КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности функционирования торговой организации как социально-экономической системы
Особенности функционирования торговой организации как социально-экономической системы Лекция 12 2 Торговое предприятие как имущественный комплекс: признаки и принципы функционирования, экономическая и оперативно-хозяйственная самостоятельность Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти и как открытая система обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать в ходе торговой деятельности. Во-первых, предприятие – это упорядоченная система, все составные элементы которой (имущественный комплекс, структурные подразделения, персонал и т.п.) функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие (увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта, усиление конкурентоспособности, максимизация прибыли, экономическое выживание предприятия и др.). Во-вторых, торговое предприятие – это самостабилизирующаяся система. Таким образом, предприятие постоянно стремится найти для сохранения своего устойчивого состояния динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс. Наибольшее воздействие в настоящее время оказывают экономические, правовые и социальные факторы. Для стабилизации или своего развития предприятие может реагировать на эти факторы путем регулирования цен на товары и услуги, снижения затрат, оптимизации налоговых платежей, расширения материальной базы, совершенствования управления и т.п.
В-третьих, предприятие – это самоорганизующаяся система. Самоорганизация предполагает способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний. Таким образом, самоорганизация — это более сложное явление, чем самостабилизация, так как она связана не только с приспособлением к изменениям внешней среды, но и с умением преодолевать возникающие трудности и трансформироваться в более жизнеспособную систему. Чтобы выжить в рыночных условиях, предприятиям необходима стабилизация, однако для их дальнейшего функционирования нужна также самоорганизация. Обеспечить свой рост и развитие смогут только те торговые предприятия, которые одновременно с изменением старой структуры смогут создать новую, устойчивую структуру, адекватную внешней среде. Например, это могут быть изменение профиля работы предприятия, повышение уровня предоставляемых услуг, привлечение иностранного капитала, слияние с оптовым звеном (торговые дома) или с банками (торгово-финансовые группы), объединения предприятий в ассоциации и т.п. В-четвертых, предприятие – это система, стремящаяся к устойчивости. Однако устойчивой может быть только адаптивная система, которая обеспечивает возможность постоянного модифицирования хозяйствующего субъекта в соответствии с изменяющимися потребностями. Таким образом, чтобы быть стабильным и устойчивым в рыночных условиях, предприятие должно постоянно и достаточно быстро реагировать на все изменения внешней среды, и прежде всего на изменение покупательского спроса, удовлетворение которого является одной из главных задач торгового предприятия. При этом наряду с традиционными ценовыми методами большое значение приобретают неценовые способы привлечения покупателей, доступные любому торговому предприятию, — высокое качество товаров, рост уровня обслуживания и сервисных услуг, развитие прогрессивных форм продажи, постоянные учет и изучение спроса потребителей (вплоть до индивидуальных запросов), совершенствование работы персонала, расширение сопутствующих видов выполняемых работ и услуг.
В-пятых, предприятие – это развивающаяся динамичная система, что проявляется в постоянном поиске баланса между стабильностью и изменчивостью. Непрерывные изменения, происходящие на предприятии, являются условием его равновесия. Реализация каждого нового аспекта деятельности требует установления новых связей, порядка их функционирования, что, в свою очередь, вызывает стремление к динамичному развитию и всей системы в целом. Казалось бы, чем меньше перемен, тем стабильнее показатели системы, тем более четко осуществляются ее связи. Однако застой на предприятии экономически опасен, так как приводит к моральному старению, а следовательно, к потерям. Слишком устойчивая система к развитию не способна, поскольку она подавляет любые отклонения от своего сложившегося состояния. Свойство предприятия как развивающейся системы проявляется в цикличности развития предприятия или его отдельных элементов. Динамический цикл развития предприятия можно представить как единство и постоянное обновление трех стадий – формирования, функционирования и обновления. На первой стадии происходит формирование предприятия как системы для реализации определенных целей. Вторая стадия – это период максимального функционирования для достижения поставленных целей. По мере постоянного изменения внутренней и внешней среды соответствующим образом изменяются цели и способы их достижения, и для сохранения предприятия возникает необходимость в третьей стадии – обновлении предприятия. Затем все стадии вновь повторяются. 2 Торговое предприятие как имущественный комплекс: признаки и принципы функционирования, экономическая и оперативно-хозяйственная самостоятельность Основными признаками (чертами) организации являются: – организационное единство; – экономическая обособленность; – экономическая самостоятельность; – хозяйственно-оперативная самостоятельность;
– обособленное имущество; – имущественная ответственность; – единоначалие; – участие в хозяйственном обороте от собственного имени. Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда. Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности. Экономическая обособленность порождена отношениями собственности и предполагает полную экономическую и хозяйственно-оперативную самостоятельность. Экономическая самостоятельность предполагает влияние организации на порядок своей деятельности. В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют: – численность и структуру персонала; – формы и системы оплаты труда; – поставщиков и покупателей; – ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства). Хозяйственно-оперативная самостоятельность организации проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования. Единоначалие предполагает, что руководство организацией основывается на прямых административных формах управления. Раскрывая сущность организаций торговли, необходимо рассматривать их в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (рис. 1). Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно: 1) позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель; 2) является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов, без чего невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность;
3) позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия; 4) создает основания для гибкого управления капиталом. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), ценных бумагах служит одним из средств управления капиталом в масштабах не только отрасли, но и всей страны, способствует интернационализации предпринимательской деятельности. Все юридические лица в Республике Беларусь должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках, однако эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Обязательной регистрации подлежат, например, и граждане-предприниматели, занимающиеся индивидуальной торговой деятельностью, которые также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами они не являются.
Рисунок 1 – Структура торгового предприятия
Традиционно выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени. Организационное единство предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками. Имущественная обособленность создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т.е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что участники или собственники его имущества не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Основой для такой ответственности является наличие у торгового предприятия обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами. Сущность этого правила сформулирована в ст. 56 ГК Республики Беларусь. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а также выступать, истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и одновременно несколько органов (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) управления, которые могут быть единоличными и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Индивидуализация торгового предприятия как юридического лица, т.е. его выделение из массы других, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования с указанием принятой организационно-правовой формы. Местонахождение торгового предприятия определяется местом его государственной регистрации, конкретный адрес указывается в учредительных документах, что принципиально важно для применения к нему нормативно-законодательных актов со стороны местных органов власти. Правила образования и прекращения деятельности юридического лица определяются ГК РБ, если это не предусмотрено другими нормативными актами (например, Законом РБ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»). Таким образом, в белорусском гражданском законодательстве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленные имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Гораздо меньшую правовую информацию несут такие термины, как «фирма» или «компания», которые широко используются как общепринятые названия любой хозяйственной организации, обладающей правами юридического лица. По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 ГК РБ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». В состав предприятия как имущественного комплекса включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности (товарные знаки, фирменные наименования, образцы), а также нематериальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, деловая репутация и т.д.). Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности. Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур. Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования. Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений. Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |