Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат




Приведенные выше показатели характеризуют лишь эффективность использования определенного вида ресурсов. Для полной характеристики эффективности затрат служат показатели общей и сравнительной экономической эффективности затрат.

Общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям. Эффективность на уровне народного хозяйства страны может быть отражена приростом валового внутреннего

продукта (∆ ВВП) к производственным капитальным вложениям (К), вызвавшим этот прирост.

Энх.= ∆ВВП / К

 

При техническом перевооружении отдельных народнохозяйственных комплексов, отраслей и предприятий общая экономическая эффективность представляется в следующем виде:

ЭП = ∆П / К

Где ∆П - прирост прибыли (снижение издержек производства);

К- капитальные производственные затраты, давшие прирост прибыли.

По вновь строящимся объектам показатель эффективности:

 

ЭП = П/К=(Ц0 - С)В/К,

 

Где П - годовой объем прибыли;

Ц0 - оптовая цена (без НДС) единицы продукции;

С - себестоимость(издержки производства) единицы продукции;

В - годовой объем производства продукции в натуральном измерении.

Полученные в результате расчетов показатели общей экономической эффективности затрат сравниваются с нормативными или аналогичными показателями за предшествующий период, а также с показателями других предприятий и фирм.

Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе оптимального варианта хозяйственных и технических решений из двух или нескольких возможных вариантов.

Основной показатель сравнительной эффективности - приведенные затраты. При этом оптимальный вариант выбирается по минимуму приведенных затрат. Приведенные затраты - это сумма текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности посредством нормативной эффективности:

 

Зi = Сi + ЕКi,

где:

Зi - приведенные затраты на единицу продукции по i-ому варианту;

Сi - себестоимости единицы продукции по i-ому варианту;

Ki - удельные капитальные вложения по i -ому варианту;

Е - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений (норма дисконта, норма доходности). Численное значение Е может быть ориентировано на уровень банковского процента по депозитным вкладам для собственных средств (капиталовложений) и на уровень процентов по банковскому кредиту для заемных средств.

Пример: По данным таблицы определить оптимальный вариант технического решения.

Приведенные затраты:

- по первому варианту 31=200+0,2*400=280 руб./шт.;

- по второму варианту 32=180+0,2*460=272 руб./шт.;

- по третьему варианту Зз=230+0,2*300=290руб./шт.

Оптимальный вариант характеризуется минимумом приведенных затрат и этому удовлетворяет второй вариант.

При оценке эффективности затрат, направленных на совершенствование материального производства, наряду с экономическим выявляются также социальные и экологические результаты. Эти результаты не отражаются полностью в стоимостной оценке, но, как правило содержат: ликвидацию тяжелого физического труда, повышение

уровня техники безопасности, улучшение условий труда и быта работающих, улучшение состояния окружающей среды.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятия, фирм служит прибыль и рентабельность по отношению к производственным фондам (основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства).

Таким образом, критерии эффективности на народнохозяйственном уровне и уровне отдельного предприятия (фирмы) различны, и это представляется правомерным, так как народное хозяйство нельзя рассматривать как простую арифметическую сумму его частей.

Основные направления повышения эффективности:

- развитие науки;

- развитие научно-технического прогресса;

- пути экономии материальных и людских ресурсов;

- совершенствование отраслевой структуры материального производства;

- совершенствование управления и организационно-экономических форм материального производства;

- развитие социальной инфраструктуры производства.

 

Тема 3: Цели и задачи создания и развития предприятия.

 

1. Предприятие – основное звено рыночной экономики.

2. Общая и производственная структура предприятия.

3. Малые предприятия и их развития.

 

1. Предприятие – основное звено рыночной экономики.

 

Предприятие – это основное звено народнохозяйственного комплекса. Оно производит и реализует продукцию, нанимает рабочую силу, приобретает оборудование и сырьё, организует производственный процесс, осуществляет расширенное воспроизводство, имеет право выхода и вступление в организации, самостоятельный баланс, является юридическим лицом, владеет собственностью.

Ключевая фигура рыночных отношений – предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Таким образом, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который проявляется в конкуренции.

Конкуренция – это экономическое состязание изготовителей товара на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Она позволяет расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Конкуренция заставляет предприятие применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства труда и труда с целью снижения издержек производства и повышения качества продукции.

Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. При монополии на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Монополист как единственный производитель данного товара может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые могли бы захватить рынок, назначая более низкую цену.

Вместе с тем это не означает бесконечное повышение цены, так как в соответствии с характером рыночного спроса чем выше цена, тем ниже уровень спроса, и наоборот. Таким образом, принимая решение о цене, монополист руководствуется издержками производства и сбыта продукции, объёмами ее производства и продажи в соответствии с рыночным спросом.

Все разнообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

1. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделять на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и другие. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

2. По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений, организаций.

3. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной или коллективной.

Формы предпринимательства подразделяются на организационно – правовые и организационно – экономические.

К организационно – правовым формам относятся товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно – экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые.

Экономические условия – это, прежде всего, предложение товаров и спрос на них: виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест или рабочей силы, влияющей на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, которые желали бы взять предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы им предоставить кредитные учреждения.

К социальным условиям формирования предпринимательства относятся стремление покупателя приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, нравственным и религиозным нормам, зависящим от социально – культурной среды.

К правовым условиям функционирования предпринимательства, в первую очередь, относятся: наличие законов, регулирующих и создающих благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства; создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, упрощение методов учета и форм статистической отчетности.

Рыночная экономика, несмотря на многие положительные черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально незащищенные слои населения. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, схематично изображенной на рис. 1, где:

 

 

Рис. 1. Рыночная модель предприятия.

Блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

Блок 2 – ресурсы на входе – трудовые, материальные;

Блок 3 – ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

Блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействует предприятие – государство, муниципальные органы, законодательство;

Блок 5 – природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

Блок 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;

Блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:

· Внедрение, требующие больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточная;

· Рост: как результат признания покупателям товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и собственно прибыли стабилизируется расходы на рекламу;

· Зрелость: характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать. Прибыль также начинает снижаться с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

· Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

· Спад: представляет собой период резкого снижения продаж, а затем прибыли.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют все общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: - нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенные уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем, формулу прибыли можно представить в следующем виде: П = В – (З +Н+Ш)

где П – прибыль предприятия, руб./год;

В – выручка от реализации созданной продукции, руб./год;

З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;

Н – величина налогов, выплаченных предприятием, руб./год;

Ш – штрафные санкции, руб./год;

Выручка от реализации определяется по формуле:

Где - количество произведенной и реализованной потребителями i-й продукции в натуральном положении;

- цена реализации i-й продукции, руб.;

n – количество позиций реализуемой продукции, шт.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависит от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования.

Итак, предприятия в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

ü установлением цен;

ü формирование затрат;

ü формирования объемом продукции;

ü выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В в условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтоб наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.