Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кувейт на этом подъеме создал Фонд будущих поколений, а социализм оставил долги и проблемы

Жизнь системы, была продлена, по меньшей мере, на 20 лет.

(В Китае таких ресурсов не оказалось, и реформы пришлось начать в 1956-1976 годах).

Нарастание признаков кризиса в промышленности. Необходимо помнить, что в 1960-1970 годах (вплоть до начала перестройки) наблюдались противоречивые тенденции:

(+) поток нефтедолларов подпитывал, прежде всего, тяжелую и оборонную

промышленность;

(-) тем не менее, перепадало и легкой и пищевой промышленности;

(+) СЭВ и страны третьего мира – представляли собой гарантированные

рынки;

(-) темпы роста энергопотребления опережали темпы роста валового национального

продукта (в странах с рыночной экономикой, показатель энергоемкости непре-

рывно падал).

Трудовые ресурсы были уже исчерпаны при крайне низком уровне эффективности

их использования. Попытки реализации резервов предпринимались (Щекинский экспери-

мент, снятие ограничений на зарплату привело к сокращению численности предприятий на треть). Распространение опыта на другие предприятия не произошло в связи с лавино-образно возрастающими препонами.

Ресурсы, направляемые на капитальные вложения сокращались: в 9-ой пятилет-

ке объем капиталовложений вырос против 8-ой на 42%, а в 10-ой (вторая половина 70-х) – только на 26%.

Командно-административная система ничего менять не хотела, поэтому и начался

кризис потребления: сначала в форме сокращения ассортимента потребительских това-ров, их удорожания и снижения качества, а затем и в виде прямого падения его физичес-ких объемов.

Нефтедоллары оттягивают кризис. Крупные месторождения нефти и газа Запад-

 

- 11 -

ной Сибири были открыты и разведаны в 1950-1960 годах. По мнению Сталина (1946 год) для коммунизма достаточно добывать 60 млн.т. нефти в год, а вот во второй половине 60-х добыча превысила 100 млн.т.

Благоприятная коньюктура мирового рынка (энергетический кризис 1973 года), цены

при котором поднялись в 3-5 раз предоставила возможность покрыть потребности в валю-

валюте для оплаты продовольствия. Второй энергетический кризис поднял цены на нефть в 1,7 раза. (В 1980 году СССР добывал более 600 млн.т. нефти, из которых 119 млн.т. экспортировал; газа более 500 млрд. куб. м, из которых экспортировал 53,2 млрд. куб.м. Цены на нефть: 1982 год – 40 долл. за баррель, 1996 год – 21,5. В 1998 году цена упала до 8 долларов за баррель).

В 1986 году стало ясно, что резервы закончились, валюта потрачена бездарно.

Попытки реформ в 1950 – 1970 годах. Необходимость реформ в умах элиты соци-

ализма возникла сразу после смерти И.В.Сталина: как необходимость устранения пере-косов в деятельности вождя. Считалось, что социализм еще не показал, на что способен.

Реформы Н.С.Хрущева. В 1958 году изменили организационную структуру управ-

лении – переход от отраслевых министерств, к совнархозам (территориальный принцип управления). Это мало чего изменило, но развило местную (территориальную) бюрокра-тию. Оттепель дала толчек активизации трудовых ресурсов.

Реформы А.Н.Косыгина. Сразу после снятия Н.С.Хрущева была предпринята самая

масштабная попытка реформирования советской экономики. Внешне эта реформа, каза-

лось, была мелкой возней, однако при близком рассмотрении – речь шла о серьезных изменениях, о модели рыночного социализма.

Самое главное в ней - некоторая децентрализация управления и распределения

финансо вых потоков, сокращение числа планируемых сверху показателей. Пред-приятия получили большую самостоятельность. Им дозволялось что-то производить и продавать помимо государственного плана. Появились термины «прямые хозяйственные связи» и «оптовая торговля средствами производства», за которыми стояло по-разному трактуемое право реализовывать продукцию без фондов и нарядов:

1. вместо фонда предприятия (не более 5% прибыли), образуют три фонда

стимулирования: ФМП, ФРП и ФСР;

2. стал развиваться бартерный обмен. Госснаб не справлялся с обеспечением;

3. вместо валовой продукции вводится показатель «реализуемая продукция» (т.е.

не произведенная и отгруженная, а оплаченная продукция);

4. кроме отчислений в бюджет от прибыли, была введена «плата за фонды» (оп-

чиваемый из прибыли налог в процентах к стоимости основных и оборотных

фондов);

5. возврат к отраслевой структуре (вместо совнархозов).

Если бы реформы продолжались даже в таком виде, то сложился бы эволюцион

ный путь к рыночной экономике.

70-е годы названы годами «застоя» в связи с тем, что поглощая нефтедоллары, со-

ветское руководство не желало ничего изменять.

Поэтому т олько в 1983 году, при Ю.В.Андропове, развернулась организация

«широкомасштабного эксперимента» предвестника перестройки. В качестве полигона были избраны два союзных министерства: Минтяжмаш и Минэлектротехпром и в трех республиках. Суть его - возрождение идей 1979 года. Но, как и в предыдущие разы, экспе-римент «спустили на тормозах».

 

- 12 -

3. Перестройка и распад СССР и СЭВ

Политика ускорения. В марте 1985 года на пост генсека М.С.Горбачева. У нового лидера продуманная программа перестройки отсутствовала, действия носили импуль-сивный характер:

(-) Первый шаг – борьба с алкоголизмом. До этого момента доходы от продажи алко-

голя составляли до 15% поступлений в бюджет. С момента начала антиалкоголь-

ной борьбы доходы бюджета по этой статье уменьшились на 10-15 млрд. руб.

Одновременно стали падать доходы от экспорта нефти.

(+) Шаг второй – политика ускорения. Исходная посылка состояла в том, что каки-

ми бы ни были реформы, они все равно будут проходить в «рамках» социалис-

тической плановой системы, в закрытой экономике, ожидаемый эффект – темп

роста до 5-7% в год. Цель частично была достигнута (в 1985-1986 годах темпы

прироста промышленного производства составили в среднем 4,4%, против 1-2%

в предыдущие два года. Цена – новая волна разбазаривания ресурсов).

Закон о предприятии. Начало реальному реформированию положило рассмотрение и

в дальнейшем принятие Закона о предприятии (объединении). На пленуме М.С.Горба-чев указывал на необходимость радикальной реформы управления экономикой (но с фор-мулировкой: больше социализма, больше демократии). Закон содержал следующие основ-ные положения:

1. Изменение содержания планирования. Отменяются директивные показатели,

а вводятся контрольные цифры, государственные заказы, долговременные нор-

мативы и лимиты. На этой базе предприятие самостоятельно разрабатывает и

утверждает свои планы.

2. Полный хозрасчет и самофинансирование. Все расходы покрываются из соб-

ственных доходов. Чистая прибыль образует хозрасчетный доход коллектива с

последующим формированием из него фондов стимулирования по двум моде-

лям.

3. Социалистическое самоуправление. Высший орган управления (в промежут-

ках – совет трудового коллектива) – конференция трудового коллектива, руко-

водители выборные (с утверждением вышестоящей организацией), собствен-

ность государственная.

4. Отношения с вышестоящим органом. Доводит до предприятий исходные

данные для планирования по списку, утверждаемому СМ СССР. Если произо-

шло превышение полномочий – в Госарбитраж. Реорганизация и прекращение

деятельности только по решению вышестоящего органа.

5. Снабжение и сбыт по прямым связям, а также централизовано. По отдель-

ным видам материальных ресурсов – по старому, все остальное – по усмотре-

нию предприятия.

6. Цены устанавливаются централизованно, по договоренности с потреби-

телем или самостоятельно.

7. Внешнеэкономические связи. Крупным экспортерам может быть предоставле-

на самостоятельность. Остальные действуют через государственные внешне-

торговые объединения. Экспортерам разрешается создавать фонд валютных

отчислений по стабильным нормативам от выручки.

8. Социальное развитие. На предприятие возлагаются широкие полномочия:

жилье, общественное питание, медицина, спорт, отдых и т.п.

В постановлении по совершенствованию систем банков: к Госбанку, Стройбанку и системе гострудсберкасс добавлены пять специализированных банков – Внешэконом-банк, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк.

В 1990 году был принят новый закон о предприятии, охватывающий все формысобственности и гораздо более корректный юридически.

- 13 -

Кооперация и аренда. В период 1988-1991 годы были приняты законы о коопе-рации и аренде (революционные по сравнению с тем, что принималось ранее). Закон «О кооперации» - положил начало преобразованиям собственности, разгосударствлению экономики, развитию реальных рыночных отношений и частного предпринимательства.

