Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический цикл — это попеременное чередова­ние подъемов и спадов в движении реального ВВП, колебания уровней занятости, производства и инфляции




Измерители экономической деятельности

Валовый национальный продукт (ВНП) – измеритель экономической деятельности государства, суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных как внутри страны, так и за ее пределами за определенный промежуток времени. Измеряется в денежном выражении.

 

Конечный продукт – приобретение для использования, а не для переработки или перепродажи.

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) — измеритель экономической деятельности государства, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год на территории страны.

 

Различают номинальный ВВП - цены берутся без учета инфляции и реальный ВВП – с учетом инфляции.

 

 

Национальный доход – это совокупный доход в рамках экономики государства, созданный всеми владельцами факторов производства.

 

Личный доход – совокупный доход собственника факторов производства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

 

Теорию экономического цикла создал Василий Леонтьев. Закончив в 1925 году ЛГУ, в 1931 году он уехал в США, в 1989 году основал Институт экономического анализа. Долгое время был экономическим консультантом ООН. Его метод анализа экономики лежит в основе баланса экономики США. Работы вел методами математического моделирования.

Продолжил работы по исследованию экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев. Он был одним из теоретиков НЭПа. Расстрелян в 1938 году. Сейчас существует фонд его имени.

 

Экономический цикл состоит из пяти фаз, после­довательно сменяющих друг друга.

Экономический подъем (пик) ха­рактеризуется почти полной занятостью активного насе­ления, постоянным расширением производства всех това­ров и услуг, пока не будут задействованы все произ­водственные мощности, ростом доходов, а, следовательно, и расширением совокупного спроса. Все показатели про­изводства достигают своего пика. В какой-то момент со­вокупное предложение начинает превышать совокупный спрос. Производители не могут продать свои товары, расплатиться со своими кредиторами и поставщиками, начинаются банкротства. Потребители опасаются увольне­ний и сокращают свои расходы. Торговля не берет новых товаров на реализацию, промышленность сокращает про­изводство и не предъявляет спроса на ресурсы. Это нача­ло спада.

Экономическое сжатие, или рецессия характеризуется сокращением производства и потребления, доходов и инвестиций, падением уровня ВВП.

Кризис (спад). Все показатели достигают своей низшей точки и останавливаются.

Депрессия. Экономика, топчется на месте, потому что нужно время, что­бы она стала понемногу набирать обороты.

Оживление (рост) характеризу­ется постепенным ростом производства, потому что растет спрос, промышленность начинает привлекать допол­нительную рабочую силу, торговля заказывает все боль­ше товаров, растут доходы населения и прибыль пред­принимателей. Эта фаза продолжается до тех пор, пока все показатели достигнут пика предыдущей фазы подъема, после чего начинается новый подъем и новый экономический цикл.

Какова продолжительность экономического цикла?

Это очень важный вопрос, который волнует не толь­ко экономистов-теоретиков, но и политических деятелей, профсоюзных лидеров и бизнесменов. Если бы знать о на­ступлении кризиса, можно было бы подготовиться к не­му. Но, как правило, кризисы наступают внезапно.

В XIX в. цикл составлял примерно 8—10 лет: кри­зисы наблюдались в 1825, 1836, 1847, 1857, 1866, 1877, 1882 и 1890 гг. К. Маркс считал, что материальной ос­новой периодичности циклов является замена основного капитала, который в то время служил примерно 10 лет. Кризис как раз и рождает стимул к обновлению основного капитала, с одной стороны, и стимулирует фазу подъ­ема на обновленной основе — с другой. К тому же 10 лет технический прогресс не стоял на месте, следовательно, оборудование подверглось не только физическому, но и моральному износу, т. е. устарело, не соответствует ново­му уровню техники.

В XX в. циклы стали более короткими, а кризи­сы, особенно после Второй мировой войны, — менее острыми.

Самый продолжительный и разрушительный кризис XX в. произошел в 1929—1933 гг. и получил название Великой депрессии. В США падение производства про­должалось 4 года, реальный ВВП упал на 40%, доход на душу населения снизился на 30%, каждый чет­вертый человек потерял работу, а многие и жилье. Особенно пострадала промыш­ленность.

Современные кризисы не такие глубокие: падение производства продолжается в среднем 10—12 месяцев, а сокращение реального производства составляет от 1,5 до 5%.

Причины кризисов:

Внешние (экзогенные):

войны, из-за которых экономика перестраивается на производство военной продукции, привлекаются дополнительные ресурсы и рабочая сила, а по окончании военных действий наступает спад;

воздействие каких-то других внешних факторов, например так называемых нефтяных шоков, когда нефтедобывающие страны объединились в один картель ОПЕК — и резко подняли цены на нефть, чем вызвали самый большой за послевоенное время мировой кризис 1973—1975 гг., при котором в США падение производст­ва продолжалось 16 месяцев и составило около 5%;

крупные нововведения (железные дороги, ав­томобили, электроника), оказывающими большое влия­ние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен.

Внутренние (эндогенные):

монетарная (денежная) политика правительства: большое количество денег порождает инфляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвестиции и ведет к спаду производства;

изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса, когда, например, появляются кардинально новые товары (персональные компьютеры) и спрос переключается на них, а производителям старых товаров (пишущих машинок) приходится закрывать про­изводство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли;

сокращение производства, вызванного производст­вом товарной продукции, т. е. накоплением больших запасов из-за низкого спроса или высоких цен, когда тор­говля отказывается от товаров, которые она не может реализовать, а совокупное предложение превышает сово­купный спрос;

демографические, т.е. сокращение или увеличение населения, превышение неработающего населения по сравнению с экономически активным населением и т. д.;

экологические (лесные пожары, разливы нефти, землетрясения, засухи и т. д.)

 

Как только предложение превышает платежеспособный спрос, начинается процесс перенакопления капитальных ресурсов:

· товарное перенакопление (нереализованная продукция);

· денежное перенакопление (увеличение денег, не вложенных в производство, накопления превышают инвестиции).

 

Виды кризисов:

· Кризис перепроизводства;

· Конъюнктурный ( конъюнктура – стечение обстоятельств). Связан с циклическими колебаниями спроса и предложения.

· Сезонный – технологическая специфика некоторых областей экономики.

 

Госу­дарство и крупный бизнес научились влиять на экономи­ческий цикл. Многие правительства развитых стран при­бегают к методам антициклического регулирования, которые сглаживают пики развития и не дают экономи­ке опуститься до самого дна. Крупный бизнес с помощью маркетинга распознает долгосрочные тенденции спроса на те или иные товары и не допускает их перепроизвод­ства.

Хотя экономические циклы и особенно фаза кризи­са ведут к таким негативным явлениям, как безработица и инфляция, есть и положительные моменты: именно кризис позволяет привести в соответствие совокупный спрос и совокупное предложение, выявить наиболее жиз­неспособные фирмы и продолжить развитие экономики на новой технической основе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.