Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 20. Контрактная система оплаты труда




Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является конт­рактная система, сущностью которой является заключение дого­вора (контракта) между работодателем и исполнителем на опреде­ленный срок. В договоре оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, а также срок действия контракта. Основное преимущество конт­рактной системы — четкое распределение прав и обязанностей как работника, так и руководства предприятия. В контракте могут быть:

а) предусмотрены различные доплаты и надбавки стимули­рующего и компенсационного характера (за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность, за отклонения от
нормальных условий труда);

б) отражены вопросы предоставления служебного транспорта,
дополнительного отпуска, жилой площади и др.

В рыночных условиях предприятие самостоятельно формирует фонд оплаты труда, который является составной частью средств, направляемых на потребление. В состав этого фонда включаются:

• все начисленные предприятием суммы заработной платы неза­висимо от источников финансирования;

• стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с инфляцией и индекса­цией доходов в пределах норм, установленных законода­тельством;

• денежные суммы, начисленные работникам за нерабочее время,
в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством.

 

 

Вопрос 21. Экономическое содержание издержек производства и реализации продукции.

 

Для изготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье, материалы, топливо, энергия, исполь­зуются основные фонды, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называ­ется затратами. Затраты - это оценка использованных произ­водственных ресурсов в натуральной форме. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками произ­водства.

Можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции:

• предметов труда (сырья, материалов и т. д.);

• средств труда (издержки основного капитала);

• по использованию живого труда.

Суммарные затраты на производство и реализацию продук­ции, сгруппированные и сформированные в соответствии с требо­ваниями действующего законодательства, принимают форму се­бестоимости.

В процессе своей деятельности предприятие осуществляет раз­личные по своему экономическому содержанию и целевому назна­чению затраты:

• на производство и реализацию продукции;

• расширение и совершенствование производства;

• удовлетворение материальных и социально-культурных по­требностей членов трудового коллектива.

В зависимости от источника покрытия расходы предприятия подразделяются по нескольким относительно самостоятельным подгруппам:

• включаемые в себестоимость продукции;

• производимые за счет прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия;.

• покрываемые за счет целевых средств и средств специаль­ных фондов.

Чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои расходы. Анализ издержек помо­гает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, проверить хозяйственные показатели и ведение счетно-учетных операций; подсказать, как устанавливать цены, как применять данные о затратах для выработки тактических и стратегических решений, как регулировать и контролировать рас­ходы, как спланировать реальный уровень прибыли.

Производство любого вида продукта или оказание услуг требу­ет определенных ресурсов. Издержки по выпуску продукции зави­сят от количества используемых ресурсов и цен на факторы произ­водства.

Например, издержки, обусловленные затратами труда, выража­ются в заработной плате, выплачиваемой персоналу. Издержки, связанные с потребленными в процессе производства сырьем, мате­риалами, покупными изделиями и полуфабрикатами, определяются материальными затратами, а затраты, обусловленные использова­нием основных фондов, - суммой амортизационных отчислений. Перечисленные издержки называются издержками производства.

Однако ресурсы, использованные для изготовления продук­ции, не отражают всего объема затрат на осуществление производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расхо­ды по ее сбыту и продвижению на рынок. К ним относятся расходы по транспортировке изделии потребителям, проведению марке­тинговых исследований, организации, рекламы и др. Выраженные в денежной форме, они представляют издержки реализации про­дукции (издержки обращения).

Наряду с издержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в раз­личные целевые и внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством также относятся на издержки реализации продукции (издержки обращения).

Сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений в целевые и внебюджетные фонды обра­зует издержки производства и реализации.

Важнейшим показателем, обобщающим работу предприятия, является себестоимость.

Как экономическая категория себестоимость выполняет две важнейшие функции:

• учетную - обеспечивает учет и контроль всех затрат на про­изводство и реализацию продукции;

• расчетную - служит базой для формирования отпускной цены на продукцию предприятия, определения прибыли и рентабельно­сти, обоснования целесообразности принимаемых экономических решений.

 

Вопрос 22. Себестоимость продукции: сущность, показатели, классификация.

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме текущие затраты на ее производство и реали­зацию. Себестоимость производимого товара, выполняемой ра­боты, оказываемой услуги рассчитывается дважды — по статьям и по элементам затрат. Элементы — это одноименные виды рас­ходов — материалы, заработная плата, отчисления на социаль­ные нужды, амортизация и прочие (например, налоги, включае­мые в себестоимость, командировочные).

Статьи себестоимости показывают направления расходова­ния средств: основные нормированные материалы, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды в процентах к основной и До­полнительной заработной плате производственных рабочих, на­кладные расходы (все затраты, которые нельзя пронормировать на конкретную продукцию).

Каждую статью и элементы себестоимости можно предста­вить в развернутом виде. Например, к элементу «Материалы» от­носятся основные и вспомогательные материалы, покупные из­делия и полуфабрикаты, топливо и энергия. Энергия, в свою очередь, включает затраты электрической и тепловой энергии, пар, газ, сжатый воздух, горячую и холодную воду. Статью «Нак­ладные расходы» можно детализировать — это затраты на подго­товку и освоение производства, расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования, общецеховые и общепроизводствен­ные или общехозяйственные расходы, коммерческие издержки.

Статьи себестоимости делятся на две группы: переменные и по­стоянные расходы. Переменные расходы (их можно назвать еще прямыми или нормированными) рассчитываются на одно изделие и возрастают при увеличении объема производства товара в нату­ральном выражении. Постоянные расходы (их можно назвать еще накладными или косвенными) устанавливаются на весь объем про­изводства и не зависят от количества выпускаемой продукции.

Показатели себестоимости продукции можно классифициро­вать следующим образом:

В зависимости от предмета — себестоимость единицы про­дукции (работы или услуги) или всего объема производства.

В зависимости от объекта — себестоимость продукции цеха или предприятия.

В зависимости от натуральной единицы измерения товара — себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра и т.д.

По виду производственной программы — себестоимость вало­вой, товарной или реализованной продукции.

По полноте затрат, включаемых в себестоимость продук­ции, — переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость.

Разница между ценой изделия и переменными расходами на­зывается маржей.

По структуре затрат, включаемых в себестоимость (или цену), — затраты на рубль товарной продукции (себестоимость, деленная на цену), материалоемкость (стоимость материальных затрат, деленная на цену), зарплатоемкость (фонд оплаты труда, деленный на цену).

Выделяют следующие показатели снижения себестоимости продукции: экономия от снижения себестоимости в рублях или в процентах к себестоимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.