Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение товаров и его связь с потребительским спросом




Предложение товаров и его связь с потребительским спросом

Лекция 16

2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров

Составным элементом рыночного механизма являет­ся предложение.

Товарное предложение представляет собой массу товаров определенного качества, предназначенных для реализации по удовлетворяющим производителя ценам. Закономерность изменения товарного пред­ложения определяется соответствующим рыночным за­коном.

Объем и структура предложения, качество представ­ленных на рынке товаров зависит в первую очередь от уровня развития, размещения, специализации и кон­центрации производства, развития технологии, широ­ты и глубины производственного ассортимента, време­ни и периода производства, использования достижений научно-технического прогресса в данной сфере и дру­гих производственных факторов. Кроме того, на вели­чину предложения влияют цены на товары и ресурсы, себестоимость производства, государственное регули­рование посредством налогов и субсидий, число про­давцов на рынке, инфляционные ожидания.

Товарное предложение включает товарные ресурсы и товарные запасы. Его размер определяется величи­ной товарных запасов и поступления товаров из всех источников.

Товарные ресурсы – это масса товаров, поступаю­щая в течение определенного времени (год, квартал, месяц) от производства и из других источников (им­порт, резервы) для удовлетворения личных и коллек­тивных потребностей населения и национальной эко­номики. Они служат источником покрытия личных и коллективных потребностей населения и частично по­требности национальной экономики.

Товарные ресурсы, как правило, не совпадают с объ­емом произведенной продукции, так как часть ее оста­ется у производителей для хозяйственных нужд и про­изводственного потребления, но могут превышать объ­ем производства продукции за счет переходящих запа­сов и импорта.

Товарные ресурсы торговли складываются из раз­личных источников, поступающих главным образом от промышленности, сельского хозяйства, самой торгов­ли и по импорту, личных подсобных хозяйств, коопе­ративов, подсобных хозяйств производственных и торговых предприятии, комиссионной торговли, совмест­ных предприятий (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Формирование и использование товарных ресурсов предметов народного потребления

 

Основная масса товарных ресурсов поступает от про­мышленности и сельского хозяйства. Преобладающую часть в источниках формирования занимает продук­ция отраслей пищевой и легкой промышленности (мя­сомолочная, пищевкусовая, рыбная, текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная).

Возрастает роль тяжелой индустрии, на предпри­ятиях которой производятся товары культурно-быто­вого и хозяйственного назначения. Вклад отраслей в формирование товарных ресурсов различный и меняется на протяжении последних лет (рис. 2). Это обу­словлено разрывом межреспубликанских и междуна­родных хозяйственных связей, кризисным вхождением в рынок, реструктуризацией экономики, дисбалансом в развитии отраслей, ослаблением государственного ре­гулирования в начале 90-х годов.

Рисунок 2 – Динамика удельного веса продукции отдельных отраслей в общем объеме выпуска продукции промышленности*

*Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (стат. сб.) Мин-стат Республики Беларусь. Мн., 2004. С. 337.

 

Основным источником ресурсов продовольственных товаров является продукция агропромышленного ком­плекса. Ему принадлежит решающая роль в обеспече­нии населения плодоовощной, мясной, молочной про­дукции. Сельскохозяйственное сырье используется для производства многих продовольственных и непродо­вольственных товаров. Производством и поставкой на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья за­нимаются сельскохозяйственные организации, агро­промышленные объединения, хозяйства населения, крестьянские и фермерские хозяйства.

Возрастает роль малого бизнеса в пополнении ресур­сов товаров народного потребления. Малые предпри­ятия производят и поставляют на рынок продукты пи­тания, посуду, обувь, одежду, игрушки и другие товары.

К источникам формирования ресурсов относятся также развитие подсобного хозяйства промышленных и торговых организаций, которые занимаются откор­мом скота, огородничеством, выловом рыбы.

Дополнительным источником образования ресурсов товаров хозяйственного назначения, гончарных, ско­бяных, пушно-меховых, сувенирных и других изделий является продукция местной промышленности, пред­приятий бытового обслуживания, народных художест­венных промыслов и ремесел. Привлечение местных источников служит одним из экономических резервов получения потребительских товаров из местного сырья и отходов крупных промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства.

