КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предложение товаров и его связь с потребительским спросом
Предложение товаров и его связь с потребительским спросом Лекция 16 2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров Составным элементом рыночного механизма является предложение. Товарное предложение представляет собой массу товаров определенного качества, предназначенных для реализации по удовлетворяющим производителя ценам. Закономерность изменения товарного предложения определяется соответствующим рыночным законом. Объем и структура предложения, качество представленных на рынке товаров зависит в первую очередь от уровня развития, размещения, специализации и концентрации производства, развития технологии, широты и глубины производственного ассортимента, времени и периода производства, использования достижений научно-технического прогресса в данной сфере и других производственных факторов. Кроме того, на величину предложения влияют цены на товары и ресурсы, себестоимость производства, государственное регулирование посредством налогов и субсидий, число продавцов на рынке, инфляционные ожидания. Товарное предложение включает товарные ресурсы и товарные запасы. Его размер определяется величиной товарных запасов и поступления товаров из всех источников. Товарные ресурсы – это масса товаров, поступающая в течение определенного времени (год, квартал, месяц) от производства и из других источников (импорт, резервы) для удовлетворения личных и коллективных потребностей населения и национальной экономики. Они служат источником покрытия личных и коллективных потребностей населения и частично потребности национальной экономики. Товарные ресурсы, как правило, не совпадают с объемом произведенной продукции, так как часть ее остается у производителей для хозяйственных нужд и производственного потребления, но могут превышать объем производства продукции за счет переходящих запасов и импорта.
Товарные ресурсы торговли складываются из различных источников, поступающих главным образом от промышленности, сельского хозяйства, самой торговли и по импорту, личных подсобных хозяйств, кооперативов, подсобных хозяйств производственных и торговых предприятии, комиссионной торговли, совместных предприятий (рис. 1).
Рисунок 1 – Формирование и использование товарных ресурсов предметов народного потребления
Основная масса товарных ресурсов поступает от промышленности и сельского хозяйства. Преобладающую часть в источниках формирования занимает продукция отраслей пищевой и легкой промышленности (мясомолочная, пищевкусовая, рыбная, текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная). Возрастает роль тяжелой индустрии, на предприятиях которой производятся товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Вклад отраслей в формирование товарных ресурсов различный и меняется на протяжении последних лет (рис. 2). Это обусловлено разрывом межреспубликанских и международных хозяйственных связей, кризисным вхождением в рынок, реструктуризацией экономики, дисбалансом в развитии отраслей, ослаблением государственного регулирования в начале 90-х годов. Рисунок 2 – Динамика удельного веса продукции отдельных отраслей в общем объеме выпуска продукции промышленности* *Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (стат. сб.) Мин-стат Республики Беларусь. Мн., 2004. С. 337.
Основным источником ресурсов продовольственных товаров является продукция агропромышленного комплекса. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении населения плодоовощной, мясной, молочной продукции. Сельскохозяйственное сырье используется для производства многих продовольственных и непродовольственных товаров. Производством и поставкой на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья занимаются сельскохозяйственные организации, агропромышленные объединения, хозяйства населения, крестьянские и фермерские хозяйства.
Возрастает роль малого бизнеса в пополнении ресурсов товаров народного потребления. Малые предприятия производят и поставляют на рынок продукты питания, посуду, обувь, одежду, игрушки и другие товары. К источникам формирования ресурсов относятся также развитие подсобного хозяйства промышленных и торговых организаций, которые занимаются откормом скота, огородничеством, выловом рыбы. Дополнительным источником образования ресурсов товаров хозяйственного назначения, гончарных, скобяных, пушно-меховых, сувенирных и других изделий является продукция местной промышленности, предприятий бытового обслуживания, народных художественных промыслов и ремесел. Привлечение местных источников служит одним из экономических резервов получения потребительских товаров из местного сырья и отходов крупных промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства. Расширению ассортимента товаров, наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах способствует развитие внешнеэкономических связей. Основная часть товарных ресурсов используется для реализации населению через розничную торговую сеть, предприятия общественного питания, а также организациям в порядке мелкого опта для дальнейшей переработки, образования резервов и экспорта. Товарные ресурсы, предназначенные для продажи населению и организациям для коллективного потребления, называются рыночными ресурсами. Товарные ресурсы классифицируются по следующим признакам: ‒ по потребительскому назначению – продовольственные и непродовольственные товары; ‒ по характеру образования – централизованные и децентрализованные; ‒ по направлениям использования – рыночные ресурсы, внерыночное использование, экспорт, государственный резерв;
‒ по характеру распределения – централизованно распределяемые и свободно реализуемые; ‒ по отраслевой принадлежности источников формирования – продукция сельского хозяйства, промышленности и т.д. Улучшение ассортимента, качества и потребительских свойств товаров является важным резервом сокращения товарных потерь в процессе обмена и потребления, рационального использования товарных ресурсов. Поэтому перед торговыми организациями стоят задачи по изучению спроса населения, выявлению резервов экономии производства, вовлечению дополнительных товарных ресурсов, позитивному воздействию на производителей по созданию новых товаров, расширению ассортимента товаров улучшенного качества, дизайна, потребительских и эстетических характеристик товаров. Определенная часть товарных ресурсов формируется в потребительской кооперации. Являясь многоотраслевой хозяйственно-общественной системой, она интегрирована в общий народнохозяйственный комплекс. Система объединяет 15 взаимодействующих отраслей и видов деятельности, в полной мере охвативших процесс расширенного воспроизводства от производства и продвижения материальных благ до стадии их обмена и потребления. Она играет важную роль в удовлетворении потребностей населения в необходимых товарах, в обеспечении сбыта продукции сельскохозяйственных производителей и их переработке. Занимая сравнительно небольшой удельный вес в общей численности занятых, потребительская кооперация осуществляет торговое обслуживание трети населения республики, производит значительную часть продовольственных товаров, осуществляет заготовки сельскохозяйственной продукции у населения, колхозов, совхозов, фермерских хозяйств, занимается откормом скота, птицы, кроликов, разведением и выловом рыбы. Заготовительные и торговые организации закупают более 60 видов продукции и сырья (картофель, овощи, фрукты, яйцо, мясо, дикорастущие плоды и ягоды, лекарственно-техническое и вторичное сырье, пушнину). Система располагает соответствующей материально-технической базой. Имеются приемозаготовительные, грибоварочные пункты, квасильно-засолочные цехи (пункты), овощефруктохранилища и прочие объекты.
