Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды управления природопользованием




И правовая защита природной среды

Основы управления природопользованием

1. Понятия и виды управления природопользованием

2. Экологическая политика и правовые основы природопользования

3. Административное регулирование в сфере природопользования

4. Информационное обеспечение в природопользовании

 

Управление – совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Управление природопользованием (УП) – организационная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Главная цель – поддержание и улучшение качества ОС.

Основные задачи УП:

1. последовательное достижение определенного качества среды обитания на каждой территории

2. восстановление и сохранение биосферного равновесия

3. рациональное использование природных ресурсов (ПР)

Организация системы УП включает:

ü формирование экологической политики

ü конкретизация целей и задач

ü выбор методов и выработка стратегий природопользования

ü создание информационного и нормативно-правового обеспечения УП

ü создание инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования

Функции УП и охраной природной среды:

ü создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

ü распоряжение природными ресурсами;

ü планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшается состояние окружающей среды;

ü экологическое нормирование;

ü экологическое лицензирование;

ü экологическая сертификация;

ü экологический аудит;

ü учет состояния и использования отдельных природных объектов, а также вредных воздействий;

ü экологический контроль и экологическая экспертиза;

ü экологическое воспитание и образование;

ü разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды;

Управление, как известно, подразумевает наличие объекта управления (управляемой системы, например завода) и субъекта управления (управляющей системы). Исходя из этого под управлением понимается организация и постоянное наличие двух уровней управления:

1.управление природными системами:

а)»жесткое»- пренебрегающее учетом естественных процессов (сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники);

б)»мягкое»- основанное на воздействии через естественные механизмы саморегуляции экосистем т.е. способность экосистем к восстановлению своих свойств после антропогенного воздействия (выборочная вырубка и использование научно-обоснованных агроприемов, способствующих самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы).

«Жесткое» управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижение затрат на ее производство, но этот эффект кратковремен, так как в результате происходят резкие необратимые изменения в природной среде, снижение ее продуктивности и загрязнение, приводит к экологическим, экономическим и социальным ущербам.

2.управление природопользователями:

а) командно-административное;

б) экономическое.

Эти уровни управления взаимосвязаны между собой. Первый основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы.

2 Экологическая политика и правовые основы природопользования

Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде (ОПР).

Появление этого термина свидетельствует о необходимости рассматривать экономические, социальные и экологические задачи государства как единую систему.

В 1992 году Реймерс предложил 4 уровня политики:

1. Международно – глобальная, заключается в проведении акции с учетом экологических ограничений в социально – экономическом развитие, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения;

2. Региональная экополитика, охватывает интересы одного региона и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран по контролю за трансграничным переносом загрязнений по воде, воздуху, а также установление региональных квот за изъятие природных ресурсов.

3. Национальная экополитика, предполагает принятие и реализацию социально – экономических решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий.

4. Локальная экоплитика, - аналог государства в границах малых территориальных образований

В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экологической политики в РФ следует назвать: правовой, административный, информационный экономический.

Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Оно является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Первый закон об охране ОС (эдикт) был написан в 1273 году в Лондоне, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ города. В России можно отметить ряд указов Петра Первого направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу закреплены Конституцией РФ(1993).

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.

 

Экологическое законодательство
Общая часть Особенная часть
Закон РФ"Об охране ОС" 2002) Земельный кодекс(2001)
Закон"Об экологической экспертизе"(1995) Лесной кодекс(1997)
Закон"Об особо охраняемых природных территориях"(1995) Водный кодекс(1995)
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»и др.(1999) Закон «О недрах»(1992)
  Закон «О животном мире»(1995) и др.

 

Эффективность экологического законодательства зависит от работы хозяйственных органов управления, деятельности общественных организаций, экологической и правовой дисциплины граждан, экономической и политической стабильности в обществе. Большую важность в последнее время приобретают рыночные подходы к политике в области природопользования и ООС. Суть их заключается в том, что экологические расходы в максимально возможной степени должны быть возложены на ответственных за ущерб, наносимый природе.

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ, и ее субъектов.

Источниками экологического права, образующие экологическое законодательство, являются:

ü Конституция РФ;

ü Законодательные акты РФ;

ü Акты Президента РФ;

ü Акты Правительства РФ;

ü Нормативные акты министерств и ведомств;

ü Законы и нормативные акты субъектов;

ü Нормативные договора;

ü Нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ.

Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.

 

 
 

 

 


В настоящее время законом предусмотрены специальные виды ответственности за экологические правонарушения:

ü дисциплинарная ответственность за экологические проступки, связанные с трудовой деятельностью должностных лиц (невыполнению утвержденных мероприятий по ООС и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюдению экологических нормативов)- в виде лишения премий, понижения в должности, увольнения;

ü материальная ответственность работников, виновных в причинении экологического вреда;

ü административная ответственность за экологические правонарушения применяется в отношении отдельных лиц и предприятий в случаях бесхозяйственного использования природных объектов, загрязнения природной среды и т.д.- предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приостановка деятельности предприятий;

ü уголовная ответственность за экологические преступления: нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, загрязнение вод, земли, уничтожение лесов- в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свобод;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.