Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования торговой организации как социально-экономической системы

Особенности функционирования торговой организации как социально-экономической системы

Лекция 12

2 Торговое предприятие как имущественный комплекс: признаки и принципы функционирования, экономическая и оперативно-хозяйственная самостоятельность

Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти и как открытая система обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать в ходе торговой деятельности.

Во-первых, предприятие – это упорядоченная система, все составные элементы которой (имущественный комплекс, структурные подразделения, персонал и т.п.) функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие (увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта, усиление конкурентоспособности, максимизация прибыли, экономическое выживание предприятия и др.).

Во-вторых, торговое предприятие – это самостабилизирующаяся система. Таким образом, предприятие постоянно стремится найти для сохранения своего устойчивого состояния динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс. Наибольшее воздействие в настоящее время оказывают экономические, правовые и социальные факторы. Для стабилизации или своего развития предприятие может реагировать на эти факторы путем регулирования цен на товары и услуги, снижения затрат, оптимизации налоговых платежей, расширения материальной базы, совершенствования управления и т.п.

В-третьих, предприятие – это самоорганизующаяся система. Самоорганизация предполагает способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний. Таким образом, самоорганизация — это более сложное явление, чем самостабилизация, так как она связана не только с приспособлением к изменениям внешней среды, но и с умением преодолевать возникающие трудности и трансформироваться в более жизнеспособную систему. Чтобы выжить в рыночных условиях, предприятиям необходима стабилизация, однако для их дальнейшего функционирования нужна также самоорганизация. Обеспечить свой рост и развитие смогут только те торговые предприятия, которые одновременно с изменением старой структуры смогут создать новую, устойчивую структуру, адекватную внешней среде. Например, это могут быть изменение профиля работы предприятия, повышение уровня предоставляемых услуг, привлечение иностранного капитала, слияние с оптовым звеном (торговые дома) или с банками (торгово-финансовые группы), объединения предприятий в ассоциации и т.п.

В-четвертых, предприятие – это система, стремящаяся к устойчивости. Однако устойчивой может быть только адаптивная система, которая обеспечивает возможность постоянного модифицирования хозяйствующего субъекта в соответствии с изменяющимися потребностями. Таким образом, чтобы быть стабильным и устойчивым в рыночных условиях, предприятие должно постоянно и достаточно быстро реагировать на все изменения внешней среды, и прежде всего на изменение покупательского спроса, удовлетворение которого является одной из главных задач торгового предприятия. При этом наряду с традиционными ценовыми методами большое значение приобретают неценовые способы привлечения покупателей, доступные любому торговому предприятию, — высокое качество товаров, рост уровня обслуживания и сервисных услуг, развитие прогрессивных форм продажи, постоянные учет и изучение спроса потребителей (вплоть до индивидуальных запросов), совершенствование работы персонала, расширение сопутствующих видов выполняемых работ и услуг.

В-пятых, предприятие – это развивающаяся динамичная система, что проявляется в постоянном поиске баланса между стабильностью и изменчивостью. Непрерывные изменения, происходящие на предприятии, являются условием его равновесия. Реализация каждого нового аспекта деятельности требует установления новых связей, порядка их функционирования, что, в свою очередь, вызывает стремление к динамичному развитию и всей системы в целом. Казалось бы, чем меньше перемен, тем стабильнее показатели системы, тем более четко осуществляются ее связи. Однако застой на предприятии экономически опасен, так как приводит к моральному старению, а следовательно, к потерям. Слишком устойчивая система к развитию не способна, поскольку она подавляет любые отклонения от своего сложившегося состояния.

Свойство предприятия как развивающейся системы проявляется в цикличности развития предприятия или его отдельных элементов. Динамический цикл развития предприятия можно представить как единство и постоянное обновление трех стадий – формирования, функционирования и обновления. На первой стадии происходит формирование предприятия как системы для реализации определенных целей. Вторая стадия – это период максимального функционирования для достижения поставленных целей. По мере постоянного изменения внутренней и внешней среды соответствующим образом изменяются цели и способы их достижения, и для сохранения предприятия возникает необходимость в третьей стадии – обновлении предприятия. Затем все стадии вновь повторяются.

