Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельское хозяйство ЕС




Валютный союз

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года,[45] а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 17 стран.

Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

С 2009 года валютный союз ослаблен продолжающимся долговым кризисом.

Единая сельскохозяйственная политика — старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 70-х и 80-х годах на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007—2013 годы доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

В послевоенном развитии Западной Европы можно выделить следующие основные этапы:

1) 1945-1957 гг. - период послевоенного восстановления хозяйства. Вторая мировая война сделала в Европе свое «черное» дело: ее экономическому потенциалу в результате военных действий был нанесен огромный урон, значимость Западной Европы в мировой торговле, экспорте и импорте капиталов серьезно ослабилась. В результате регион становится во все большей степени зависимой от США.

В 1948-1951 гг. США, оказывая Западной Европе помощь в восстановлении разрушенной в годы войны экономики, осуществляют грандиозный План Маршалла. Этот план предполагал государственные ассигнования США странам Западной Европы на огромную для того времени сумму в 12,3 млрд. долл.

Основными получателями помощи были Великобритания, Франция и ФРГ.

Одновременно с американскими государственными ассигнованиями в Европу широким потоком хлынули из США частные капиталы, привлеченные открывающимся простором для бизнеса. США оказали европейским странам и интеллектуальную поддержку в процессе проведения послевоенных структурных

реформ. В Западной Германии, которая была разделена на оккупационные сектора США, Великобритании и Франции, при внешней поддержке Соединенных Штатов были проведены реформы Л. Эрхарда. Стоит отметить, что их сценарий был во многом разработан ведущими американскими специалистами по антикризисному управлению, а опыт данных реформ был впоследствии применен и по отношению к Японии.

Одновременно с этим европейские страны начинают осознавать, что выжить в новых конкурентных условиях можно только объединив свои усилия.

В 1948 г. для регулирования и распределения помощи, поступающей в рамках плана Маршалла была создана Организация Европейского Экономического Сотрудничества - прообраз современной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В 1949 г. создан Совет Европы. Инициатором же современной европейской интеграции выступила Франция.

2) 1957-1974 гг. - начало европейской интеграции и экстенсивная модель развития европейских стран. Шестерка стран, подписавших Римский договор, пока обладают достаточной экономической и политической независимостью друг от друга, но постепенно начинает проявлять себя сила ЕЭС как единой группировки стран. Основная задача, поставленная на ближайший период времени перед странами ЕЭС, - это создание к началу 1970-х гг. таможенного союза и общего рынка товаров. Одновременно должна проводиться общая аграрная и торговая политика, координация национальных экономических политик.

3) 1974 - 1985 гг. - период мировых экономических кризисов, кризиса кейнсианской модели развития экономики и некоторого ослабления интеграции. Экономические и валютные потрясения середины 1970-х гг. вызвали в ЕЭС в 1975 г. полномасштабный экономический кризис (спровоцированный в первую очередь нефтяным шоком), а в 1981-1982 гг. произошел новый серьезный спад промышленного производства. Введение системы плавающих валютных курсов нарушило прежнюю стабильность в валютной сфере.

Чувствуя ограниченность кейнсианской модели экстенсивного роста, Западная Европа начинает осознавать необходимость структурных перемен.

Кризисы 1974-75 и 1980-82 гг. показали отрицательные стороны участия Западной

Европы в системе мирохозяйственных связей, ведь именно внешние факторы в значительной степени усугубили кризисное состояние европейской экономики. Основной задачей Европы становится теперь не продолжение интеграции, а проблема выживания экономики.

В попытке преодоления отставания Западной Европы от США и Японии здесь постепенно формируется новая интенсивная модель экономического развития. С середины 1970-х гг. в Западной Европе ведется структурная перестройка экономики. Обновляются и модернизируются основные производственные фонды, увеличивается норма амортизации. В структуре капиталовложений преобладающими становятся инвестиции в активную часть основных фондов, в современное оборудование. Европейские ТНК начинают перебазировать свою производственную базу в традиционных секторах промышленности за рубеж, в страны с более низкой оплатой труда, развивая у себя на родине сложное наукоемкое производство. Приоритет получают отрасли, производящие новые материалы, биотехнология, расширяется сфера услуг. Соответствующие изменения происходят в структуре занятости населения. В сфере экономической политики многие правительства обращаются к неоконсерватизму и к социал-реформизму. Вновь популярными становятся идеи фрайбургской школы экономики, идейные отцы-основатели которой интерпретировали новую роль государства в экономике по аналогии с ролью

арбитра в футбольном матче.