Расширению ассортимента товаров, наиболее полно­му удовлетворению потребностей населения в товарах способствует развитие внешнеэкономических связей.

Основная часть товарных ресурсов используется для реализации населению через розничную торговую сеть, предприятия общественного питания, а также органи­зациям в порядке мелкого опта для дальнейшей пере­работки, образования резервов и экспорта. Товарные ресурсы, предназначенные для продажи населению и организациям для коллективного потребления, назы­ваются рыночными ресурсами.

Товарные ресурсы классифицируются по следую­щим признакам:

по потребительскому назначению – продоволь­ственные и непродовольственные товары;

по характеру образования – централизованные и децентрализованные;

по направлениям использования – рыночные ре­сурсы, внерыночное использование, экспорт, государ­ственный резерв;

по характеру распределения – централизованно распределяемые и свободно реализуемые;

по отраслевой принадлежности источников фор­мирования – продукция сельского хозяйства, промыш­ленности и т.д.

Улучшение ассортимента, качества и потребитель­ских свойств товаров является важным резервом сокра­щения товарных потерь в процессе обмена и потреб­ления, рационального использования товарных ресур­сов. Поэтому перед торговыми организациями стоят задачи по изучению спроса населения, выявлению резер­вов экономии производства, вовлечению дополнитель­ных товарных ресурсов, позитивному воздействию на производителей по созданию новых товаров, расши­рению ассортимента товаров улучшенного качества, ди­зайна, потребительских и эстетических характеристик товаров.

Определенная часть товарных ресурсов формирует­ся в потребительской кооперации. Являясь многоотрас­левой хозяйственно-общественной системой, она инте­грирована в общий народнохозяйственный комплекс.

Система объединяет 15 взаимодействующих отрас­лей и видов деятельности, в полной мере охвативших процесс расширенного воспроизводства от производ­ства и продвижения материальных благ до стадии их обмена и потребления. Она играет важную роль в удов­летворении потребностей населения в необходимых то­варах, в обеспечении сбыта продукции сельскохозяй­ственных производителей и их переработке.

Занимая сравнительно небольшой удельный вес в общей численности занятых, потребительская коопе­рация осуществляет торговое обслуживание трети на­селения республики, производит значительную часть продовольственных товаров, осуществляет заготовки сельскохозяйственной продукции у населения, колхо­зов, совхозов, фермерских хозяйств, занимается откормом скота, птицы, кроликов, разведением и выловом рыбы.

Заготовительные и торговые организации закупают более 60 видов продукции и сырья (картофель, овощи, фрукты, яйцо, мясо, дикорастущие плоды и ягоды, ле­карственно-техническое и вторичное сырье, пушнину). Система располагает соответствующей материально-технической базой. Имеются приемозаготовительные, грибоварочные пункты, квасильно-засолочные цехи (пункты), овощефруктохранилища и прочие объекты.

Значительная часть заготовительных ресурсов пере­рабатывается на собственных предприятиях, проходит полный цикл производства от закупок сырья до изго­товления и реализации готовой продукции.

Промышленные предприятия потребительской коо­перации вырабатывают плодоовощные, мясные и рыб­ные консервы, масло, сыр, безалкогольные напитки, колбасные и кондитерские изделия, хлеб и хлебопро­дукты, различные непродовольственные товары (швей­ные и трикотажные изделия, мебель, строительные ма­териалы, садово-огородный инвентарь).

Важную роль в формировании ресурсов пушнины, мехового сырья играет кооперативное звероводство. Предприятия потребительской кооперации разводят лисицу, песца, норку, нутрию.

На предприятиях общественного питания произво­дятся макаронные изделия, майонез, полуфабрикаты, кондитерские изделия и другие товары. Доля собствен­ной продукции в обороте общественного питания со­ставляет боле 60%. А в целом розничный оборот коопе­ративной торговли на 30% формируется за счет товар­ных ресурсов потребительской кооперации.

 

Регулирование товарных ресурсов осуществляется на четырех уровнях управления: республиканском, об­ластном, отраслевом, на уровне торговой организации.