Значительная часть заготовительных ресурсов перерабатывается на собственных предприятиях, проходит полный цикл производства от закупок сырья до изготовления и реализации готовой продукции. Промышленные предприятия потребительской кооперации вырабатывают плодоовощные, мясные и рыбные консервы, масло, сыр, безалкогольные напитки, колбасные и кондитерские изделия, хлеб и хлебопродукты, различные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, мебель, строительные материалы, садово-огородный инвентарь). Важную роль в формировании ресурсов пушнины, мехового сырья играет кооперативное звероводство. Предприятия потребительской кооперации разводят лисицу, песца, норку, нутрию. На предприятиях общественного питания производятся макаронные изделия, майонез, полуфабрикаты, кондитерские изделия и другие товары. Доля собственной продукции в обороте общественного питания составляет боле 60%. А в целом розничный оборот кооперативной торговли на 30% формируется за счет товарных ресурсов потребительской кооперации.
Регулирование товарных ресурсов осуществляется на четырех уровнях управления: республиканском, областном, отраслевом, на уровне торговой организации. Роль государства в формировании и использовании товарных ресурсов проявляется: ‒ в регулировании рыночного механизма, внешнеэкономической деятельности; ‒ разработке мер по защите внутреннего рынка, поддержке отечественных товаропроизводителей, ускорению реализации продукции промышленных предприятий, повышению эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках; ‒ разработке национальной программы импортозамещения; ‒ регулировании взаимоотношений между отраслевыми министерствами, ведущими концернами, региональными органами управления по вопросам формировании и распределения товарных ресурсов, оперативного управления ими, наполнению потребительского рынка республики необходимыми товарами. В процессе управления товарными ресурсами кроме регулирующей функции государство осуществляет распределительную функцию посредством государственного заказа и квотирования. Государственный заказ– выдаваемое организации (предприятию) от имени государства поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию (выполнить работы и услуги) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, решения общегосударственных и социальных задач, укрепления обороноспособности, обеспечения продовольственной безопасности республики. Для целей регулирования и защиты внутреннего потребительского рынка, повышения эффективности взаимодействия поставщиков и покупателей товаров используется особый механизм, называемый квотированием. Квота – это доля участия в сбыте, устанавливаемая для каждого из участников в национальном соглашении. В ресурсном обеспечении под квотой понимаются минимальные задания для изготовителей по производству и поставке товаров народного потребления на внутренний рынок, закрепленные в соответствующих соглашениях между Министерством промышленности, ведущими производителями и Министерством торговли. Начиная с 1997 г. перечень квотируемых товаров, подлежащих поставке на внутренний рынок, и объемы квот утверждаются ежегодно с указанием поставщика-изготовителя, органа государственного управления или иной организации, ответственных за поставку товаров. Но основании доведенных квот предприятия-изготовители заключают договора на поставку товаров с организациями торговли. На областном уровне регулирование ресурсов осуществляется по товарам, которые производятся местной промышленностью и предназначены для потребления в данном регионе. В основном это продукция агропромышленного комплекса. Облисполкомы утверждают планы распределения отдельных товаров по торговым системам области, осуществляют контроль за полным освоением квот, обеспечивают организацию бесперебойной торговли квотируемыми товарами в розничной сети, принимают оперативные меры по перераспределению товарных ресурсов. Управление товарными ресурсами на уровне Министерства торговли и Белкоопсоюза проявляется посредством: ‒ разработки и внесения в органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной, кредитно-финансовой, налоговой политики, ценообразования на товары народного потребления. ‒ участия в договорном процессе с отраслевыми министерствами, концернами, ведущими производителями по формированию ресурсов, поставке товаров по объему, ассортименту, срокам в соответствии с потребностями населения; ‒ расчета потребностей в квотируемых товарах, определения объемов квот на товары для реализации населению, освоения квот; ‒ воздействия на производителей по решению вопросов расширения ассортимента товаров, улучшения их качества и потребительских свойств, сервисного гарантийного обслуживания, открытия фирменных секций промышленных предприятий; ‒ организации проведения ярмарок, выставок-продаж, распродаж товаров по сниженным ценам; ‒ создания необходимых условий населению для удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Реальные процессы управления товарными ресурсами осуществляются непосредственно в торговых организациях. Здесь проявляются все функции управления: анализ, планирование, регулирование, распределение, контроль. Осуществляется долгосрочное, среднесрочное и оперативное планирование. Коммерческие службы торговых организаций проводят большую работу по определению потребности в товарах, освоению централизованно распределенных товаров, изысканию дополнительных товарных ресурсов, выбору поставщиков и посредников, заключению договоров на поставку товаров, контролю за соблюдением договоров поставки по срокам, количеству и качеству товаров, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, изучению спроса населения и организаций, составлению заявок на поставку товаров. Основным методом планирования товарных ресурсов является балансовый метод. Суть его заключается в разработке материальных балансов, основу которых составляет количественная оценка источников формирования и направлений распределения товарных ресурсов по потребностям и потребителям. Итоги обеих частей баланса должны быть равны. Их неравенство свидетельствует о наличии дефицита или излишка товарных ресурсов, что предопределяет регулирование их формирования и использования посредством импортно-экспортных операций, системы государственного резерва и других механизмов. В настоящее время облисполкомами и отдельными министерствами разрабатываются балансы определенных видов растениеводческой и животноводческой продукции (табл. 1). Таблица 1 – Схема баланса ресурсов
