Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммерческая работа по продаже товара




Субъекты авторского права

Объекты авторского права

Понятие авторского права

Субъекты авторского права

Объекты авторского права

Понятие авторского права

Под правоохранительными органами подразумеваются органы, специально занимающиеся обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбой с преступлениями и иными правонарушениями.

Караганда 2008

Время (продолжительность): 50 минут.

Курс: 1

Лекция

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

 

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

тема:«Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан»

 

 

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

 

 

 

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

 

Зав. кафедрой: Никитина О.К.

 

Тема: Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение уголовного закона, обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина и др. – во многом зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов. В данной лекции раскрывается их понятие и сущность, рассматриваются основные функции и задачи.

Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе правоохранительных органов, их задачах и функциях.

План лекции:

1. Понятие и сущность правоохранительной системы

2. Органы внутренних дел и органы финансовой полиции

3. Органы юстиции и прокуратура

4. Адвокатура

В специальной литературе вопрос о круге такого рода органов решается по-разному. Одни авторы правоохранительными считают только те органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, другие – те, что поддерживают порядок в общественных местах и т. д.

Как известно, органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, соответствующих должностных лиц насчитывается немало. Вряд ли будет целесообразным всех их относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций. К примеру, для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, также она не является главной для воинских начальников, работников противопожарной службы.

При определении роли и значимости конкретной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следует пользоваться дополнительными критериями: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. Используя названные критерии, из числа правоохранительных органов можно выделить систему государственных органов, для которых борьба с преступлениями – основная задача. Таким специфическим институтом, по мнению В. Н. Кудрявцева, является система уголовной юстиции, под которой он понимает те государственные органы и выполняемые ими функции, которые непосредственно связаны с осуществлением правосудия по уголовным делам, выявлением лиц, совершивших преступления, расследованием и судебным рассмотрением дела, назначением и исполнением наказания и т. п.

В статье 192 УПК РК прямо обозначены органы, к чьей подследственности относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена конкретными статьями Уголовного кодекса РК. Расследование уголовных дел, согласно данной норме, производится следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел, финансовой полиции.

Круг органов, к компетенции которых относится производство дознания по уголовным делам, значительно шире (ст. 285 УПК РК). В него, помимо вышеперечисленных, входят таможенные органы, органы военной полиции, пограничной, государственной противопожарной служб.

В зависимости от складывающейся социальной, экономической, политической обстановки возрастает роль той или иной группы правоохранительных оганов. Например, в связи с возрастающей во всем мире угрозой терроризма одной из основных задач органов национальной безопасности Республики Казахстан являются выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РК (ст. 2 Закона РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21 декабря 1995 г. № 2710).

 

2. Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г. № 2707 (с изм. и доп.), органы внутренних дел являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Место и роль правоохранительных органов нашей республики, в частности органов внутренних дел, претерпели множество изменений – от всеобщего, тотального контроля этих органов за всеми сторонами жизни общества до выполнения вспомогательных функций в обеспечении стабильности отношений в условиях демократизации и перехода к рыночным отношениям и защите прав и свобод человека и гражданина.

Многообразие и разноплановость задач, стоящих перед органами внутренних дел, обусловили необходимость выделения в их составе отдельных подразделений: криминальной полиции, административной полиции и иных служб, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел, имеющих статус воинского формирования.

Криминальную полицию образуют оперативно-розыск­ные, следственные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан. Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений; производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (ст. 4-1 Указа об ОВД).

В состав административной полиции входят службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач. К основным задачам административной полиции относятся: охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений; осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан; обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и иные задачи, возложенные на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан (ст. 4-2 Указа об ОВД).

Военно-следственными органами являются следственный департамент, военно-следственные управления и отделы по гарнизонам, состоящие из следственных, оперативно-розыскных, оперативно-технических и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач. Основными задачами военно-следствен­ных органов являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование воинских преступлений и преступлений, совершенных военнослужащими, относящихся к подследственности органов внутренних дел (ст. 4-3 Указа об ОВД).

Военная полиция Министерства внутренних дел является специальным органом и предназначена: для обеспечения правопорядка во внутренних войсках; осуществления дознания по воинским преступлениям, а также по другим преступлениям, совершенным военнослужащими внутренних войск; предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений среди них; раскрытия воинских преступлений; розыска военнослужащих внутренних войск (ст. 4-4 Указа об ОВД).

Как отмечается в Программе Правительства РК на 2003-2006 гг., утвержденной Указом Президента РК от 15 августа 2003 г., существует реальная угроза обострения ситуации в сопредельных государствах, распространения терроризма, политического и религиозного экстремизма, наркобизнеса, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции. В связи с этим целями нашего государства являются, в частности, усиление борьбы с терроризмом, наркоманией, преступностью и укрепление правопорядка. «Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод…». Главную роль в реализации этого минимума играют, несомненно, органы внутренних дел, на которые законом возложены задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений и др.

В современной правовой науке преобладающим стало понимание деятельности органов внутренних дел (полиции) как определенного вида государственно-властной деятельности в различных сферах защиты прав и свобод гражданина и прежде всего обеспечения общественного порядка. Так, в 2004 г. в Казахстане было зарегистрировано 143550 преступлений, из них общеуголовных – 122613. Данный факт еще раз подтверждает то, что именно на органы внутренних дел ложится основное бремя борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а это, в свою очередь, требует создания системы гарантий для эффективного выполнения ими возложенных на них функций и задач.

Органы финансовой полиции Республики Казахстан – специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом (Закон РК «Об органах финансовой полиции РК» от 4 июля 2002 г. № 336-II).

Специфика расследования преступлений против собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, в сфере экономической деятельности, коррупционных преступлений требует специальных знаний не только в области наук криминального цикла (уголовное, уголовно-процессуальное право, криминалистика), но и в сфере экономики. В связи с этим в борьбе с преступностью значительно возрастает роль органов финансовой полиции. Так, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в УПК РК» от 31 декабря 2004 г. был расширен перечень преступлений, расследование которых производится следователями органов финансовой полиции. В частности, исключительно к их подследственности отнесены уголовные дела о таких преступлениях, как присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (п. «г» ч. 3 ст. 176); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 189); коммерческий подкуп (ст. 231); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 310); дача взятки (ст. 312) и др.

 

3. Систему органов юстиции Республики Казахстан, являющихся органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций, составляют: 1) органы юстиции, включающие Министерство юстиции Республики Казахстан, комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан, территориальные органы юстиции, органы уголовно-исполнительной системы; 2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации (Закон РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. № 304).

Важное место в системе государственных органов, на которые возложена реализация уголовной политики нашего государства, принадлежит прокуратуре. В соответствии с Законом РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 прокуратура Республики Казахстан – подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

«Прокуратура в силу своего положения в механизме разделения и взаимодействия властей является наиболее подходящей государственно-правовой структурой, способной должным образом осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе не только с преступлениями, но и с правонарушениями».

Прокурорский надзор является важной юридической гарантией законности и обоснованности при принятии следователем или судом решения о возбуждении уголовного дела.

Рассматриваемый государственный орган самостоятелен и обладает рядом конституционно закрепленных признаков; является необходимым элементом разделения и взаимодействия властей, становления и развития демократического правового государства; служит одним из эффективных институтов, «цементирующих» государственность (как единая централизованная система в силу своей универсальности она максимально приспособлена к обеспечению надзора за единообразным исполнением законов на всей территории страны). Главной целью функционирования прокуратуры является правозащитная деятельность, причем в отношении не только человека и гражданина, но и общества и государства (защита публичного интереса). Кроме того, прокуратура – важный субъект формирования государственной правовой и криминологической политики. «При этом в отличие от других правоохранительных органов, рассматривающих преступление как единство факта и его уголовно-правовой оценки, она распространяет свой интерес не только на преступление и преступника как элементы явления преступности, но и выявляет тенденции и закономерности процесса нарушаемости закона, что позволяет прокуратуре обосновать социальную обусловленность закона и предвидеть его эффективность».

История убедительно доказывает, что функции прокуратуры со временем меняются, расширяются, отмирают. Прокуратуре придавались судебные, административные, контрольные и иные функции, в том числе совершенно ей несвойственные. Зародившись как орган общего надзора, прокуратура в настоящее время во многих странах превратилась преимущественно в орган государственного обвинения в связи с тем, что появились учреждения, должностные лица, надзорная деятельность которых оказалась более эффективной. Вместе с тем есть немалое количество стран, где прокуратура имеет обширные надзорные и властные полномочия. Некоторые государства при неблагоприятной динамике преступности с целью стабилизации положения пересматривают функции прокуратуры и ее полномочия.

В России, например, осуществлена передача функций прокуратуры суду, «который уже санкционирует оперативно-розыскные мероприятия, проверяет обоснованность арестов, законность правовых актов. Суд отменяет постановления о возбуждении, прекращении уголовных дел, представления прокуроров… Предлагается поставить под контроль суда решения о приостановлении расследования по делу. В недалеком будущем в соответствии с Конституцией РФ суду предстоит санкционировать заключение под стражу. По-видимому, экстрадиция также будет осуществляться по судебному решению…».

По этому поводу у юристов складываются различные мнения. Так, А. Л. Протопопов отрицательно оценивает подобное новшество, отмечая, что в силу различных причин деятельность судов во многом парализована, волокита в них достигла беспрецедентных размеров. Арестованные, не будучи признаны виновными, находятся в следственных изоляторах годами, нередко их осуждение сопровождается освобождением, т. к. срок санкции истек. Имеются случаи необоснованных арестов по определению суда, при этом прокуроры не могут опротестовать незаконные решения. Зачастую судьи не изменяют меру пресечения в виде ареста, не желая вмешиваться в деятельность следственных органов, особенно при расследовании тяжких преступлений, и наоборот, иногда судьи без каких-либо видимых причин освобождают из-под стражи опасных преступников. «Совершенно очевидно, что российский суд в современных условиях не готов принять на себя эффективное исполнение надзорных функций. Упование на укрепление законности путем простой передачи полномочий прокуратуры суду по крайней мере наивно».

Противоположное суждение высказывает председатель Костанайского областного суда Е. Канаданов: «Практика показывает, что в европейских странах и соседней России довольно успешно применяется опыт судебного санкционирования.

Так как суд является одной из ветвей власти, право судебного санкционирования просто должно принадлежать именно ему… институт судебного санкционирования будет являться гарантом граждан от необоснованных арестов и не будет вызывать споров со стороны общественности».

Анализируя роль и значение прокуратуры на современном этапе, А. А. Джумалиева говорит о том, «что при разрешении вопроса об оптимальном соотношении процессуальных функций суда, прокурора и защиты на предварительном следствии следует исходить из того, что прокуратура является правоохранительным органом государства и соответственно своему статусу представляет интересы государства как на предварительном следствии, так и в суде. При таких обстоятельствах при принятии прокуратурой решений во всех случаях, где будет идти борьба между частным интересом и интересом государства (публичным), верх, безо всяких сомнений, будет брать интерес публичный. Поэтому важно признать уголовное преследование доминирующей функцией прокуратуры, соответственно перераспределив часть ее надзорных полномочий в пользу судебного контроля и самостоятельности следователя».

Ввиду имеющихся разногласий по поводу передачи части функций прокуратуры суду полагаем, что этот вопрос нуждается в тщательной проработке, включающей изучение опыта не только России, но и других цивилизованных государств. В то же время следует учитывать необходимость функционирования в любом государстве органа (или группы органов), обладающего именно высшими надзорными полномочиями. Возможно, что возложение подобных функций на суды (оставив за прокуратурой в качестве основной функцию уголовного преследования) оптимизирует систему органов уголовной юстиции. Главное, чтобы при этом не произошло смешение полномочий названных государственных органов – в стране должны быть сильные, независимые суд и прокуратура, которые являются необходимыми элементами уголовной юстиции нашей республики.

 

4. Наряду с государственными органами, обеспечивающими расследование и раскрытие уголовных дел, охрану и защиту прав и законных интересов граждан, в республике действует такой особый правовой институт, как адвокатура. Названный институт «в первую очередь, объективируется через деятельность особых организаций, имеющих признаки общественной, независимой, профессиональной, корпоративной, самоуправляемой организации».

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти, а следовательно, в систему органов уголовной юстиции, что, тем не менее, не умаляет важность возложенных на нее задач, имеющих государственное значение и отражающих публичный интерес общества. Оказывая населению квалифицированную юридическую помощь (давая консультации, составляя документы, выполняя поручения по делам, представляя интересы гражданина в суде и т. д.), адвокаты вносят значительный вклад в дело построения правового, демократического государства.