2 Торговое предприятие как имущественный комплекс: признаки и принципы функционирования, экономическая и оперативно-хозяйственная самостоятельность

Основными признаками (чертами) организации являются:

– организационное единство;

– экономическая обособленность;

– экономическая самостоятельность;

– хозяйственно-оперативная самостоятельность;

– обособленное имущество;

– имущественная ответственность;

– единоначалие;

– участие в хозяйственном обороте от собственного имени.

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности и предполагает полную экономическую и хозяйственно-оперативную самостоятельность.

Экономическая самостоятельность предполагает влияние организации на порядок своей деятельности.

В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:

– численность и структуру персонала;

– формы и системы оплаты труда;

– поставщиков и покупателей;

– ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства).

Хозяйственно-оперативная самостоятельность организации проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

Единоначалие предполагает, что руководство организацией основывается на прямых административных формах управления.

Раскрывая сущность организаций торговли, необходимо рассмат­ривать их в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отрас­левом (рис. 1).

Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям неза­висимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматри­вать как юридическое лицо. Значение законодательного оформле­ния торгового предприятия проявляется в том, что оно:

1) позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) пред­приятия, объединить интересы каждого в общую цель;

2) является оптимальной формой для долговременного объеди­нения капиталов, без чего невозможна крупномасштабная пред­принимательская деятельность;

3) позволяет ограничить имущественный риск участников сум­мой вклада в капитал конкретного предприятия;

4) создает основания для гибкого управления капиталом.

Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), ценных бумагах служит одним из средств управления капиталом в масштабах не только отрасли, но и всей страны, способствует интернационализации предпринима­тельской деятельности.

Все юридические лица в Республике Беларусь должны проходить государствен­ную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках, одна­ко эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового пред­приятия как юридического лица. Обязательной регистрации подле­жат, например, и граждане-предприниматели, занимающиеся ин­дивидуальной торговой деятельностью, которые также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами они не являются.

 

 

Рисунок 1 – Структура торгового предприятия

 

Традиционно выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юриди­ческим лицом: организационное единство, имущественная обособ­ленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного име­ни.

Организационное единство предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (еди­ноличных или коллегиальных), составляющих его структуру, чет­кую регламентацию отношений между его участниками.

Имущественная обособленность создает материальную базу дея­тельности торгового предприятия, т.е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юриди­ческого лица означает, что участники или собственники его иму­щества не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое пред­приятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Основой для такой ответственности явля­ется наличие у торгового предприятия обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами. Сущность этого правила сформулирована в ст. 56 ГК Республики Беларусь.

Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданс­кие права, нести обязательства, а также выступать, истцом и ответ­чиком в суде. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и одновременно не­сколько органов (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) управления, которые могут быть едино­личными и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у пред­приятия единственный учредитель, или избираться, если участни­ков (учредителей) несколько.

Индивидуализация торгового предприятия как юридического лица, т.е. его выделение из массы других, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименова­ния с указанием принятой организационно-правовой формы. Мес­тонахождение торгового предприятия определяется местом его го­сударственной регистрации, конкретный адрес указывается в уч­редительных документах, что принципиально важно для примене­ния к нему нормативно-законодательных актов со стороны мест­ных органов власти.

Правила образования и прекращения деятельности юридичес­кого лица определяются ГК РБ, если это не предусмотрено други­ми нормативными актами (например, Законом РБ «О несостоя­тельности (банкротстве) предприятий»).

Таким образом, в белорусском гражданском законодательстве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъек­та права организация, которая обладает обособленные имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Гораздо меньшую правовую информацию несут такие термины, как «фирма» или «компания», которые широко используются как общепринятые названия любой хозяйственной организации, обла­дающей правами юридического лица.

По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым предприя­тием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыноч­ных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 ГК РБ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является «имущественный комплекс, используемый для осуществ­ления предпринимательской деятельности». В состав предприятия как имущественного комплекса включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности (товар­ные знаки, фирменные наименования, образцы), а также немате­риальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, де­ловая репутация и т.д.).

Специфика торговых предприятий в максимальной степени рас­крывается через отраслевой аспект их деятельности.

Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначе­ние и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.

Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.

Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородно­стью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, склад­ских, производственных и вспомогательных помещений.

Организационно-экономическая структура характеризуется хозяй­ственной обособленностью предприятия, наделением его юриди­ческими правами и ответственностью за свою деятельность, еди­ной системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешние и внутренние факторы рыночной среды функционирования организаций торговли, их взаимосвязь и взаимообусловленность | Организационно-правовые и социально-экономические формы и виды торговых предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.