Применение балансового метода актуально и для планирования товарных ресурсов торговыми организациями. При определении потребности в товарах составляется товарный баланс, учитываются переходящие товарные запасы и планируемые объемы реализации товаров. В зависимости от условий хозяйствования, целей планирования и наличия информации в практике планирования товарных ресурсов используются также методы экстраполяции динамических рядов продажи товаров, нормативный, экономико-математическое моделирование (более подробно в следующих темах). Обоснованное планирование товарных ресурсов способствует обеспечению высоких темпов развития торговой организации, наиболее полному удовлетворению спроса населения в товарах. Пример. Произвести расчет дополнительных товарных ресурсов, необходимых для успешного выполнения плана товарооборота. 1. Потребность в товарах по райпо в планируемом году определена в размере 16 680 млн р., в том числе товарные запасы на конец года - 1080 млн р. и планируемый товарооборот -15 600 млн р. 2. Товарные запасы на начало планируемого года составили 940 млн р. 3. Объем закупок сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности планируется довести до 1120 млн р. 4. Объем производства продукции на собственных предприятиях райпо (колбасный цех, рыбный цех, производство безалкогольных напитков) ожидается в размере 2050 млн р. 5. Доля производства собственной продукции на предприятиях общественного питания составит 10% потребности в товарах райпо. 6. Заключены договора на поставку товаров с частными предпринимателями и коммерческими структурами на сумму 1100 млн р. 7. В счет договоров по внутрисистемным заказам, вышестоящей организации, поступит товаров с базы на сумму 800 млн р. 8. Утвержденные объемы выделенных квот на поставку товаров для данного райпо - 5600 млн р. Решение:
Спрос и предложение связаны не только с ценой, они могут непосредственно влиять друг на друга. Предложение качественно новых товаров приводит к возникновению спроса на них. Предложение и спрос – две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П = С При П < С; имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики, Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих. потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышением уровня цен на товары. Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения. Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между предложением и спросом – переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее – такое превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов. Предложение товаров на рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (3н) и поступлений товаров на рынок из всех источников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров, образует переходящие запасы на конец периода (3к). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров: Отсюда: Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения. Как было рассмотрено выше, основными источниками формирования товарного предложения в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона – местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона. Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.
2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров Прогнозирование и регулирование емкости рынка предполагает выявление и анализ закономерностей развития спроса и предложения товаров, под которым понимаются устойчивые, постоянно повторяющиеся тенденции в их развитии. В развивающейся экономике сложились следующие закономерности развития спроса: – рост общего объема потребления и спроса на товары; – улучшение структуры, потребительского спроса; – сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения. Первую закономерность – динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров и услуг относительно показателей: – валового национального продукта или валового внутреннего продукта; – национального дохода; – денежных доходов населения. Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях: – высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса; – высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары; – высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования; – высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания; – постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями; – расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг. В динамике предложения товаров на потребительском рынке нашей республики обозначились три негативные тенденции: 1) существенное падение объемов отечественного производств товаров; 2) значительный рост уровня импортизации товарного предложения; 3) снижение качества реализуемых товаров. Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс производства и потребления основных продуктов, довести государственный заказ до областей (регионов) на поставку этих продуктов в республиканский фонд. А на объемы продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, рекомендуется ввести квоты на импорт. Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессивные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что выход из экономических кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки отечественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |