Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нематериальные активы

Франчайзинг.

Лизинг и финансирование капиталовложений вложений.

Аренда имущества.

Тема 7.Операции с имуществом. Аренда, лизинг, франчайзинг.

Экономическая эффективность инвестиционных проектов.

Экономический эффект от реализации проекта – это разность результатов (Р) и затрат(З). Эффективность проекта оценивается соотношением финансовых показателей и затрат и характеризуется системой показателей, отражающих это соотношение.

Экономическое развитие производства, определяемое инвестированием, может иметь интенсивный и экстенсивный характер.

Экономическая эффективность производства (Э) определятся как соотношение динамики затрат (З) и динамики выпуска продукции (Р).

Э = Р/З

 

Существует система показателей, характеризующих экономическую эффективность.

1) Показатель окупаемости инвестиций, характеризующий сроки возвратности средств;

2) показатель удельных капиталовложений, оценивающий капиталоемкость (ресурсосбережение);

3) Производительность труда;

4) Фондоотдача;

5) Себестоимость;

6) Материалоемкость;

7) Энергоемкость.

Общая экономическая эффективность инвестиций рассчитывается:
а) по народному хозяйству РФ, по субъектам федерации

 

Энх = ∆Нац. дохода = Д

Производственные инвестиции К

 

Величина нормативных показателей сравнительной эффективности капитальных вложений устанавливается Госстроем России. Для большинства расчетов в 1995 году был рекомендован Э норм.= 0,16. При этом Т ок. норм = 1 / Эн= 6,2 года..

Величина Энх сопоставляется с нормативом эффективности капиталовложений Энорм, и если Энх > Энорм, то рассматриваемые вложения признаются эффективными.

б) по отдельному действующему предприятию, а также формам воспроизводства основных фондов (реконструкции, расширению и техническому перевооружению).

Эпп = ∆П (прирост прибыли)

К

Здесь также Эпп сопоставляется с нормативом эффективности

в) по вновь строящемуся предприятию, цеху, объекту:

Эпп = Ц – С (годовой выпуск в ценах предприятия – себестоимость)

К

Одновременно с расчетом экономической эффективности инвестиций определяется срок окупаемости соответственно по приросту прибыли.

Тпп = К/П или прибыли Тп = К/Ц – С

Прирост прибыли определяется как разность величины прибыли по конечным годам предшествующего инвестиционного периода.

 

1.В процессе хозяйственной деятельности предприниматель может использовать не только собственное, но и арендованное имущество.

Аренда имущества – это вид предпринимательской деятельности, при которой собственник имущества (арендодатель) передает его во временное владение или пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату.

Объектами аренды могут быть участки земли, движимое и недвижимое имущество, включая здания и сооружения, промышленные предприятия, оборудования, машины, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Например, можно сдать в аренду плодоносящий сад с правом сбора и продажи яблок, но нельзя сдать в аренду только яблоки, можно сдать в аренду сеялку, но не семена.

Принципиальное отличие сдачи в имущества в аренду от продажи его в кредит состоит в том, что при аренде нет перехода права собственности на имущество, собственником которого остается арендодатель, а арендатор получает право владеть и использовать это оборудование, но не продавать его, не дарить, не менять, то есть не распоряжаться им по своему усмотрению. Арендодатели сдают в аренду принадлежащие им объекты по более высокой стоимости, чем они приобрели это имущество на рынке или чем оно стоило им в изготовлении. Эта разница и является доходом арендодателей. Потребители часто предпочитают взять имущество в аренду, чем приобрести его с рассрочкой платежа. Дело в том, что продавцы в кредит также закладывают в цену свою прибыль и увеличивают её на риск возможной неплатежеспособности покупателя. Покупатель, в свою очередь, должен найти деньги для выплаты аванса продавцу, зарезервировать в банке определенную сумму для погашения кредита или получить гарантию платежа в кредитной организации. С экономической точки зрения это нивелирует условия приобретения в кредит и аренды имущества.

Вместе с тем, использование аренды может дать потребителям определенные преимущества. Потребителю не всегда выгодно покупать то или иное имущество. Например, если ему нужна бетономешалка для строительства дома, то выгоднее взять её в аренду за часть цены, чем потом, после завершения работ, продавать за бесценок.