Одна из причин относительной независимости адвокатуры от государства заключается в самой природе и назначении адвокатуры – противостояние возможному произволу государственных органов при отстаивании личностью своих прав. К сожалению, в Законе РК «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. нет раздела о взаимоотношениях государственных органов с адвокатурой, которые, как отмечает С. Тыныбеков, в последнее время претерпели существенные изменения. Взаимодействие названных органов приобретает характер конструктивного диалога, в частности, все больше адвокатов вовлекается в разработку проектов в качестве экспертов, в работу различных комиссий. Одной из задач законодателя является формирование конкретных механизмов сотрудничества государственных органов с адвокатурой как на республиканском (Министерство юстиции, Верховный суд и др. – Союз адвокатов РК), так и на областном уровнях (областной суд, областная прокуратура и пр. – коллегия адвокатов).

То обстоятельство, что адвокатура – публично-право­вой институт, не обладающий государственно-властными полномочиями, в состав которого входят юристы-профес­сионалы, говорит о том, что она способна наиболее квалифицированно осуществлять содействие соблюдению правовых норм, следованию важнейшим принципам уголовной политики, защиту прав личности и юридических лиц.

 

 

Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм, видеосюжеты)

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)

2. Закон Республики Казахстан “Об органах внутренних дел Республики Казахстан” от 21 декабря 1995 г.

3. Закон РК «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 г.

4. Закон РК «Об органах юстиции Республики Казахстан» от 18 марта 2002 г.

5. Жунусов Б.Ж. Проблемы уголовной политики. – Караганда, 2006.

Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какие органы называются правоохранительными

2. Функции и задачи органов внутренних дел

3. Функции и задачи органов финансовой полиции

4. Функции и задачи органов национальной безопасности

5. Адвокатура

 

Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право выполняет четыре функции.

Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т. п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Легальные критерии охраноспособности объектов авторского права

закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,

· во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и,

· во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.

Объектами авторского права, в частности, являются:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «C» в окружности: ©;

· имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

· года первого опубликования произведения.

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права.

Буква «C» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т. п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным. Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.

Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведений.

Типичный пример раздельного соавторства - настоящий коллективный учебник для юридических вузов, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.

Другой пример - музыкально-драматическое произведение с текстом, скажем опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

По общему правилу, право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением. Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений. Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения. Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки одних и тех же произведений.

Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям. Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи «синтетическим» по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика. Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т. е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т. п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.

Вследствие этого применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:

· режиссер-постановщик;

· автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).

Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 29 ЗоАП), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так, в соответствии со ст. 17 - 26 ЗоАП третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.

Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.

 

Продажа товара является последним из основных этапов КД. За ней может следовать только послепродажное оказание услуг.

Продажи представляют собой оптовый, мелкооптовый или розничный товарооборот, осуществляемый между продавцами товара и другими профессиональными или индивидуальными покупателями.

 

От поступления товара на склад продавца до его продажи покупателю с возможным последующим оказанием услуг.

Термин «продажа товара» на уровне промышленных предприятий понимается как процесс сбыта готовой продукции.

 

В связи с этим можно выделить два принципиальных подхода к продаже товаров:

1. Продажи на заказ

2. Работа или продажи на свободный рынок

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ОСНОВНЫМ ЭТАПАМ РАБОТЫ

 

Оптовая торговля Розничная торговля
   

 

 

1. Появление более сложных товаров, требующих профессионального обслуживания.

2. Ускорение ритмов жизни населения, которое влечет за собой изменение востребованности ассортимента, колличественности и качественности услуг (помощь в ведении хозяйства, общественное питание, проведение свободного времени)

 

Услуга – конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющийся в виде какого-либо нового товара, информации или собственно деятельности (в большинстве случаев результат деятельности какое-либо качественное состояние товара или объекта.

 

Классификация по типам услуг:

 

  1. Производственные услуги (инжинеринг, лизинг, обслуживание оборудования и т.д.)
  2. Распределительные (торговля, транспорт, связь)

 

Виды услуг:

  1. транспорт
  2. связь
  3. мтс
  4. жилищно-коммунальные
  5. финансы
  6. наука
  7. образование
  8. физкультура и спорт
  9. медицина и здравоохранение
  10. культура и искусство
  11. общественное питание
  12. лизинг и аренда
  13. инжиниринг
  14. консалтинг
  15. аутсорсинг
  16. Логистические
  17. маркетинговые
  18. страховые
  19. аудиторские
  20. контроль за качеством (стандартизация и сертификация)
  21. индустрия красоты
  22. туризм и индустрия гостеприимства
  23. индивидуальные услуги по воспитанию детей
  24. уход за больными и престарелыми
  25. уход за домашними животными

 

Особенности услуг:

  1. Услуги часто противопостовляются товару
  2. Сфера услуг в большей степени защищается государством от иностранной конкуренции



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.