - ломаются) по мере выработки своего срока эксплуатации.

Моральный износ – ОПФ с течением времени морально устаревают, вследствие появления нового более производительного оборудования.

1. Простое воспроизводство ОПФ – предполагает преодоление лишь физического износа оборудования. Поддержание оборудования в рабочем состоянии без какого-либо его усовершенствования. Она включает уход и надзор над ОПФ, межремонтное обслуживание, текущие и капитальные ремонты (оборудование не обновляется).

2. Расширенное воспроизводство ОПФ – предусматривает обновление оборудования, его реконструкцию и модернизацию, ввод в эксплуатацию новых мощностей и технологий (предполагает устранение физического и морального износа).

Амортизация (возмещение основного капитала) – это постепенный перенос стоимости ОФ на выпускаемую продукцию по мере износа. Осуществляется двумя методами:

 

1. Метод равномерно-прямолинейного списания. Является основным. Рассчитывается по формуле:

А = (Кп – Л) ÷ Тсл + n × ц ÷ Тсл или А = Ксг × На ÷ 100

где:

Кп – стоимость ОФ

Л – ликвидационная (остаточная) стоимость ОФ

Тсл – срок службы ОФ

n – число капитальных ремонтов

ц – стоимость одного капитального ремонта

Ксг – среднегодовая стоимость ОФ

На – норма амортизации %.

2. Метод ускоренной амортизации. В первый год она относиться к первоначальной стоимости, а в последующие годы к остаточной. За 1/3 срока службы оборудования списывается половина стоимости ОФ. Пример норма амортизации 25%, срок службы оборудования 10 лет, стоимость ОФ = 600 тыс. руб.

1год = 600 × 25% = 150 тыс.руб. 2 год = (600 – 150) × 25% = 112,5 тыс.руб. 3 год = (450 – 112,5) × 25% = и т.д.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПФ

Коэффициент экстенсивного использования оборудования – использование ОФ во времени

 

Кэк = Тфакт ÷ Тнорма

где:

Тфакт – фактическое время работы оборудования

Тнорма – время работы оборудования по нормативу.

Коэффициент интенсивного использования оборудования – использование ОФ по мощности

 

Кинт = Пфакт ÷ Пмах

где:

Пфакт – фактическая производительность оборудования в единицу рабочего времени (час, смену) в натуральном выражении

Пмах – максимально возможная (проектная) производительность

 

Фондоотдача Фо = VПП ÷ Кср.г.

где:

VПП – годовой объем выпущенной продукции

Кср.г. – среднегодовая стоимость ОФ

 

Фондоемкость Фе = 1 ÷ Фо

 

Фондовооруженность Фв = Кср.г. ÷ ПППсргч

ПППсргч – среднегодовая численность ППП (промышленный производственный персонал)

 

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ

Экономическая эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью, то есть продолжительностью одного кругооборота от приобретения сырья до реализации готовой продукции. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет уменьшить потребность в них и использовать высвобождаемые оборотные средства для увеличения объема производства, а следовательно для увеличения прибыли.

· Коэффициент оборачиваемости Об.С. Коб = Вр ÷ Об.С.

Вр – Выручка от реализации продукции

Об.С. – среднегодовая сумма оборотных средств.

· Продолжительность одного оборота в днях. Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

 

Д = Т ÷ Коб

Т – число дней в отчетном периоде (месяц, квартал, год).

 

При увеличении числа оборотов (Коб) и неизменном объеме реализации продукции (Вр), средняя сумма оборотных средств уменьшается. Пример. При 10 кратном обороте в течении года на приобретение материалов на сумму 1 млн. руб. требуется 100 тыс. руб., а при 8 кратном – 125 тыс. руб.

Экономия (высвобождение) оборотных средств в результате их ускорения оборачиваемости определяется по формуле: Эоб = (Дотчетный – Дплановый) × (Врплан ÷ Т)

Скорость оборота – это число оборотов, которое капитал совершает в течение года.

N = Гм ÷ to

Гм – год (12 месяцев)

to – время оборота данного капитала.

 

Пример. Общий оборот авансированного капитала.

Основной капитал и его оборот Оборотный капитал и его оборот Весь авансированный капитал и его оборот
80 млн.руб. Время воспроизводства = 10 лет 1 ÷ 10 оборота в год 20 млн руб Число оборотов в год = 5   100 млн.руб.
В течение года обернулось
80 млн.руб. × 1/10 = 8 млн.руб. 20 млн.руб. × 5 = 100 млн.руб. 8 млн.руб. + 100 млн.руб. = 108 млн.руб.

 

Факторы влияющие на скорость оборота капитала.

1. Сокращение времени производства

- рост производительности труда

- развитие НТП (внедрение новой техники, технологии)

2. Сокращение времени обращения

- зависит от емкости рынка, покупательной способности населения

- совершенствование средств транспорта и связи

Если время оборота сократить то предпринимателю будет быстрее возвращаться деньги с прибылью.

 

КРУГООБОРОТ КАПИТАЛА

Движение капитала по трем стадиям и смена форм капитала в процессе этого движения называется кругооборотом капитала. Три стадии кругооборота капитала:

1. Сфера обращения Д → Т (рабочая сила + средства производства)

2. Сфера производства Т (рабочая сила + средства производства) …….П…….Т/ (т + т1)

3. Сфера обращения Т/ → Д/1 + д2)

4. Общая формула кругооборота капитала Д → Т(р.с.+с.п.) ….П…. Т/ → Д/

Д – денежный капитал. Д/ – возросший денежный капитал. д1 – капитализация. д2 – потребление (прибыль)

Т – товарный капитал. Т/ – возросший торговый капитал. П – процесс производства.

Полный оборот капитала происходит тогда, когда предпринимателю возвратится вся первоначальная авансированная стоимость. Оборот капитала измеряется временем оборота капитала.

Время оборота капитала = Время обращения (I и III стадия) + Время производства (II стадия).

Время обращения – время транспортировки продукции от места производства до места реализации + время пребывания продукции в товарных запасах + время купли продажи.

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА

Рынок капитала – это часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. Рынок капитала – это рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные товары. Рынок капитала включает в себя три рынка:

1. Рынок ценных бумаг – происходит обращение ценных бумаг.

2. Рынок кредита – получение банковских ссуд и кредитов.

3. Часть валютного рынка и рынок прямых инвестиций в.т.ч. иностранных.

Для производства товаров и услуг предприятия могут использовать собственные ресурсы и заемные, приобретаемые на рынке капитала. Капитал пользуется спросом по причине его производительности, то есть с его помощью можно произвести продукцию и увеличить доход, поэтому спрос на капитал – это спрос на инвестиционные товары, а не просто на деньги.

Спрос на капитал зависит от спроса на товары и услуги, производимые с его помощью. Если товар пользуется повышенным спросом, то и потребность в капитале для его производства будет возрастать.

Принимая решение о привлечении дополнительного капитала предприниматель должен соотнести доход, полученный от использования этого капитала, с платой за пользование им.

На рынке капитала существует цена, показывающая сколько необходимо заплатить за пользование денежными средствами. Она измеряется в %. Ссудный процент или % ставка – это вознаграждение банку за предоставление денег в пользование.

Цена спроса на капитал определяется исходя из сравнения величины ожидаемого дохода от использования капитала и затрат на его приобретение. Если ожидаемый доход будет выше, чем плата за использование капитала (процент), то предприниматель будет брать денежные средства в долг.

 

ДИСКОНТИРОВАНИЕ

Одним из важных способов обоснования эффективности инвестиционных проектов является процедура дисконтирования. Проблема дисконтирования заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов.

Дисконтирование – приведение будущей суммы в настоящий момент времени, то есть определение сегодняшней стоимости будущей суммы денег, которая будет выплачена через определенный срок при существующей норме процента. Дисконтирование осуществляется по формуле:

PV = FV × Kd Kd = 1 / (1+r)t

PV – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег.

FV – будущая стоимость сегодняшней суммы денег (возвращаемая сумма)

Kd – коэффициент дисконтирования (приемлемая норма дохода на капитал)

r – ставка процента

t – количество лет

Формула дисконтирования показывает, чем ниже % ставка и меньше период времени, тем выше дисконтированная величина будущих доходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.