Широкое развитие арендных услуг значительно повышает мобильность производства и строительства, а значит, и его эффективность.

Арендная плата для арендатора менее опасна с точки зрения платежеспособности арендатора, чем договор купли-продажи для продавца. Арендодатель, оставаясь собственником объекта аренды, может в случае ухудшения финансового положения арендатора заявить о намерении расторгнуть договор и по решению суда вернуть в свое владение объект аренды, а потом сдать его другому арендатору.

Арендатор, используя арендованные средства производства, способен начать предпринимательскую деятельность с гораздо меньшим капиталом, поскольку договор аренды может предусматривать выплату арендных платежей по мере реализации арендатором продукции на рынке и получения прибыли.

Аренда делится на два вида: оперативная аренда и финансовая аренда (лизинг).

В оперативную аренду могут сдаваться любые объекты, от находящегося в частной собственности: от мелкого сельскохозяйственного инвентаря до изготовленных или принадлежащих крупным компаниям авиалайнеров, технологических установок и целых предприятий.

Оперативная аренда предполагает передачу объекта (имущества) арендаторам неоднократно в течение срока амортизации имущества. При этом арендодатель отвечает перед арендатором за своевременность поставки объекта и его качество; арендодатель также несет риск повреждения или утраты имущества, находящегося в пользовании арендатора. Чем короче срок аренды, тем чаще арендодатель обеспечивает техническое обслуживание и ремонт сданного в аренду имущества. По окончании срока договора арендатор обязан вернуть объект аренды арендодателю.

Большим преимуществом арендных соглашений является возможность включения в них права арендатора на одностороннее прекращение договора, обычно при условии заблаговременного (в среднем за 1 месяц) уведомления об этом арендодателя. Такая возможность дает право арендаторам отказываться от аренды морально устаревшего оборудования. Наиболее часто таким правом пользуются арендаторы персональных компьютеров, множительных машин, современных самолетов и т.д.

Крупные арендные компании инвестируют большие средства в изготовление и приобретение имущества, которое пользуется спросом у арендаторов, создают систему складов и технического обслуживания. В ряде зарубежных стран различают два вида оперативной аренды по срокам заключаемых договоров.

Краткосрочная аренда (рентинг). Сроки договоров такого вида аренды составляют от нескольких часов до нескольких месяцев. Примерами такой краткосрочной аренды может быть: аренда сельскохозяйственных машин и механизмов (для выполнения посевных, уборочных или иных работ), легковых автомобилей, транспортных средств и иного движимого имущества.

При краткосрочной аренде техническое обслуживание обычно осуществляет арендодатель. Он же обычно и страхует объект аренды.

Среднесрочная аренда. Сроки договоров такого вида аренды составляют от нескольких месяцев до 2-5 лет. Объектами аренды могут быть такие же виды имущества, что и при краткосрочной аренде. При среднесрочной аренде договоры чаще, чем при рентинге, предусматривают, что обязательства по техническому обслуживанию принимает на себя арендатор. Он же страхует и свой персонал, управляющий машинами, механизмами и транспортными средствами.

Российское законодательство не предусматривает деление аренды на краткосрочную и среднесрочную, но в практической работе следует учитывать их различие при согласовании обязательств по техническому контролю.

2. Понятие лизинга. Лизинговые операции заключаются в предоставлении на условиях аренды на средне- и долгосрочный период средств производства предприятием-пользователем. В отличие от обычной аренды лизинг, как правило, предусматривает выкуп оборудования по истечении срока аренды его пользователями по низкой остаточной стоимости. В лизинговых операциях обычно участвуют три стороны:

· предприятие – поставщик оборудования;

· арендодатель, оплачивающий оборудование и предоставляющий его в аренду;

· предприятие, получающее и использующее оборудование в течение определенного времени (арендатор).