4) 1985-1992 гг. - усиление процесса интеграции и длительный экономический подъем. С середины 1980-х гг. стартует новая эпоха развития экономической интеграции, которая характеризуется завершением формирования единого внутреннего рынка. Так называемая Белая Книга Комиссии ЕЭС намечает в 1985 г. проекты осуществления трехсот конкретных мероприятий в сфере совместной экономической политики. Единый рынок предполагает устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами ЕЭС. Программа перехода к единому внутреннему рынку была выполнена к 1 января 1993 г. Еще до завершения формирования единого внутреннего рынка в ЕЭС готовятся к следующему этапу интеграции. В 1989 г. принимается решение о переходе от единого внутреннего рынка к экономическому, валютному и политическому союзу. По сути дела, спустя почти двадцатилетие вновь актуальной становится задача, поставленная еще «Планом Вернера».

В области экономики данный период характеризуется значительным укреплением позиций Западной Европы в мировой экономике. Европа, делая упор на НТП, постепенно преодолевает свое технологическое отставание от США и Японии. С 1985 г. в регионе наблюдается длительный экономический подъем, который связан с интенсивным путем развития Европы, ускорением темпов НТП, неоконсервативной корректировкой прежней макроэкономической политики государства с одновременным содействием социальному рыночному хозяйству. Подъем продолжается вплоть до начала 1990-х гг. Для Западной Европы середины 1980-х - начала 1990-х гг. характерны:

• ослабление инфляции;

• стабилизация курсов валют;

• рост ВВП;

• расширение товарооборота во внешней торговле.

Качественные сдвиги происходят в сфере производства. В основе развития производства лежит НТП, который способствует сокращению доли материалоемкого производства в пользу наукоемкого, повышению качества продукции, экономии на издержках производства. Действуют специальные совместные программы сообщества по развитию науки и техники. Быстрыми темпами развивается сфера услуг, особенно такие виды услуг как программирование, логистика, консалтинг, инжиниринг. На базе передовых технологий происходят изменения в отраслевой структуре производства: увеличиваются объемы выпуска электроники (в особенности систем обработки данных и информационных систем), продукции машиностроения и химической промышленности.

5) С 1993 г. начинается современный этап европейской интеграции и переход к новой модели экономики. Западная Европа все в большей мере представляет из себя единое экономическое пространство, а интеграция в ЕС набирает обороты. Стратегией ЕС на 1990-е гг. становится переход к экономическому, валютному и политическому союзу. Для ЕС открываются перспективы в своем расширении за счет принятия новых стран-членов из числа государств Центральной и Восточной Европы. Возникает необходимость в дальнейшей внутренней консолидации Западной Европы в условиях нового мирового экономического порядка, однополярности мировой системы и ее американизации.

Отраслями европейской экономики, обеспечивающие ей глобальную конкурентоспособность являются:

• авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);

• банковская деятельность (Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания);

• биотехнологии (Германия);

• автомобилестроение (Германия, Франция);

• цифровое телевидение (Франция);

• финансовые услуги (Великобритания, Люксембург);

• страхование (Нидерланды);

• мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);

• издательское дело (Германия);

• программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);

• текстиль (Италия);

• водоснабжение (Франция).

Кроме того, Западная Европа имеет сильные экспортные позиции в производстве офисной оргтехники, телекоммуникациях и средствах связи, энергосиловом оборудовании, измерительных и научных приборах, точной механике и оптике, химической промышленности (синтетические красители, пластмассы и пр.).

Несмотря на глобальную конкурентоспособность вышеназванных отраслей, сильная социальная защита граждан в странах ЕС делает немобильным рынок труда и, по сути дела, дестимулирует развитие предпринимательства.

Европейцы выступают за государственные гарантии в страховании жизни, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице, за жесткое регулирование трудовых соглашений. Благодаря поддержке избирателей, рассчитывающих на усиление социальных гарантий, в тринадцати из пятнадцати стран ЕС в настоящее время находятся у власти левоориентированные правительства, реализующие лейборизм. Довольно высокая степень социальной защиты, недостаточно высокая предпринимательская активность и макроэкономическая политика левых правительств в странах ЕС как раз и стоят за причинами рецессии начала 1990-х гг., а в настоящее время значительно сдерживают прогрессивное развитие обновленной Европы. Невысокие темпы экономического роста становятся, таким образом, платой за существующее социально-ориентированное хозяйство. Для успешной экономической конкуренции с США Европа нуждается в своем дальнейшем обновлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.