Роль государства в формировании и использовании товарных ресурсов проявляется:

‒ в регулировании рыночного механизма, внешне­экономической деятельности;

‒ разработке мер по защите внутреннего рынка, поддержке отечественных товаропроизводителей, уско­рению реализации продукции промышленных пред­приятий, повышению эффективности и конкуренто­способности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках;

‒ разработке национальной программы импортозамещения;

‒ регулировании взаимоотношений между отрасле­выми министерствами, ведущими концернами, регио­нальными органами управления по вопросам формировании и распределения товарных ресурсов, оператив­ного управления ими, наполнению потребительского рынка республики необходимыми товарами.

В процессе управления товарными ресурсами кроме регулирующей функции государство осуществляет рас­пределительную функцию посредством государствен­ного заказа и квотирования.

Государственный заказ– выдаваемое организации (предприятию) от имени государства поручение изгото­вить и поставить потребителям конкретную продук­цию (выполнить работы и услуги) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, решения общегосударственных и социальных задач, укрепле­ния обороноспособности, обеспечения продовольствен­ной безопасности республики.

Для целей регулирования и защиты внутреннего по­требительского рынка, повышения эффективности взаи­модействия поставщиков и покупателей товаров исполь­зуется особый механизм, называемый квотированием. Квота – это доля участия в сбыте, устанавливаемая для каждого из участников в национальном соглашении. В ресурсном обеспечении под квотой понимаются мини­мальные задания для изготовителей по производству и поставке товаров народного потребления на внутренний рынок, закрепленные в соответствующих соглашениях между Министерством промышленности, ведущими производителями и Министерством торговли. Начиная с 1997 г. перечень квотируемых товаров, подлежащих поставке на внутренний рынок, и объемы квот утвержда­ются ежегодно с указанием поставщика-изготовителя, органа государственного управления или иной организа­ции, ответственных за поставку товаров. Но основании доведенных квот предприятия-изготовители заключают договора на поставку товаров с организациями торговли.

На областном уровне регулирование ресурсов осущест­вляется по товарам, которые производятся местной про­мышленностью и предназначены для потребления в дан­ном регионе. В основном это продукция агропромышленно­го комплекса. Облисполкомы утверждают планы распреде­ления отдельных товаров по торговым системам области, осуществляют контроль за полным освоением квот, обеспе­чивают организацию бесперебойной торговли квотируемыми товарами в розничной сети, принимают оперативные меры по перераспределению товарных ресурсов.

Управление товарными ресурсами на уровне Минис­терства торговли и Белкоопсоюза проявляется по­средством:

‒ разработки и внесения в органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной, кредит­но-финансовой, налоговой политики, ценообразования на товары народного потребления.

‒ участия в договорном процессе с отраслевыми ми­нистерствами, концернами, ведущими производителя­ми по формированию ресурсов, поставке товаров по объему, ассортименту, срокам в соответствии с потреб­ностями населения;

‒ расчета потребностей в квотируемых товарах, определения объемов квот на товары для реализации населению, освоения квот;

‒ воздействия на производителей по решению во­просов расширения ассортимента товаров, улучшения их качества и потребительских свойств, сервисного га­рантийного обслуживания, открытия фирменных сек­ций промышленных предприятий;

‒ организации проведения ярмарок, выставок-про­даж, распродаж товаров по сниженным ценам;

‒ создания необходимых условий населению для удовлетворения потребностей в товарах и услугах.

Реальные процессы управления товарными ресурса­ми осуществляются непосредственно в торговых орга­низациях. Здесь проявляются все функции управле­ния: анализ, планирование, регулирование, распреде­ление, контроль. Осуществляется долгосрочное, сред­несрочное и оперативное планирование. Коммерческие службы торговых организаций проводят большую ра­боту по определению потребности в товарах, освоению централизованно распределенных товаров, изысканию дополнительных товарных ресурсов, выбору поставщи­ков и посредников, заключению договоров на поставку товаров, контролю за соблюдением договоров поставки по срокам, количеству и качеству товаров, формирова­нию ассортимента, управлению товарными запасами, изучению спроса населения и организаций, составле­нию заявок на поставку товаров.