Однако дело быстро вышло за пределы замыслов идеологов социализма:

- кооператив самостоятельно принимал все решения в рамках действующего

законодательства. Госпредприятие подчинялось плану, выполняло госзаказы;

- кооператив использовал свою и арендованную собственность. Госпредпри-

ятие основано на государственной собственности, последнее слово за выше-

стоящей организацией;

- кооператив самостоятельно определял цены на продукцию и услуги. Госпред-

приятие работало в основном по государственным ценам;

- кооператив платил налоги (весьма умеренные в первое время). Госпредприя-

тие отчисляло деньги по нормативам.

Кооперативы, пользуясь «ничейностью» госсобственности и возможностями платить сколько угодно тем, кто ею пользовался, стали перекачивать к себе ресурсы госпредпри-ятий, разлагать госсектор, снижать его эффективность. Очень скоро большинство госпред-

приятий оказались обвешаны гроздьями кооперативов.

Закон о кооперации дал взрывной эффект: на 1.01.88 в СССР 13,9 тыс. кооперативов, то на 1.01.99 их уже 193 тыс. Объем продукции в годовом исчислении в ценах тех лет вырос с 350 млн. до 40,4 млрд. руб.

Однако надежды на то, что кооперативы наполнят рынок товарами, не оправдались. В 1990 году 80% кооперативов работало при госпредприятиях, арендовало у них 60% основ-ных фондов, приобретало 2/3 потребляемого сырья и материалов, 70% продукции ко-оперативы продавали госпредприятиям. Под вывесками социалистического предприятия укрывалось частное предприятие.

В 1990 году после выхода Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» кооперативное движение стало постепенно входить в нормальное русло.

Аренда – еще одна переходная форма от госсобственности к частной. В 1989 году после принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. В них указывалось на то, что госпредприятия могут быть уполномочены собственником и вправе сдавать в аренду имущественные комплекса. Аренда предприятия трудовым кол-лективом означала, что госпредприятие переходило трудовому коллективу, освобождаясь от всех обязательств госпредприятия, за исключением предусмотренных в договоре арен-ды. Арендатору предоставлялось право выкупа, на условиях договора аренды.

К моменту приватизации в 1992 году практически вся легкая и пищевая промышлен-ность были приватизированы через аренду с выкупом.

Нарастание кризиса и экономическая политика во второй фазе перестройки. В экономической политике были допущены ошибки, которые не ослабили кризис перехода, а усилили его:

1. Выход на «третий путь» - путь самоуправления, производственной демократии

с выборами директоров и мастеров. Очень скоро пришлось вносить поправки, но заболевание (отсутствие дисциплины) уже началось.

2. Постепенный, эволюционный переход к рынку (социалистическому!!) – неизбеж-

но порождал конфликт между планом и рынком. Желание 100% госзаказа вызы-

вало его срыв без материального обеспечения, на свободном рынке цены стали

энергично расти, распространился бартер.

3. Ценообразование – та область, где все делалось наоборот. Решение одно – либера-

лизация цен: разовая или поэтапная. Власть боялась этих шагов и искала способ

уменьшить негативное влияние либерализации. Тем временем денежные доходы

населения росли (в 1989 г – выросли на 13,1% против 7,3 по плану, в 1990 на

- 14 -

16,9%) свободные средства предприятий (фонды развития производства) за 1985-

1988 годы выросли в 5 раз, а прирост национального дохода в 1988 г. составил

4,4%, а в 1989 г – 3%.

4. Финансовая политика – тяжелые просчеты. В начале перестройки удары со сто-

роны цен на нефть и антиалкогольной борьбы с одновременным снижением физи-

ческого объема ВНП. По оценке Ясина дефицит союзного бюджета в 1988 г – 90

млрд. руб., в 1989 г. – 90 млрд.руб., 1990 г.- 60 млрд.руб. (ВНП в 1988 г. – 875

млрд.руб., 1989 г – 943 млрд.руб., 1990 г- 1010 млрд.руб.). Частично обуздать

дефицит бюджета, удалось Абалкину Л.И. и Павлову В.С. Денежная масса росла:

1989 – на 19,5%; 1990 – на 21,5%.

Нужны были резкие, непопулярные действия – Горбачев-Рыжков на это не хотели идти. Горбачев стал осуществлять зарубежные займы: за короткий срок долг страны почти с нуля вырос до 93 млрд. долларов.

Н.И.Рыжков в мае 1990 года представил на обсуждение программу, стержнем которой было повышение цен на потребительские товары в среднем в 2 раза, на хлеб – в 3 раза.

В результате последние товары исчезли с полок магазинов в течение нескольких часов.

С этого момента и до осени 1991 года бессмысленно говорить о какой-либо экономи- ческой политике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неизбежность кризиса и реформ в рамках социалистического выбора | Кризис и распад СССР и СЭВ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.