В развитых странах выполнением лизинговых операций занимаются специальные финансовые общества – лизинговые фирмы или крупные банки. С целью расширения рынка сбыта своей продукции лизинговые операции проводят и сами предприятия – производители оборудования, техники. Но приоритет в сфере лизинга принадлежит специальным лизинговым фирмам, которые, как правило, являются дочерними организациями крупных коммерческих банков, что облегчает им доступ к кредиту. Для коммерческих банков лизинг дает возможность получить дополнительный доход и расширить сферу влияния. Поэтому лизинговые операции находят все большее распространение в деятельности отечественных банков, при проведении которых они выступают в роли арендодателя.

Как показывает зарубежная практика, фактически все виды промышленного оборудования, в том числе и крупного технологического, приемлемы для сдачи в аренду. Объектом лизинга может выступать также недвижимое имущество (административные здания, гаражи, склады и др.) и, кроме того, права интеллектуальной собственности (лицензии, компьютерные программы, ноу-хау и др.).

Существует более 20 видов (модификации) лизинга. В наиболее общем виде все лизинговые операции делятся на три вида:

1. Оперативный лизинг – лизинг с неполной окупаемостью.

2. Финансовый лизинг – лизинг с полной окупаемостью.

3. Возвратный лизинг.

К оперативному лизингу относятся сделки, по которым срок аренды короче экономического срока службы оборудования, затраты арендодателя (лизингодателя) по приобретению сдаваемого в аренду оборудования окупаются лишь частично в течение первоначального срока аренды.

Оперативный лизинг имеет следующие особенности:

1) арендодатель не рассчитывает покрыть все свои затраты за счет поступлений от одного арендатора;

2) сроки арены не охватывают полного физического износа имущества;

3) риск потерь от порчи или утери имущества лежит главным образом на арендодателе;

4) по окончании установленного срока имущество возвращается арендодателю, который продает его или сдает в аренду другому клиенту.

В состав оперативного лизинга включаются: рентинг – краткосрочная аренда от одного дня до одного года; хайринг – среднесрочная аренда от одного года до 3-х лет. Указанные операции предполагают многократную передачу стандартного оборудования от одного арендатора к другому.

Финансовый лизинг представляет собой кредит в форме передачи функционирующего капитала. Заключаемый контракт предусматривает полную выплату арендатором стоимости арендуемого товара и переход к нему всех прав по владению имуществом. Срок контракта обычно охватывает средний срок службы оборудования. Объектом финансового лизинга являются самые дорогостоящие виды оборудования.

 

Схема финансового лизинга

 

 


Возвратный лизинг – такая хозяйственная операция, когда собственник машин или оборудования в силу ряда обстоятельств продает их лизинговой фирме, а затем берет их в аренду на условиях финансового лизинга. В этом договоре участвуют лишь два лица. Его преимущества по сравнению с арендой состоят в том, что у собственников машин или оборудования появляются свободные финансовые средства.

 

Схема возвратного лизинга

 
 

 

 


сдача в аренду + обязательство продажи

Из других видов сделок можно отметить следующие:

1. Клиринг – система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги или услуги.

2. Бартер – заключение сбытовой сделки с оплатой поставляемых товаров не в денежной, а в товарной форме. Разновидность бартера – компенсационные сделки – предоставление кредита с расчетом за него в форме поставки товаров.

В лизинговой операции участвуют три стороны: поставщик – продавец определенного имущества, лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель – получатель определенного имущества (арендатор).

Как осуществляет сама сделка?

Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую фирму о возможности получения этого оборудования в аренду. Но и сама лизинговая фирма посредством специального изучения рынка ищет потенциального потребителя и вступает с ним в контакт. Получение запроса на аренду оформляется в виде специального документа.

После получения запроса лизинговой фирмой начинается этап разработки лизинговых предложений. Лизинговая фирма определяет круг вероятных производителей необходимого оборудования и запрашивает их о возможностях лизинговой сделки. Одновременно она оценивает потенциального клиента (заказчика), в частности его способность выплачивать арендные платежи, необходимость гарантий и т.д.