Основным методом планирования товарных ресурсов является балансовый метод. Суть его заключается в раз­работке материальных балансов, основу которых состав­ляет количественная оценка источников формирования и направлений распределения товарных ресурсов по потреб­ностям и потребителям. Итоги обеих частей баланса долж­ны быть равны. Их неравенство свидетельствует о наличии дефицита или излишка товарных ресурсов, что предопре­деляет регулирование их формирования и использования посредством импортно-экспортных операций, системы го­сударственного резерва и других механизмов.

В настоящее время облисполкомами и отдельными министерствами разрабатываются балансы определен­ных видов растениеводческой и животноводческой продукции (табл. 1).

Таблица 1 – Схема баланса ресурсов

Ресурсы Распределение
Запасы на начало периода Рыночные ресурсы
Поступление товаров от произ­водства и сельского хозяйства Внерыночное использование: промышленная переработка промышленное потребление потребление бюджетными организациями прочее потребление
Поступление товаров по импорту Экспорт
Прочее поступление Пополнение государственного резерва
Итого ресурсов Запасы на конец периода
Естественная убыль (исключается)  
Баланс Баланс

 

Применение балансового метода актуально и для плани­рования товарных ресурсов торговыми организациями. При определении потребности в товарах составляется то­варный баланс, учитываются переходящие товарные запа­сы и планируемые объемы реализации товаров. В зависи­мости от условий хозяйствования, целей планирования и наличия информации в практике планирования товарных ресурсов используются также методы экстраполяции дина­мических рядов продажи товаров, нормативный, экономи­ко-математическое моделирование (более подробно в следующих темах).

Обоснованное планирование товарных ресурсов спо­собствует обеспечению высоких темпов развития торго­вой организации, наиболее полному удовлетворению спроса населения в товарах.

Пример. Произвести расчет дополнительных товарных ре­сурсов, необходимых для успешного выполнения плана товаро­оборота.

1. Потребность в товарах по райпо в планируемом году опре­делена в размере 16 680 млн р., в том числе товарные запасы на конец года - 1080 млн р. и планируемый товарооборот -15 600 млн р.

2. Товарные запасы на начало планируемого года составили 940 млн р.

3. Объем закупок сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности планируется довести до 1120 млн р.

4. Объем производства продукции на собственных предпри­ятиях райпо (колбасный цех, рыбный цех, производство безал­когольных напитков) ожидается в размере 2050 млн р.

5. Доля производства собственной продукции на предприяти­ях общественного питания составит 10% потребности в товарах райпо.

6. Заключены договора на поставку товаров с частными пред­принимателями и коммерческими структурами на сумму 1100 млн р.

7. В счет договоров по внутрисистемным заказам, вышестоя­щей организации, поступит товаров с базы на сумму 800 млн р.

8. Утвержденные объемы выделенных квот на поставку това­ров для данного райпо - 5600 млн р.

Решение:

 

Спрос и предложение связаны не только с ценой, они могут непосредственно влиять друг на друга. Предложение качественно новых товаров приводит к возникновению спроса на них.

Предложение и спрос – две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона.

Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):

П = С

При П < С; имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики, Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих. потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышением уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между предложением и спросом – переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее – такое превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (3н) и поступлений товаров на рынок из всех источников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров, образует переходящие запасы на конец периода (3к). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:

Отсюда:

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения.

Как было рассмотрено выше, основными источниками формирования товарного предложения в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона – местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.

 

2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров

Прогнозирование и регулирование емкости рынка предполагает выявление и анализ закономерностей развития спроса и предложения товаров, под которым понимаются устойчивые, постоянно повторяющиеся тенденции в их развитии.

В развивающейся экономике сложились следующие закономерности развития спроса:

рост общего объема потребления и спроса на товары;

улучшение структуры, потребительского спроса;

сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения.

Первую закономерность динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров и услуг относительно показателей:

валового национального продукта или валового внутреннего продукта;

национального дохода;

денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг.

В динамике предложения товаров на потребительском рынке нашей республики обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов отечественного производств товаров;

2) значительный рост уровня импортизации товарного предложения;

3) снижение качества реализуемых товаров.

Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс производства и потребления основных продуктов, довести государственный заказ до областей (регионов) на поставку этих продуктов в республиканский фонд. А на объемы продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, рекомендуется ввести квоты на импорт.

Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессивные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что выход из экономических кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки отечественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.