На стадии разработки предложений лизинговая фирма уделяет особое внимание оценке риска, которая при лизинговой сделке включает два момента:

- оценку клиента, его способность выплачивать лизинговые платежи с учетом деятельности, связанный с размещаемым имуществом;

- оценку имущества, степени его действительной заменяемости: если заменяемость высокая (стандартное оборудование, легко поддающееся новому применению, с низкими темпами морального износа) – риск низок; если степень заменяемости низка (оборудование специфического назначения, изготовление «по заказу», быстро устаревающее) – риск высок;

В фазе подготовки предложение также анализируются основные параметры, определяющие основные параметры, определяющие размер платежей по лизинговой сделке, а именно: закупочная цена оборудования или другого имущества, аванс, применяемая ставка, длительность контракта, периодичность выплат.

После подготовки предложения лизинговая фирма предоставляет поставщику и потребителю необходимую информацию и, если условия приемлемы, заинтересованными сторонами подписывается лизинговый контракт. Одновременно с заключением контракта клиент выплачивает лизинговой фирме соответствующую сумму за первую арендную плату, за подготовку предложения и за страхование.

На стадии подготовки предложения (до подписания контракта) производитель и потребитель согласовывают принципиальные характеристики оборудования, подлежащего изготовлению и размещению в ходе лизинговой операции.

На основании контракта лизинговая фирма делает заказ производителю – поставщику соответствующего оборудования.

Производитель в соответствии с заказом, который является договором между ним и лизинговой фирмой, изготовляет и устанавливает оборудование.

При условии стандартного, уже имеющегося оборудования, лизинговая фирма просто выдает заказ на закупку необходимого оборудования.

По окончании поставки получатель-потребитель, лизинговая фирма и производитель-поставщик подписывают акт приемки, который подтверждает работоспособность оборудования. После его подписания лизинговая фирма переводит на счет поставщика покупную цену оборудования, и лизинговый контракт вступает в силу.

Лизинговый контракт определяет основные права и обязанности арендатора (предпринимателя) и арендодателя (лизинговой фирмы) и регулирует отношения, складывающиеся между ними по поводу размещаемого имущества.

Лизинговая фирма является исключительным собственником имущества, она же осуществляет финансирование всей операции, но при этом не несет ответственности за качественные характеристики оборудования, которые должны быть определены и согласованы потребителем и производителем на стадии подготовки предложения и проконтролированы заказчиком-потребителем в момент подписания акта приемки.

Длительность контракта, как правило, 3-5 лет, в зависимости от продолжительности амортизационного периода объекта лизинговой сделки.

Платежи – арендная ставка (ежемесячная, ежеквартальная, раз в полгода, раз в год).

Страхование – лизингополучатель обязан застраховать в пользу лизинговой фирмы получаемого оборудования (от пожара, кражи и др.).

Обязанности сторон:

1. Эксплуатация оборудования в полном соответствии с инструкцией.

2. В случае просрочки платежа лизинговая фирма может забрать оборудование.

3. Если оборудование используется не по назначению – могут разорвать контракт.

По окончании срока:

а) возвратить оборудование лизинговой фирме;

б) продлить при более низких ставках;

в) приобрести машины (1% стоимости), так называемый «опцион покупателя».

 

3. Франчайзинг –смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства; система взаимовыгодных партнерских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупного (корпорации, фирмы) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким - франчайзи (оператором).

Предметом договора должна быть обязанность франчайзера снабжать оператора или бизнесмена, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение своими товарами, апробированными технологиями, передать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчазера оговоренных товаров и услуг. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи,составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании «Макдональдс» вносят 12%.

В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый получил набольшее распространение в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под товарной маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы. Мелкая фирма обязуется предоставлять компании-франчайзеру услуги в области маркетинга и менеджмента с учетом местных условий, инвестировать в эту компанию часть своего капитала, вести деловые контакты исключительно с франчрайзером и в соответствии с его предписаниями.

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ следует отнести: фирма – франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера – крупной фирмы.

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством товаров и услуг, производимых и реализуемых оператором.

Недостатки франчайзинга: необходимость учета интересов партнера – крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объемов продаж может поставить держателя лицензии в тяжелые финансовые условия; наличие права у владельца лицензии проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции, ограничивает возможности маневра.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование. Основные приемы проектного анализа | Нематериальные активы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.